СВЕТОДИОДНЫЕ ФАРЫТЕХНИКА | КОНСТРУКЦИЯДИОДЫ – В МАССЫСветодиоды – наиболее вероятные преемники ксенона в фарах – открывают новые горизонтыв автомобилестроении, делая езду более комфортной и безопасной. Чтобы выведать все инженерныехитрости, Кирилл Милешкин отправился в гости к «Ауди» и «Опелю».Головной свет в современномавтомобиле должен бытьмногофункциональным.Однако и у навороченнойксеноновой фары возможностиограничены. Причем разгулятьсяуправляющей электронике не даютсами источники света, ведь их всегодва, по одному в каждой фаре. Дажекрутясь, как зенитка при авианалете, «прожектор» не сможет охватить своим лучом одновременнои дорожный знак на левой обочине,и примыкание дороги, и приткнувшийся справа грузовик безгабаритных огней. Крометого, при встречном разъездеводитель фактически лишается помощи левой фары:та, чтобы не ослеплять, упираетвзгляд в асфальт.А вот в светодиодную фаруможно уместить по паре десятков источников света, и каждыйбудет освещать свой сектор передмашиной. Еще один плюс такойконструкции: диоды долговечнеексенона (заявленный срок службыдо 100 тысяч часов, фактическивесь срок жизни автомобиля).И вдобавок относительно недорогив производстве (речь о самих лампах, а не о фаре в сборе с умнымивспомогательными системами).Поэтому светодиоды мало-помалупоявляются в автомобильнойоптике. «Ауди» и «Опель» сделалиследующий шаг, создав новое Специфика светодиодных фар позволяетпридать им любую форму, перекомпоновавотдельные сегменты. Настоящий подарокдля дизайнеров!поколение многорежимного головного освещения.СЕКЦИИ ПО ИНТЕРЕСАМНа топовые модели «Ауди» сейчасустанавливают фары двух типов.Адаптивный биксенон с приставкой «плюс» перенастраивает пучокв зависимости от скорости, принятого в стране лево‑ или правостороннего движения и наличиявстречных или попутных автомобилей. Значительную часть подсказок он получает от навигационнойсистемы, меняя блюда из световогоменю с ненавязчивостью вышколенного официанта. Отправленыв отставку противотуманные фары,а переключение ближнего и дальнего света доверено автоматике.К услугам водителя есть городской,пригородный, магистральный,всепогодный режимы и режимпроезда перекрестков.В более современныхсветодиодных фарах наборудобств тот же, но реализоватьих проще – за счет несколькихисточников света. Доплату за них154 За рулем 06/2012154-157(1_2G)_Svetodiod.indd 15411.05.2012 12:58:29 Смотрите на iPad:как они работают Человек направляет луч фонарика, имитирующего встречную машину, на «Ауди»со светодиодными фарами – и свет расступается перед ним, как море перед Моисеем.Прогалина послушно следует за человеком,если он делает шаги в сторону. Умныефары берегуют глаза не только встречных,но и попутных водителей.просят немалую даже по сравнениюс ксеноном, но не из-за сверхспособностей, а по причине довольно скромных объемов выпуска. Отказатьсяот коррекции фары в вертикальнойплоскости светодиоды не позволяют.Зато по горизонтали каждый светитстрого в отведенный сектор. При приближении встречной машины по сигналу с камеры начинаются чудеса.Чтобы не слепить водителя дальним,достаточно притушить всего два-триисточника света, направленных емув глаза. Остальные полтора десяткапродолжают работать! В результате –максимальный комфорт обоим рулевым. А по мере приближения к впередиидущему автомобилю электроникапостепенно опускает пучок света, ориентируясь на задние габаритные огни.Эти две доработки, очевидно, черезпару лет уже пойдут в серию.ДЕСЯТЬ ЛЕТ,ПЯТЬ ПОКОЛЕНИЙОпелевская система адаптивного головного освещения AFL (Adaptive ForwardLighting) готовится выйти уже в пятомпоколении. Как и в Ингольштадте, Разложенная на компоненты светодиодная фара выглядит внушительно. За кадромостались вентиляторы охлаждения (подобие кулеров в системном блоке компьютера),поддерживающие температурный режим внутри фары.За рулем 06/2012 155154-157(1_2G)_Svetodiod.indd 15511.05.2012 12:47:35 | КОНСТРУКЦИЯСВЕТОДИОДНЫЕ ФАРЫО ЧЕМ ЕЩЕ ФАНТАЗИРУЮТ В «АУДИ» В «Ауди» не прочь позволить себе некоторые вольности в думах о перспективнойсветотехнике. Например, предлагают покрытькузов так называемыми органическими светодиодами. Паста, нанесенная тончайшим слоем,светится при подаче электрического напряжев Рюссельсхайме остановили выборна светодиодах. Ключевое отличиев том, что в качестве основного светавзяли дальний. Разумеется, в городеи на освещенных дорогах задействованы другие режимы, но вне их включается полная иллюминация. Схожи принцип действия: как только камерафиксирует встречный или попутныйавтомобиль, слепящие светодиодыубавляют яркость. Но не гаснут полностью, чтобы не создавать эффект выбитых зубов.В отличие от коллег, решившихсятолько на статическую презентацию,опелевцы провели для нас тест-драйвпо дорогам общего пользования.Подтверждаю: ни один из десятковпопавшихся на пути водителей не был«Зафира Турер» и «Астра GTC»,последние новинки марки,обладают чуть более широкими способностями, нежелиния. Горящие глаза технологов подсказывают,что заменой только стандартной оптики онине ограничатся. Внешняя подсветка кузоваможет выражать настроение водителя, а целоесветовое панно – информировать о маневрахедущих сзади. Правда, материал не переноситтемператур выше 80 ºС. Да и никаким ГОСТамтакая светотехника не будет соответствовать.ослеплен. За изменением световой границы я наблюдал с восторгом ребенка,впервые увидевшего новогоднююгирлянду. Представляете, «Инсигния»даже дарит яркие лучики попутноймашине. Ее водителю лучше видно обочины и придорожные знаки, хотя привзгляде в зеркала заднего вида кажется,что горит обычный ближний свет.В ответ на вопросы, сколько стоитопция и когда появится на рынке, специалисты лукаво улыбались. Однакоутверждали, что готовы запуститьсветодиодные фары в серию чуть лине прямо сейчас. Светотехника ужеобкатана и заточена под дизайн«Инсигнии», рестайлинг которой, судяпо всему, презентуют на осеннем салонев Париже. Вряд ли кто-то из массового«Инсигния». Камера «Опель ай»(Opel Eye) оценит дистанциюдо впереди идущей машиныи направит свет ниже ее зеркал Наиболее приближена к серийной новаяконструкция заднего противотуманного фонаря – сюда приспособили лазер. В дождь илитуман его лучи, расходящиеся в форме треугольника, отлично видны. В ясную погоду проекция лазера на дорожное полотно в виде алойпоперечной линии убедительно обозначаетбезопасную дистанцию.сегмента сможет опередить компанию«Опель».Но сколько попросят за такиефары? Думаю, даже двойное удорожание относительно ксеноновых –отличное предложение. Правда, дляпремиальных «Ауди» разница наверняка будет больше. Зато на российскихдорогах пользу от такой опции труднопереоценить.Однако есть существенное «но»:омыватель фар для светодиоднойматрицы «Опеля» пока не предусмотрен, что в наших условиях немаловажно. Да и сомнительно, что он будетэффективно работать при столь сложной форме и обширной площади фары.В общем, разработчикам еще естьк чему приложить голову.заднего вида. Умному «глазу»не помешает даже рельеф местности: завидев уходящее вверхполотно дороги, электроникасмело поднимет взгляд – и,разумеется, откорректирует егопосле того, как сама машинапойдет на подъем.156 За рулем 06/2012154-157(1_2G)_Svetodiod.indd 15611.05.2012 12:57:09 ИСТОРИЯ AFL-ФАР ОТ «ОПЕЛЯ» AFL пятого поколения (на нижнемснимке) деликатно обходит те объекты,которые может побеспокоить своим светом.В реальности это выглядит столь же четкои эффектно.В 2002 году, когда опелевцы выпустили первое поколение AFL, биксеноновые фары еще были достаточно редки.В Рюссельсхайме же их научили поворачиваться на угол до 15º в каждую сторону и дополнили подсветкой поворотовс охватом до 90º. Представленный вместес «Инсигнией» в 2008 году свет имелвосемь автоматически перенастраиваемыхрежимов. Учитывая стоимость модели, аналогов на рынке он не имеет и по сей день.Отмечая гигантский шаг вперед относительно предшественника, «Опель» пожаловал системе звание третьего поколения.На правах рекламыЗа рулем 06/2012 157154-157(1_2G)_Svetodiod.indd 15711.05.2012 12:47:39