КЛАССИКИГАЗ‑67ББЕЗ ГРАНИЦ | ЖИВЫЕОн не стал массовым автомобилем Великой Отечественной,тем не менее считается одним из ее символов. И не только потому,что родился и вырос во время войны, считает Сергей Канунников.Фото Александра Кульнева.Такие машины, как солдатскаяслужба, быстро приучаютценить простые и скромные,незаметные многим штатскимблага. Мотор работает ровно, без перебоев – значит, доедем куда наметили.Даже хилые брезентовые дверки и тент(вместо крыши) вызывают ощущение минутной радости: все-таки чутьменьше ледяного ветра внутри…ВОЕННОЕ ДЕТСТВОИскать темы для споров о советском«газике» и американском «Виллисе»любители смогут еще много лет. Концепция простого, легкого, полноприводного автомобиля действительно –американская. Но полноприводнаясхема (правда, тоже с заокеанскимичертами) к концу 1930‑х в Горькомуже была отработана – на легковыхмоделях. И уж здесь точно речь не идето прямом копировании. СтарожилыГАЗа вспоминали, что американский«Бантам», идейный предок «Виллиса»,они видели лишь на фото в журналах.Причем осведомленность руководства отрасли о «Бантаме» не пошлана пользу первой версии газовскогоавтомобиля. Говорили, именно нарком среднего машиностроения (емутогда подчинялся автопром) настоялна узкой, как у американской машины,284 За рулем 05/2012284-288_GAZ67.indd 28405.04.2012 16:26:56 ЧЕСТЬИМЕЮколее – 1278 мм, хотя в наличии име‑лись более широкие стандартныемосты.Задание создать легкий армейскийавтомобиль Главное автобронетанко‑вое управление РККА выдало в концезимы 1941‑го, а 25 марта ГАЗ-Р1(Р – разведчик) выехал на испытания.В августе, когда Красная Армия отча‑янно дралась с вермахтом уже под Смо‑ленском, в Горьком начали серийноепроизводство ГАЗ‑64. Выпуск, правда,был мизерным – за полтора года менее700 машин.В апреле 1943‑го автомобильмодернизировали: изменили карбюра‑тор и некоторые другие детали, колеявыросла до прежних 1466 мм. Послед‑нее было очень важно для устойчиво‑сти и проходимости. Машине, полу‑чившей имя ГАЗ‑67 (с 1944‑го – 67Б),стало легче идти по бездорожью вследгрузовикам. Именно такой вездеход,уже послевоенного выпуска, сегодняв моих руках.СТРОЕВАЯ ПЕСНЯСила и слабость 67‑го заключаласьв максимальной унификации с серий‑ными машинами. «Виллис» же соз‑давали с чистого листа. Советскийавтомобиль проектировали и готовилик производству в немыслимо короткиеЗа рулем 05/2012 285284-288_GAZ67.indd 28505.04.2012 16:27:03 КЛАССИКИ| ЖИВЫЕГАЗ‑67БРедакция благодаритконцерн «Мосфильм»за предоставленныйавтомобиль и помощьв организации съемки(она проходила в декорацияхкартины режиссераК. Г. Шахназарова «Белыйтигр»). Благодаримтакже за помощь Музейретроавтомобилейна Рогожском Валу.сроки. Он был прост, насколько можетбыть проста полноприводная конструкция, подходил для ремонта даже рукамималоквалифицированных слесарей.Двигатель со степенью сжатия 4,6 способен, в отличие от американских моторов, поедать даже то, что и бензиномназвать стыдно. У «Виллиса-МВ» степень сжатия, к слову, 6,48.Ну а слабость – тяжелые и старомодно (уже на тот момент) выполненные органы управления. Опятьже – в сравнении с американским «Виллисом». Руль и педали требуют серьезных усилий, коробка передач без синхронизаторов, механические тормозаневеликой эффективности, амортизаторы от «эмки» – одностороннегодействия. Впрочем, для небалованныхсоветских шоферов все это былоне так уж важно. Особенно если не пробовать другого.Гораздо важнее пусть и не оченьмощный, но тяговитый мотор и передаточное число первой ступени 6,4!Она компенсировала отсутствие понижающего ряда. На первой инструкциярекомендовала трогаться лишь в оченьтяжелых условиях или с пушкойна хвосте.За рулем 67‑го так и подмываетпроявить эдакое солдатское удальство.Сапог позволяет смело шагать туда,куда гражданский ботинок ступитьбоится. Так же и ГАЗ‑67 хочется пуститьв галоп по ямам и канавам. Надо толькокрепче держаться за руль и, взлетая наджестким сиденьем, не терять ногамипедали. Если удается, стоит, два разавыжав сцепление, переткнуть передачуи, огласив окрестности боевым рыком,прибавить ходу. Вот это вседорожник!Все современные полноприводныефранты на фоне 67‑го – пародия! Комфорт –солдатский.Но ведь лучшеехать, чем идти.286 За рулем 05/2012284-288_GAZ67.indd 28605.04.2012 16:33:53 На рычагекоробки флажокдля фиксациизадней передачи.Рядом ручники рычаг подключения переднегомоста. Комбинацияприборовпозаимствованау полуторки.За рулем 05/2012 287284-288_GAZ67.indd 28705.04.2012 16:33:29 КЛАССИКИ| ЖИВЫЕГАЗ‑67БГАЗ‑67В – с приводом толькона задние колеса. В ГорькомГАЗ‑67 в 1943 году сме‑создали также прототипнил модель 64, которуюс закрытым кузовом –с 1941‑го произвели всегоГАЗ‑67Б‑420. Аналогичныев 692 экземплярах. Версиюпотом строили мастерские67Б выпускали с 1944 года.и ремзаводы в разных концахПолноприводный автомобиль страны. C 1942‑го по 1945‑йс раздаткой без демуль‑на полноприводном шасситипликатора оснащалив нескольких модификациях4‑цилиндровым двигателем выпускали бронеавтомобилиполуторки ГАЗ-ММ –БА‑64. ГАЗ‑67Б, модерни‑объемом 3,3 л и мощностью зируя, делали до августа54 л.с. при 2800 об/мин.1953 года. Всего изгото‑Коробка передач 4‑ступен‑вили 92 843 автомобиля,чатая.с 1943‑го по 1945‑й – 4821,Существовал упро‑бронеавтомобилей БА‑64 –щенный опытный образец8174 экземпляра.НАШ ПАТРИАРХСТАРШИЙ ПО ЗВАНИЮДо 1945 года выпустили примерно5500 штук 64‑х и 67‑х, вместе взятых, –капля в море на фоне поставленныхпо ленд-лизу десятков тысяч «вилли‑сов» и аналогичных им «фордов».Массовым ГАЗ‑67 стал в после‑военные годы. «Газики» трудилисьв колхозах и городах, служили в армиии милиции. Ими управляли всё такие женемного суровые, мужественныеводители, летом прищуривающиесяот пыли, а зимой пристраивающиеповерх кузовов самодельные будки,которые хоть как-то спасают от мороза.Потом машины списывали и стали про‑давать частникам: в умелых руках и,разумеется, с более поздними узламии деталями они служили десятилетиями.Пусть большинство «газиков»родилось после Победы, а многие, какэтот, работающий актером на «Мос‑фильме», нажили порядочное коли‑чество неродных деталей, с ВеликойОтечественной войной эти автомо‑били можно ассоциировать по праву.Как не очень популярные нынче,а кому-то даже кажущиеся затертымипонятия «мужество», «труд», «стой‑кость». Сегодня такие «газики», внезависимости от года выпуска, частоучаствуют в парадах, посвященныхДню Победы. И эту честь они, безу‑словно, заслужили. 288 За рулем 05/2012284-288_GAZ67.indd 28805.04.2012 16:27:23