БЕЗОПАСНОСТЬ | В ПОИСКАХ ОТВЕТСТВЕННОГОНИЧЬЯЗАБОТАВ последние месяцы мы узнаём о законодательныхи нормативных инициативах в области организациии безопасности дорожного движения чуть ли не ежедневно.Только эффекта от них будет немного, если не произойдетсамого главного – не появится один-единственныйответственный за эти темы орган, уверенИгорь Моржаретто.ПРИДАТЬ СИЛУ ЗАКОНАСразу две организации в началеэтого года предложили сделать Правила дорожного движения законом,а не документом, который утверждаетправительство. Депутат Госдумы,первый заместитель главы комитетапо конституционному законодательству и государственному строительствуВячеслав Лысаков считает, что сейчасПДД – это подзаконный акт, то естьне более чем инструкция для водителей и пешеходов. А вот в качествефедерального закона они заработаютгораздо лучше!Собственно, не он первый этопридумал: российские законодателиуже выдвигали схожие идеи. Например, еще в 2006 году фракция «ЕдинаяРоссия» поручила сенатору ВладимируФедорову (бывший глава ГАИ России)подготовить сводный закон, в которыйпредполагалось включить ПДД и ещеряд актов, регулирующих дорожноедвижение. Но дальше общей концепции дело тогда не пошло.А сейчас и Министерство транспорта разработало проект закона«Об организации дорожного движения». Свою заинтересованностьминистерство объясняет тем, чтотранспортные проблемы городов приводят к серьезным экономическимпотерям, которые достигают 7–9%ВВП в год.В настоящее время просто не существует свода правил, которые четкораспределяли бы обязанности по организации движения между ведомствамии органами власти разных уровней.Основная нагрузка лежит на ГИБДД,однако та явно не справляется. Собственно, в этом корень зла многихдорожных проблем.НА КОМИССИОННЫХ НАЧАЛАХМы думаем, не стоит изобретать велосипед заново. Давайте посмотримна мировую практику! Венская конвенция по безопасности дорожногодвижения, к которой присоединиласьи Россия, предлагает, чтобы этимивопросами занимался некий государственный орган в тесном сотрудничестве с общественными организациями.В Европе в роли первого чаще всеговыступает министерство транспортатой или иной страны (а в Испании,например, министерство по развитию).Для координации усилий государстваи общественности служит специальнаякомиссия.Самое интересное, что у насв стране тоже существует правительственная комиссия по обеспечениюбезопасности дорожного движения, ееработой руководит вице-премьер ИгорьШувалов. Входят в комиссию представители семи министерств и ведомств,которым не чужды упомянутые проблемы. Вроде все замечательно, толькоорган этот собирается крайне нерегулярно (в среднем два раза в год) и, хотяпринимает какие-то решения, все онине являются постановлениями правительства. То есть не имеют реальнойсилы. Кроме того, уважаемый г‑н Шувалов кроме комиссии по БД возглавляетеще несколько – например, по миграционной политике, развитию малогои среднего бизнеса, экономическомуразвитию и интеграции, телерадиовещанию и т. д. Понятно, что у чиновникатакого ранга нет даже возможностивникнуть в суть проблем. Вот и получается классическая ситуация семи нянек,у которых, дитя… Сами знаете.Еще один очень важный момент:правительственная комиссия, несмотряна высокий статус, не имеет средств228 За рулем 05/2012228-229_MENT Flug Morj.indd 22805.04.2012 16:56:43 (да и права ими распоряжаться) дляреализации своих решений. Хотяу каждой из организаций-участницкомиссии есть бюджет, в котором,кстати, предусмотрены затраты именнона организацию и безопасность движения. Есть еще и Федеральная целеваяпрограмма по БД, на которую, междупрочим, за пять лет было выделеносвыше 50 млрд. рублей, но эти деньгипочему-то перечислялись через МВД,судьба их во многом неизвестна (ЗР,2012, № 3).Вот так у нас все замечательноустроено, поэтому «крайним» ведомством, которое занимается организацией дорожного движения и следитза безопасностью на дорогах, сталаГИБДД. Хотя формально в ее обязанности вписана лишь последняя функция,и то лишь как контрольная. При этомГИБДД не распоряжается выделеннымидля этой цели деньгами – для этогоназначены совсем другие люди из МВД.Между прочим, в законе «О полиции» четко прописано, что «основнымкритерием оценки деятельности правоохранительных органов является мнение населения», а совсем не процентраскрытия преступлений или количество составленных протоколов. Но какраз мнением населения никто не интересуется. И в правительственнойкомиссии Шувалова, понятное дело,никаких представителей общественности нет и не предвидится. Да и звать-топо большому счету некого – организации автомобилистов у нас малочисленные и слабосильные, с экспертамипо организации дорожного движенияи безопасности проблема…В их роли все чаще приходится выступать нам, журналистам.И в наших силах через средства массовой информации рассказать о проблемеи показать примеры ее решения. Увы,госорганы наше мнение не интересует.Одно время меня и нескольких коллегприглашали поучаствовать в разработке законопроектов в ряде комитетовГосдумы, но потом звать перестали –видимо, мы оказались не слишкомудобными «соавторами»…ОДИН ЗАКОН, ОДИНИСПОЛНИТЕЛЬИтак, в Минтрансе считают, что повысить безопасность можно, толькоприняв специальный закон. Правда,не очень понятно, кому отвечать за еговыполнение; в самом министерствесчитают, что это не совсем их функция (во всяком случае, при нынешнейструктуре).– То, что тема организации дорожного движения достигла уровня федерального закона, – очень позитивныйА КАК В ЕВРОПЕ?В Европейском союзе за безопасностьна дорогах отвечает специальный орган –Европейская комиссия по транспортуи движению; ныне ее возглавляет эстонецСиим Каллас. Она вырабатывает документы,предписывающие местным органам, а такжеавтомобильным и шинным производителямвводить те или иные программы транспортнойбезопасности. Затем нормы утверждаютсяЕвропарламентом. Комиссия разрабатывает краткосрочные и долгосрочные планы.Главные цели – переход к объединеннойпанъевропейской транспортной системе,действующей по единому законодательству,а также сокращение смертности на европейских дорогах на 50% к 2020 году. Любойжитель Евросоюза (и не только!) может обратиться в комиссию и к ее руководству черезсайт с жалобой, рекомендацией или информацией о состоянии в сфере транспортнойбезопасности. Считается, что благодаря работекомиссии число жертв на европейских дорогах за 2001–2010 годы сократилось в среднемна 43% (от 3% в Румынии до 58–61% в прибалтийских странах).Помимо Еврокомиссии безопасностьюна дорогах занимаются две специализи-рованные негосударственные организации.Это образованная в 2002 году немецкимавтомобильным клубом ADAC, британскойавтомобильной ассоциацией AA и голландским клубом автотуристов ANWB организация – Европейская программа по оценкедорог (EuroRAP). Она проводит независимуюоценку состояния и инфраструктуры дорог,выявляет опасные участки и предлагает мерыпо их переустройству. В 27 странах ЕвросоюзаEuroRAP сотрудничает с 65 партнерскимиорганизациями – госорганами (как правило,министерствами транспорта), различнымиобъединениями и фондами.С 1997 года работает и Европейскаяпрограмма по оценке новых автомобилей(EuroNCAP), основанная лабораторией транспортных исследований британского департамента транспорта при поддержке правительствФранции, Германии, Швеции, Нидерландов.Ее задача – определение уровня пассивнойбезопасности автомобилей, сертифицированныхдля продажи на территории Евросоюза.На национальном уровне проблемамиорганизации движения и безопасностина дорогах занимаются, как правило, министерства транспорта.БЕЗОПАСНОСТЬ НА ДОРОГАХ – В РУКАХ СЕМИ НЯНЕК.факт, – считает научный руководитель НИИ транспорта и дорожногохозяйства Михаил Блинкин. – Хотя,по-моему, существующих законовв принципе достаточно, просто они«не дружат» между собой.– Я уверен, что в стране обязательно должен быть единый государственный орган, занимающийсявопросами дорожного движенияи безопасности, причем желательнов ранге министерства! – не сомневаетсяВиктор Похмелкин, лидер Движенияавтомобилистов России. – Возможно,эти задачи могло бы взять на себяновое Министерство автомобильноготранспорта и организации движения, –нынешний Минтранс взвалил на себяслишком много обязанностей и функций в совершенно разных отраслях.Кстати, в новое министерство могла бывойти и служба дорожной полиции.И не надо бояться симбиоза гражданского ведомства и военного. В нынешнем министерстве юстиции РФ тожеимеется военная структура – Федеральная служба исполнения наказаний.И они нормально уживаются…Как видите, общественность давноза. Даже резолюция конференции руководителей автошкол и та призывает«создать в стране экспертный совет приПрезиденте России, представляющийсобой группу экспертов по безопасностидорожного движения, включающуюученых и специалистов‑практиковв этой области».Но пока у нас официально упомянутые вопросы решают семь чиновников под руководством восьмого – вицепремьера, причем никто из них за этоответственности не несет. Так стоит лиужасаться тому, что растут цифрысмертности на дорогах?ДОВЕРЯЕТЕ ЛИ ВЫ СОТРУДНИКАМ ГИБДД?(опрос на сайте www.zr.ru, март 2012 года)За рулем 05/2012 229228-229_MENT Flug Morj.indd 22905.04.2012 16:55:27