ПРИРОДЕ ВЕЩЕЙГИДРОМУФТАКОМПОНЕНТЫ | ОСмотрите на iPad:Ставим экпериментВЕРТИЛЯТОРЫЭксперимент по замене механизма сцепления в автомобильнойтрансмиссии парой вентиляторов провелиАлексей Воробьев‑Обухов и Михаил Колодочкин.Почти каждый наверняка пом‑нит первую самостоятельнуюпопытку тронуться с местана машине с механическойкоробкой передач. Левая нога злитсяна правую, та отвечает тем же. Моторглохнет либо рывком бросает васвперед. А трогаться в горку совсемвесело. Столь же весело учиться ездитьна о‑о‑очень маленькой скорости: таки хочется придавить педаль сцепления,не обращая внимания на недовольствоинструктора и запах подгорающихнакладок. И каким же кайфом послевсего этого представляется открытие:педалей в машине может быть не три,а всего две… И мотор не будет глохнуть,какой бы неумелой ни была ваша пра‑вая нога.Каким образом двигатель, которыйнеустанно крутится, связан с коле‑сами, неподвижно замирающими, еслиавтомобиль встал перед светофором?Почему он не глохнет и ничего не под‑горает? Автоматическая коробка пере‑дач – устройство довольно сложное,однако простейший эксперимент помо‑жет кое-что прояснить.Задачу сформулируем по-ученому:требуется передать момент от враща- щегося вала на неподвижный,юне соединяя их механически! Реше‑ние – на фото. Ставим друг противдруга два вентилятора: первый изо‑бражает коленчатый вал двигателя,второй – вал коробки передач. Первыйвключаем в розетку: лопасти завер‑телись, создали напор воздуха – воти вторая крыльчатка пришла в движе‑ние! И ее энергию уже можно исполь‑зовать. Если затормозить лопасти(поберегите пальцы!) ведомого устрой‑ства, то ведущий вентилятор никакна это не отреагирует и продолжитвращаться. Вот, собственно, и все.Настоящая коробка-автоматгораздо сложнее, но момент от двига‑теля передается на нее похожим обра‑зом. Крыльчатка на коленчатом валувыполняет роль насоса, создающегопоток специального масла, лопастиведомого «вентилятора» работают кактурбина. Масло гоняют по кругу, воз‑вращая часть энергии обратно к насосу.Вся конструкция обрела формубублика – его устанавливают междудвигателем и собственно коробкойпередач с планетарными рядами шесте‑рен. Передает энергию поток рабочейжидкости, которая отбрасываетсяс лопаток насоса на лопасти турбины.На практике бублик усовершен‑ствовали (и усложнили!) настолько,что он из гидромуфты (такая стояла,например, на ЗИМе) превратилсяв гидротрансформатор. Здесь междунасосным и турбинным колесами стоитеще одно – так называемый реактор,связанный с насосным колесом черезобгонную муфту. При большой разницеоборотов насоса и турбины реакторблокируется, – тогда на насосное колесопоступает больше жидкости, крутящиймомент увеличивается при большойнагрузке примерно втрое.Зачем же вообще нужна обыч‑ная коробка с ее шестеренками? Еслибублик умеет изменять величинукрутящего момента в зависимо‑сти от нагрузки на ведущие колеса,то «чего же боле?» Увы, способностибублика сильно ограничены, а потомузаменить собой диапазон в пятьшесть передач он не может. Крометого, нужно ведь организовать режимзаднего хода, «нейтралку», «паркинг».Долгое время недостаткомгидротрансформатора считалось про‑скальзывание ведомой и ведущейкрыльчаток друг относительно друга,приводившее к повышенному расходутоплива, но сегодня научились авто‑матически замыкать их между собойв режиме равномерного движения,так что машины с такой коробкой рас‑ходуют почти столько же топлива, каки с механикой.172 За рулем 05/2012172_Propp.indd 17205.04.2012 14:18:40