88
89
90
VOLVO C30 ELECTRICАВТОМОБИЛИ | ПРЕЗЕНТАЦИЯПРОДУКТ ГЛУБОКОЙ ЗАМОРОЗКИКомпания «Вольво» заработала репутацию производителя машин с высочайшим уровнем безопасности.А сейчас шведы активно развивают еще одно направление – электромобили. Есть ли успехи на этомпоприще, узнал Юрий Тимкин. Фото автора.Авто на электротяге заявляюто себе всё громче – многиефирмы их уже выпускают иливот-вот запустят в производство.Но массовыми они пока не стали (доляна рынке в 2011 году – всего 0,1%).И дело не только в дороговизне илиотсутствии соответствующей инфраструктуры. Один из главных недостатковтаких машин – неприспособленностьк зимним условиям эксплуатации:при минусовой температуре запасхода слишком мал. С этим мы столк­нулись при испытаниях «Мицубисиi‑MiEV». Впрочем, данный вопроснаверняка вскоре будет снят, в чем я убедился на испытаниях электрического«Вольво‑С30» за полярным кругом.ЗЕЛЕНЫЙ, БЕЛО-ГОЛУБОЙКуда ни глянь, белым-бело. Другиецвета здесь, в пригороде Кируны,встречаются редко. Из окна самолета казалось, что там, на земле,крепко за тридцать. На самом делечуть ниже нуля. Ну и как испытыватьмашину – где суровые зимние условия?Но электрические С30 (все, как один,бело-голубые) для нас хранили в специальных охлаждаемых боксах, в которыхпостоянно –25 ºC! Отсоединяю сетевойкабель от вольвовского носа, пускаюдвигатель, включаю на полную катушкуобогрев салона. Спустя три минутывнутри уже тепло, а через пять – Ташкент. Не то что электрокарам, не всякойобычной машине такое удается! Самое88ДАННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЯVolvo C30 ElectricРазмеры:длина×ширина×высота, мм 4266×1782×1447Колесная база, мм 2640Объем багажника, л 233Снаряженная масса, кг 1695Разгон 0–100 км/ч, с 10,9Максимальная скорость, км/ч 130Емкость батареи литиево‑ионныхаккумуляторов, кВт∙ч 24Запас хода, км 150ДВИГАТЕЛЬ: электрический, переменноготока, 82 кВт/111 л.с., 220 Н·м.ТРАНСМИССИЯ: переднеприводная, одно‑ступенчатая, с реверс-редуктором.ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: подвески – «МакФерсон»/многорычажная; тормоза – дисковыевентилируемые/дисковые; шины – 205/55R16.ЦЕНА: нет данных.  В голове не укладывается: морозильныекамеры за Северным полярным кругом!удивительное: заряд батареи при этомпрактически не снизился. Ведь прогревает салон автономный обогреватель,работающий на биоэтаноле или бензине. При максимальной мощности онрасходует литр топлива в час.Вообще, у С30 есть еще две климатические установки. Для электромотора и управляющей электроникипредусмотрено жидкостное охлаждение. Вдобавок есть обогрев (а в жаркуюпогоду – охлаждение) литиево‑ионныхаккумуляторов. Он включается автоматически, как только температура упадетниже –15 ºC.Аккумуляторов тут два: одинв центральном туннеле, второй подзадними сиденьями. Поэтому в сравнении со стандартной «тридцаткой»ни салон, ни багажник электроверсиитеснее не стали. Но машина существенно потяжелела: каждая из батарейвесит по 140 кг. Это не считая прочего сопутствующего оборудования.Еще одна проблема: не предусмотренаэкспресс-зарядка, а ведь практическиу всех конкурентов она имеется. Владельцу «Вольво», чтобы полностью«наэлектризоваться», каждый разпридется ждать 10 часов (при силетока 10 А; при 16 А процесс сократитсядо 6–8 часов). Так что дальние поездкиэтой машине противопоказаны, ведьза максимальным пробегом в 150 кмпоследует неизбежная многочасоваязарядка. Шведы парируют: горожанеза день проезжают в среднем 45 км,За рулем 05/2012088-(1_3g)-090_C30 E.indd 8805.04.2012 14:18:03 а значит, электрический С30 вполнеспособен играть роль повседневноготранспортного средства. Да и не предназначен этот хэтчбек для путешествий –не те размеры салона и багажника.Компания «Вольво» не была бысама собой, если бы не провела серьезную работу по доводке безопасности:электромобиль перенес более сотнивиртуальных крэш-тестов и 13 реальных. Они показали: электрическая версия защищает экипаж не хуже стандартной. «Эта информация для вас не будетлишней: сейчас вы запросто можетевстретить оленей на дорогах. Наездына них не редкость в наших краях», –предупредил перед отправлениемна маршрут один из организаторов.Забегая вперед, скажу: олени встретились, но только не на трассе, а в сторонеот нее.  От стандартного С30на панели приборов осталсялишь спидометр.  Интерьер вроде совер­шенно обычный. Но стоиттронуться, удивишься пол­ному отсутствию привычногошума двигателя.  Это не рычаг управлениятрансмиссией, а селекторвыбора режимов движения.Стильно!  Пиктограмма, преду­преждающая о разрядкебатареи, загорелась примерночерез 120 км пути.ТИШЕ ЕДЕШЬ – ДАЛЬШЕБУДЕШЬСудя по навигатору, мне предстоитпреодолеть 74 км. Маловато, ведь обещана вдвое большая автономность.Но посмотрим, что скажет маршрутныйкомпьютер на финише.Поехали! Выжимаю газ-реостатдо пола, и машина под яростнуюпробуксовку устремляется вперед.111‑сильному электрокару все равно,20 км/ч на спидометре или 80: в любомслучае ощутишь уверенное и незамедлительное ускорение (крутящий моментв 220 Н.м доступен всегда). Причем всёпроисходит в абсолютной тишине –едешь и радуешься. Правда, то и делоприходится сбрасывать ход с крейсерских 80 км/ч до 40, а то и вовсе до 30:шведы пекутся о безопасности в населенных пунк­тах, как никто. Чтобызамедлиться, не обязательно нажиматьНа правах рекламыЗа рулем 05/2012088-(1_3g)-090_C30 E.indd 898905.04.2012 14:18:07 | ПРЕЗЕНТАЦИЯVOLVO C30 ELECTRICна тормоз: машина ощутимо сбавляетскорость, стоит отпустить правуюпедаль, – срабатывает система рекуперации. И все-таки я пару раз (за городом, конечно) набрал максимальные130 км/ч. Машина, судя по ощущениям,была способна и на большее, однакопроизводитель считает: если отодвинуть порог ограничения, запас ходаизрядно уменьшится.Из-за большей массы электрический С30 ощущается водителеминаче, нежели обычная «тридцатка».Подвес­ка явно работает на пределе –малейшие неровности доводят еедо пробоя. И в поворотах внушительный вес чувствуется. Хорошо хоть,аккумуляторы закреплены низкои в пределах колесной базы – это положительно отразилось на развесовке.А вот и середина пути. Здесь,на парковочной площадке базы EsrangeSpace Center, которая будет использоваться компанией Virgin Galactic длязапуска космических туристов, разворачиваюсь и отчаливаю в обратномнаправлении. Попутно замечаю, чтобатарея разряжена как раз наполовину.Ну так и ехал я отнюдь не экономно –сплошные разгоны и торможения.Будем исправляться. Точно: стоилопоехать поспокойнее, ситуация сразуизменилась. У финишной черты датчикпоказал, что запас энергии уменьшилсяна две трети. А коль скоро заряд ещеостался, надо им пользоваться, –и я отправился дальше наматыватькилометры.ОТ РАЗРЯДКИ ДО ЗАРЯДКИ  Меж тремя климатическими установкамиэлектродвигатель не разглядеть – он в самомнизу моторного отсека.  Электрический «Вольво» заряжаетсятолько от обычной сети. Экспресс-зарядка,как у конкурентов, не предусмотрена.Поездил по Кируне и удивился, чтоместные жители не обращают вниманияна бесшумный бело-голубой хэтчбек –уже привыкли. Хотя за год производствасделали всего около 50 электрических«вольво‑С30». До конца года планируютпроизвести еще две сотни. Причем частным лицам передовую технику не предлагают. Приобрести электромобильмогут только организации и тольков лизинг. Плата – 1200 евро в месяц.Между тем компьютер показал:заряда остается на 20 км пути. А принажатии акселератора на панели приборов стала высвечиваться черепаха,символизирующая, что скоростьмашины ради меньшего расхода энергии теперь ограничена 60 км/ч. Потомзажегся индикатор разрядки батареи.Теперь электроника не давала ехатьбыстрее 30 км/ч.Что же, на полностью заряженном шведском электромобиле удалосьпроехать без малого 120 км. Вродене так много, однако не забывайте, чтоприличную часть маршрута я летел,в салоне постоянно работал климатконтроль, играла музыка. Другие электромобили при таком расточительствеводителя да еще зимой столько точноне проехали бы. Так что из всех экологически чистых собратьев «Вольво‑С30Электрик», пожалуй, наиболее близокк реальным условиям эксплуатации.Впервые после общения с электромобилем я подумал: у него есть будущее,и оно не за горами.ПОЕЗДКА НА СЗ0 ELECTRIC ПОКАЗАЛА: У ЭЛЕКТРОМОБИЛЕЙЕСТЬ БУДУЩЕЕ. И ОНО СОВСЕМ БЛИЗКО.  В этих краях знакипредупреждают не толькооб оленях, но и о возможности появления на дорогахсобачьих упряжек. Экзотика!90За рулем 05/2012088-(1_3g)-090_C30 E.indd 9005.04.2012 14:18:11