ИЗМЕРЕНИЕ РАСХОДА ТОПЛИВАТЕХНИКА | ЛИКБЕЗПОД ВОЙ БАРАБАНОВСпецифика и скорости движения в разных странах неодинаковы. Как следствие, методика определениярасхода топлива – тоже. Каждый проходящий проверку автомобиль должен проехать по четко прописанномумаршруту – так называемому ездовому циклу. У Европы, Америки и Японии они собственные. А чемразличаются, поясняет Кирилл Милешкин.Ездовой цикл – это виртуальныймаршрут, для которого строгопрописаны все разгоны и торможения, их интенсивностьи продолжительность, максимальнаяи минимальная скорость. Вдобавок длямашины с механической коробкой оговорена даже передача, которая должнабыть включена в каждый момент времени. По сути, это имитация движенияв городах и на магистралях, характерныхдля той или иной местности.Основных методик три: европейская, американская и японская. Дабыисключить влияние погодных условий, рельефа местности и качествапокрытия на итоговые результаты,испытания проводят в лаборатории,на беговых барабанах. Именно поэтомуданные, полученные в тепличных условиях, часто отличаются от реальных.Однако только так можно максимальноАВСТРАЛИЯЭта методика разработана в Австралии.Здешний цикл называется CUEDC(Composite Urban Emissions Drive Cycle).В получасовую (1797 с) программу длябензиновых автомобилей входит четыретипа движения – от городских пробокдо магистрали. Средняя скорость на маршруте составляет 38,95 км/ч, выше тольков Северной Америке.196 За рулем 05/2012196-(1_3V)-198_Driving cycle.indd 19605.04.2012 17:32:32 На правах рекламыЯПОНИЯЯпонский ездовой цикл JC08 заработал с октября прошлого года. За 1204 с машина «проезжает» 8,17 км со средней скоростью всего24,4 км/ч. Виной столь скромного показателястали значительные простои, имитирующиеожидание у светофоров, – вот где большевсего заметно преимущество гибридов илимоделей с системой «старт-стоп». Кстати,исключив эти остановки, получим уже сопоставимые с европейскими 34,8 км/ч. Близостьэтих методик объяснима: от тесноты в мегаполисах страдают и те и другие. Поэтому показатели для смешанного цикла по испытаниямв Японии и в Старом Свете достаточно близки,чтобы рядовой потребитель мог напрямую ихсравнивать. Только учтите, что в Стране восходящего солнца фиксируют не расход топлива,а запас хода: сколько километров автомобильпроедет на одном литре. Впрочем, пересчитатьэту величину в литры на 100 км сможет дажешкольник. Для корректности замеры проводят в лабораториях,на беговых барабанах. Операторы задают нужные условия и контролируют работу водителя-испытателя. Иногдачеловека, сидящего за рулем, подменяет автоматика.196-(1_3V)-198_Driving cycle.indd 19705.04.2012 17:32:34 | ЛИКБЕЗИЗМЕРЕНИЕ РАСХОДА ТОПЛИВАабСШАСевероамериканский ездовой цикл, или, какего чаще называют, федеральная испыта‑тельная процедура FTP‑75, состоит из трехфаз (рис. а). Начальная и завершающаячасти, каждая длительностью 505 с, иден‑тичны. Между ними автомобиль «движется»ЕВРОПАЕвропейский ездовой цикл NEDC (NewEuropean Driving Cycle) в силе с 1 января2000 года. Основное отличие от прежнейметодики испытаний – упразднен началь‑ный 40‑секундный прогрев двигателя.Измерительное оборудование подклю‑чают сразу после пуска, что сказываетсяи на расходе топлива, и на чистоте выхлопа.Цикл состоит из двух частей. Первые 4 кмтестовый автомобиль «проезжает» за 780 с,имитируя городской режим движения(UDC, Urban Driving Cycle). За это времяон успевает остановиться и тронуться12 раз, набирая скорость не выше 50 км/ч.860 с, затем на 10 минут глушат двигатель.При средней скорости в 34,1 км/ч тестоваямашина «проходит» 17,8 км. По сравнениюс европейской методикой FTP‑75 выглядитжестче: уже на четвертой минуте скоростьдостигает 90 км/ч (имитация движенияпо близлежащим пригородным дорогам),Загородный 7‑километровый отрезок зани‑мает 400 с (EUDC, Extra Urban Driving Cycle),а стрелка спидометра доходит до отметки120. В итоге средняя скорость за 11 км «пути»составляет 33,6 км/ч. По полученным даннымвысчитывают расход топлива в смешанномцикле – обе части вносят вклад соответ‑ственно своей продолжительности: 36% (или4/11) – от показателей, полученных в городе,и 64% (7/11) – на трассе. Примерно таково жесоотношение городской и загородной состав‑ляющих в суммарном пробеге большинстваевропейских автомобилей. Кстати, Россия,подписавшая Женевское соглашение, тожепридерживается этой методики.а число троганий с места за 31,2 минутыдоходит до двадцати двух. Более того,к основному ездовому циклу прилагаютсядва поправочных, позволяющих приблизитьпоказатели к реальным. Эти десятиминутныетесты показывают, как влияет на расходтоплива езда на высоких скоростях с резкимиускорениями (цикл US06), а также включен‑ный кондиционер (цикл SC03).У американцев аппетит на трассе изме‑ряют в ходе отдельного испытания (HWFET,HighWay Fuel Economy Test). Этот тест (рис. б)длится почти вдвое дольше аналогичнойевропейской загородной фазы (765 с против400) и предполагает на четверть бóльшуюсреднюю скорость (77,7 км/ч против 62,6).Значительно отличаются и заокеанские про‑порции, используемые для вычисления рас‑хода топлива в смешанном цикле: 55% своегопробега американцы накручивают по городуи близлежащим окрестностям и лишь 45% –по хайвеям.Эксперты «Фольксвагена» провели испы‑тания автомобиля с 1,4‑литровым бензиновыммотором по разным методикам и выяснили,что в сертификационных документах для СШАрасход топлива на 10–16% ниже европейскихданных. Только американские покупателиэтих цифр не увидят. Производители при‑меняют повышающие коэффициенты, чтобыболее-менее уравнять показатели и оградитьсебя от возможных судебных исков. Поправки,к слову, порой превышают 30%. На беговых барабанах моделируют идеальные и в то же время вполне реальныедорожные условия: температура 20–22 ºС,близкое к норме атмосферное давление,дополнительный обдув передней частиавтомобиля для оптимального охлаждениядвигателя.корректно сравнивать показатели разных моделей. Кроме того, на выходеполучают определенное количествочастиц и газов, которые выбросилза это время двигатель. Если же автомобиль едет по дороге, собрать в специальный мешок его выхлоп – задачазатруднительная.Так, зная массу выбросов, можнорассчитать количество топлива, котороеизрасходовал автомобиль. 198 За рулем 05/2012196-(1_3V)-198_Driving cycle.indd 19805.04.2012 17:32:36