«ЛАДА-ЛАРГУС»АВТОМОБИЛИ | ПРЕМЬЕРАДЕНЬ «ЛАРГУСА»Это был не самый удачный день для фотосъемки, если иметь в виду погоду. Солнце растапливало последниесугробы, брызги от колес весело летели в камеру, украшали боковины машин… Зато это самый удачныйдень, если говорить об объекте съемки: «За рулем» первым познакомился с «Ладой-Ларгус». Антон Чуйкини Александр Кульнев (фото) – с отчетом о длинном дне в Тольятти.Пара-тройка кругов по треку,где обкатывают все новенькие «лады», – и сразу проблема: где бы помыть машину?«Не беда, – замначальника цеха сборки«ларгусов» Илью Ивашова такимипустяками не смутить, – сейчас заедемв дождевую камеру. Вот только антеннунадо будет снять. Под нас поливалкуделают повыше, а пока делим еес «калинами» и «грантами».В цехе, возвращаясь за руль, Ильяберется за ключ, хотя двигатель онне глушил. Мы понимающе улыбаемсядруг другу: бывает!А я ловлю себя на мысли, что этопервая «Лада», в салоне которой действительно можно усомниться, работает ли мотор.30А МОЖЕТ, НЕ «ЛАДА» ВОВСЕ?Первая нитка конвейера, на которойв апреле 1970 года начали выпускать«Жигули», сегодня вновь отдана лицензионной модели. Спустя 42 года кругзамкнулся, хотя, не будем грешить против классиков, правильнее говоритьо спирали: «Ларгус» на целый этаж,если не два, выше «копейки».В этом году здесь соберут примерно25 тысяч «ларгусов» и некое количество«ниссанов‑алмера». А вообще, конвейер поделят между собой три марки.Расчет на 280 тысяч машин: 70 тысяч –доля ВАЗа, столько же – «японцы»и еще 140 тысяч придется на две модели«Рено», о которых мы пока лишьстроим предположения. Есть возможность нарастить выпуск до 350 тысяч(такова полная мощность), а партнерымогут корректировать свои доли, но этодело будущего.«Пойдемте, – торопит Ивашов, –покажу еще участок моторов. Вототсюда двигатели 1,6 л отправляютсяк своим кузовам. Да, их два типа,восьми- и шестнадцатиклапанные.Система качества такая же, как на предприятиях альянса «Рено-Ниссан», ведьздесь будут выпускать и их машины.С набором людей проблем нет, хотязарплаты у нас такие же, как на соседних нитках. По крайней мере, пока…»«Таката-Петри АГ», ААТ, «Фауком», «Гестамп», «Эй-Джи-Си БСЗ» –наименования поставщиков проекта«Лада-Ларгус». Чтобы побыватьна этих предприятиях с мудренымиЗа рулем 05/2012030-034.036_Lada Largus.indd 3006.04.2012 11:39:10 иностранными названиями, вовсене обязательно оформлять визу.Первое расположено в Ульяновске(рули, подушки), затем Москва (ЗИЛ,штамповка), Тольятти (панель приборов, обивки), Калуга (штамповка),Бор (стёкла) – всего в списке 332 локализованные детали. Изготовление«Ларгуса» – это и штамповка, и сварка,и окраска, и сборка. Универсал использует часть поставщиков своих московских братьев «Рено-Логан» и «Сандеро», но процесс идет в обе стороны:при локализации «Ларгуса» былинайдены и проверены новые партнеры,которые теперь работают и на АВТОВАЗ, и на «Автофрамос». А летомиз румынского Питешти приедутштампы, на которых будут делать внутренние детали кузова для всей Европы.Лицевые панели «Лады-Ларгус», кстати,уже локализованы.МНОГО ДНЕЙ НАЗАДВсе началось… «Все началосьв 2008 году, когда «Рено» купил 25%плюс одну акцию АВТОВАЗа, – подхватывает Сергей Корженовский,заместитель руководителя проектаRF90. Так в заводских документах обозначен нынешний «Ларгус», то естьуниверсал (R90) и фургон (F90)на платформе В0 концерна «Рено»(она послужила базой «Логану»и «Сандеро», на ней же построят ещенесколько моделей).Мы начали искать точки соприкосновения, выбирать машины, которыемогли бы выпускать на АВТОВАЗе.НАЧАЛЬНАЯ ЦЕНАУНИВЕРСАЛА (5 МЕСТ,90 Л.С.) – 349 ТЫСЯЧРУБЛЕЙ; ФУРГОНА –319 ТЫСЯЧ. ПРОДАЖИЗАПЛАНИРОВАНЫНА СЕРЕДИНУ ЛЕТА. Интерьер почти точно повторяет логановский. Изменена форма козырька над приборами, оформление центральной консоли.В дорогих версиях – подогрев сиденийи электрическая регулировка зеркал (джойстик между креслами).За рулем 05/2012030-034.036_Lada Largus.indd 313106.04.2012 11:40:03 | ПРЕМЬЕРА«ЛАДА-ЛАРГУС» Экскурсия по конвейеру позволяет рассмотреть машину снизу. Отметим мощнуюстальную защиту мотора (штатное оборудование, неплохо бы другим «ладам» взятьпример) и тормоза – после российских тестовавтовазовцы выбрали самые большие дискииз доступных для комплектации «логанов».Рассматривали всю гамму, но довольнобыстро остановились на платформе В0:эти машины уже хорошо себя показали,в первую очередь в Восточной Европе.Но «Логан» уже делали в Москве,«Сандеро» также планировали выпускать на «Автофрамосе», так чтовыбор фактически был предопределен:универсал «Логан-MCV». Он удачностартовал на рынках Старого Света и,по нашим ожиданиям, пришелся быочень кстати также в России, дополнивавтовазовскую гамму».Я прекрасно помню опросы читателей на тему «Автомобиль мечты». С разницей в 13 лет, в 1997 и 2010 году, вы«рисовали» универсал на базе машинымалого или компактного класса, то естьдовольно большой, а главное – доступный, с полным или передним приводом.А маркетологи настойчиво предлагалироссиянам седаны… Мы пару лет назаддаже изобразили, как мог бы выглядетьавтомобиль мечты на базе «Поло» или«Соляриса». С «Логаном» фантазироватьне пришлось. Пришлось только ждать. Средний ряд предлагает достойное пространство трем седокам.Только ремень среднего пассажира портит картину: его надо тянуть черезполсалона, вытягивая с катушки под потолком у задних дверей. Другогорешения, позволяющего сделать его трехточечным, найти не удалось.030-034.036_Lada Largus.indd 32«В 2009‑м, – вспоминает Корженовский, – мы купили лицензиюна производство RF90, причем однимиз условий соглашения были стилистические изменения внешности и салона,чтобы подчеркнуть: это не «Дачия»,не «Рено», а автомобиль марки «Лада».Собственно, других конструктивныхизменений практически и не потребовалось: мы было хорошо знакомыс «Логаном», провели в полноммасштабе тесты универсала и знали,что машина хорошо приспособлена Добро пожаловать на третий ряд! –приглашает откинутое кресло второго.Проход нормальный, посадка тоже,места там полноценные, не детские.06.04.2012 11:39:19 ПРО 140 ТЫСЯЧЧто же за таинственные модели «Рено»в объеме около 140 тысяч в год плани‑руют выпускать на АВТОВАЗе? Вот моячастная версия: это «логаны» и «сандеро»нынешнего поколения. Поскольку появ‑ление «Логана‑2» уже предопределено(премьера осенью в Париже, а женевский«Лоджи» показал, каким он будет), а мощ‑ности по первому еще вполне дееспо‑собны – почему бы не отдать его в Тольятти,а может, и в Ижевск? Московский же«Автофрамос» сосредоточить на «Дастере»,«Флюэнсе» и прочих моделях, благо спроспозволяет. Поставщики готовы, технологи‑чески этот шаг оправдан – скоро узнаем,угадал я или нет. Легкая разминка с сиденьями –и вы многократно увеличиваетеобъем для груза.к российским условиям. Речь шла скорее о выборе комплектаций, их наполнении нужными узлами».И все-таки кое-что сделать пришлось. В процессе тестов нареканиявызвала антигравийная защита:на острых кромках колесных арокмелкие камешки оставляли сколы.«Ларгус» обрел накладки на арки –передними поделился «Логан», задниеоригинальные. Также расширили зонуобработки кузова противошумнойи антигравийной мастикой.При выборе и уточнении комплектаций учитывали наш климат.Например, отказались от версий беззаднего стеклоочистителя и, более того,подняли емкость бачка омывающейжидкости до 5 л. Экспериментировалис электрообогревателем в отопителе, Его можно измерятьхолодильниками, плитами,мешками.но результат не удовлетворил: агрегатнесколько ускорял прогрев салона,а потом скорее вредил, препятствуяпотоку теплого воздуха. Кстати, этуопцию некоторое время предлагалина московских машинах, однако спросаона не нашла. Ограничились установкой воздуховодов на второй и третий(7‑местная версия) ряды сидений.Из мелких, но важных деталей отмечупробку бензобака без замка. Ведь владельца «Логана» легко узнать на АЗС,когда он отправляется к кассе с ключоми насаженной на него пробкой…Из гаммы моторов выбрали1,6‑литровый – от дизеля и маленького бензинового в 1,4 л отказалисьпо очевидным причинам. Восьмиклапанный мотор (64 кВт) поставляютиз Румынии, а шестнадцатиклапанный В литрах это будет135/560/2350. Сзади отличий от исходной модели и тогоменьше, разве что имя-шильдик. Кстати,от ладьи в овале здесь отказались: не получалось красиво поставить на несимметричные двери.За рулем 05/2012030-034.036_Lada Largus.indd 333306.04.2012 11:39:23 | ПРЕМЬЕРА«ЛАДА-ЛАРГУС»(77 кВт) – из Португалии; с 2013‑гопоследний начнут по лицензии соби‑рать на АВТОВАЗе. Предусмотрено,что моторы следующего поколениятакже попадут в Тольятти, в произ‑водство машин на платформе В0.И, осторожно добавляют специалисты,не только… По крайней мере, моторныйзавод планируется очень серьезный,на 450–500 тысяч агрегатов ежегодно.Из гаммы больших «логанов»убраны лишь пикапы. В России на нихвсе равно городят надстройку, а в семье«ларгусов» уже есть фургон. Которыйвместе с пяти- и семиместным универ‑салами и образует модельный ряд.И все же, почему так долго ждали«Ларгус»? «Долго? – не согласен СергейКорженовский. – От момента принятиярешения, заморозки дизайна, рассылкизапросов поставщикам прошел срок,соответствующий стандартам «Рено».Это два года. Давайте еще раз: при‑ступили к проекту в конце 2008‑го;2009‑й – конструкторская, исследова‑тельская, маркетинговая проработка;с 2010‑го и до настоящего момента –работа с поставщиками, организацияпроизводства».ПРЕЗИДЕНТСКАЯ ГОНКАМы снова едем на «Ларгусе», но теперьпод колесами не бетон трека, а асфальтсамарской трассы. Это автомобильдиректора проекта Михаила Рябова,и сам он за рулем, торопится на поли‑гон АВТОВАЗа на тренировку – завтраздесь пройдет Президентская гонка,то есть руководители будут битьсяза приз главы АВТОВАЗа.Проскакиваем железнодорожныйпереезд, и я с удовольствием вспоминаю«Логан» с его чудесными, просто-такикоролевскими подвесками. «Ларгус»,даром что способен везти семерых,унаследовал плавность, комфорт, управ‑ляемость прародителя. Вспоминаюслова месье Швейцера, главы «Рено»и отца «Логана»: «Наш автомобильсовременный, доступный, надежный».Это настоящее искусство – сочетатьтри таких качества в одной машине.Но я отвлекся. Да и другие члены эки‑пажа примолкли, собираясь вздремнутьв тепле на просторном среднем диванеи в третьем ряду (нас в салоне пятерода еще поклажа). Михаил Сергеевич,увлекшись скоростью (весело идемза сотню), кладет руку на рычаг. «Что,тоже ищете шестую?» – вспоминаюсвой «Логан», на котором проехал подсотню тысяч. «Да, не хватает, – смеетсяРябов. – А кстати, какой расход полу‑чался на вашей машине?» В среднем7,6 литров на сотню. Мало? Но надоучесть, что редакционный синенькийЗР – ПРО «ЛОГАН MCV»С самого своего появления он вызывал большойинтерес, и мы ждали, что на вопрос: будет лиавтомобиль в России? – когда-нибудь последуетутвердительный ответ. Не вытерпев, предприняли экспедицию во Францию, чтобы ознакомиться с новинкой (ЗР, 2007, № 7). Отметиливпечатляющую вместимость, практичность, экономичность, поразились диковинному устройству ремня безопасности для пятого пассажира.А потом неожиданно позвонил читатель:«Я купил «Логан MCV», не хотите ли сделатьтест?». «Дачия» тогда легко победила одноклассников – «Фиат-Добло» и «Пежо-Партнер»,огорчив разве что блистательным отсутствиемна российском рынке и не вполне внятнымитормозами (ЗР, 2007, № 12).Следующим был уже материал о «Ларгусе», сделанный после его первого показана выставке в московском Манеже, посвященной 45‑летию АВТОВАЗа (ЗР, 2011, № 10).седан был большим любителем дальнихпутешествий (ЗР, 2008, № 10). А чтокасается универсала, на котором как-тодовелось проехать по магистралямФранции километров шестьсот, помнюего прямо-таки неистовую прижими‑стость. Мы ехали и ехали, а указательбензина не двигался с места, заставляяподозревать неисправность. Но нет,просто расход в 6,6 л/100 км действи‑тельно очень хорош!Мы на месте. Рябов надевает шлеми идет тренироваться на гоночной«Гранте», а я наконец получаю воз‑можность сесть за руль. И уже не выпу‑скаю его ни на полигоне, ни по дорогена завод, проделав в общей сложно‑сти километров семьдесят. Выводыпринято приберегать на потом,но не удержусь: проехал бы и семьсотДАННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЯМОДЕЛЬ«Лада-Ларгус»(некоторыемодификации)7 мест,5 мест,максимальная минимальнаякомплектация комплектацияОБЩИЕ ДАННЫЕРазмеры, мм:длина/ширина/высота/база 4470/1750/1670 (1636)*/2905колея спереди/сзади1469/1466Объем багажника (VDA), л135560Клиренс, мм**145Диаметр разворота, м11,25Снаряженная/полная1294/18491186/1701масса, кгВремя разгона 0–100 км/ч, с13,514,5Макс. скорость, км/ч165156Топливо/запас топлива, лА95/50Расход топлива:городской/загородный/11,5/7,5/9,0 12,3/7,5/9,3смешанный цикл, л/100 кмНормы токсичностиЕвро-4ДВИГАТЕЛЬРасположениеспереди поперечноКонфигурация/Р4/16Р4/8число клапановРабочий объем, смз1598Степень сжатия9,8Мощность, кВт/л.с.77/10564/90при об/мин57505500Крутящий момент, Н.м148128при об/мин37503000ТРАНСМИССИЯТиппереднеприводнаяКоробка передачМ5ХОДОВАЯ ЧАСТЬ«Мак-Ферсон»/ упругаяПодвеска: спереди/сзадипоперечная балкареечноеРулевое управлениес гидрореечноеусилителемдисковыедисковыевентиливентилиТормоза: передние/задниеруемые/руемые/барабанные, барабанныеАBS + BASРазмер шин185/65R15*В скобках – без релингов (минимальная комплектация).**При полной массе, под защитным экраном двигателя.34За рулем 05/2012030-034.036_Lada Largus.indd 3406.04.2012 11:39:24 | ПРЕМЬЕРА«ЛАДА-ЛАРГУС» Три варианта кузова (пять, семь мест, фургон), два двигателя(64 и 77 кВт), три уровня комплектации и пакеты опций образуют113 возможных вариантов «Ларгуса».«ЛАДА-ЛАРГУС» ВЫПУСКАЕТСЯ ПО ЛИЦЕНЗИИ«РЕНО» С МИНИМАЛЬНЫМИ ПЕРЕДЕЛКАМИИСХОДНОЙ КОНСТРУКЦИИ.километров, и семь тысяч, как когда-тов пробеге на «Логане». «Ларгус»очень хорошая машина. Слава богу,что не стали переделывать универсал«Логан», а просто локализовали его,начали производство на АВТОВАЗе.Действительно, его менять – толькопортить.Всегда найдется пара замечаний –для педантов. Я предпочел бы иметьстеклоочистители на обеих заднихПРО МОЩНОСТЬдверках (сейчас только слева). Покаменя не спросили, не маловаты ли зеркала, мне их хватало. И конечно, штатные дневные ходовые огни, которымиможет похвалиться даже «Гранта», –где же они на «Ларгусе»?!…Разгоряченный тренировкойРябов садится в машину и убавляетжар печки: «Показал неплохое время.И знаете что, надо обязательно машинуназавтра помыть: я смотрю, такойКОМПЛЕКТАЦИИ «ЛАДЫ-ЛАРГУС» (некоторые отличия)КомплектацияКузовДвигательВНЕШНИЙ ВИДБамперСтеклаЗеркала наружныеПротивотуманные фарыРелингиКолеса«Норма»«Стандарт»«Люкс»универсал, 5 мест, фургон1,6 л, 8 клапанов, 64 кВтуниверсал, 5 и 7 мест (фургон)1,6 л, 8 клапанов, 64 кВтуниверсал, 5 и 7 мест1,6 л, 16 клапанов, 77 кВтнеокрашенныйпрозрачныев цвет кузова (неокрашенный)тонированныечерные, механическиечерные, механические––опцияопция (–)штампованные,опция – легкосплавныев цвет кузоватонированныев цвет кузова,с электроприводом и обогревомштатное оборудованиештатное оборудованиештампованные,опция – легкосплавные–спереди электрические,сзади механическиеопцияразрезное, 40:60опцияаудиоподготовка,опция – аудиосистема–штатное оборудованиеразрезное, 40:60опцияаудиоподготовка,опция – аудиосистемаштатное оборудованиеопцияштатное оборудованиештатное оборудованиеопцияштатное оборудованиештатное оборудованиештампованныеИНТЕРЬЕРСтеклоподъемникиОбогрев передних сиденийЗаднее сиденьеКондиционерАудиосистема (CD+MP3+AUX+USB+Bluetooth)БорткомпьютерОБОРУДОВАНИЕГидроусилитель руляАBS + усилительэкстренного торможенияПодушки безопасности36механические–цельное–аудиоподготовкаводителя (штатная),переднего пассажира (опция)электрическиедве штатные:водителя (штатная),переднего пассажира,переднего пассажира (опция) водителя,опция – две боковыеИзучая табличку технических характеристик,увидел очень знакомые (помню по «Логану»)числа: 64 кВт, то есть 90 л.с. Позвольте, не 90,а 87 л.с.! Я коэффициент знаю: 1,36… Но еслив отношении всех других моторов «Дачии»и «Рено» он работает, то здесь «лошадки»взбрыкнули и приписали себе три лишнихголовы – что в тольяттинских машинах, чторанее в московских. В общем, это дело производителя, в брошюрах и проспектах пустьхоть 190 напишет. Потому что в официальных документах, скажем, редакционного«Логана» (ПТС, свидетельство о регистрации) этот же мотор выглядит честнее:64 кВт/87 л.с. Надеюсь, и на «ладах» будеттак же. А то, знаете ли, налоги, они от «лошадей» рассчитываются.В статье, во избежание путаницы,я в большинстве случаев привел мощностьв киловаттах.интерес к ней здесь!». Это точно,спортивный народ обступил «Ларгус» и даже не преминул похвалитьогроменный трюм (сиденья сложили)и поругать запаску под днищем: засядешь в колее – не достанешь. Минутчерез пять (вентиляция неплоха!)с третьего ряда донеслось: «Коллеги,нельзя ли сделать потеплее?».Я кручу ручки отопителя, силясьразглядеть обозначения на них,и опять вспоминаю свой «Логан»: этотэргономический недочет – обратныйнаклон консоли – достался «Ларгусу»по наследству. Бесполезно ругать,проще привыкнуть…Тем более впереди у «Ларгуса» долгая жизнь, а у меня, прямо сейчас, ещекилометров тридцать за его рулем.И это не может не радовать.P. S. На следующий день М. Рябоводержал победу в Президентской гонке.За рулем 05/2012030-034.036_Lada Largus.indd 3606.04.2012 11:39:25