СПОРТ | МНЕНИЕКТОВ ТЕРЕМЕЖИВЕТОказывается,эта детская сказка –о современномавтоспорте, считаетВадим Крючков.Представьте, что одиноко стоящий домик – тот или инойчемпионат или раскрученнаягонка. Зайчики-побегайчики,норушки, квакушки – командыс сопоставимыми бюджетами.Уживаются вместе, как говорится,в тесноте, да не в обиде. И тут он,косолапый, в облике талантливогопилота с финансовой поддержкоймощного автопроизводителя. Казалось бы, должно стать лучше: и персонаж заметный, и денег в общийбюджет подбросит, и в раскруткепоможет. Но нет, проходит совсемнемного времени – и теремок начинает трещать. Первое место, онословно медом намазано, и забронирует его сильнейший обитательтеремка. За примерами далекоходить не надо.Тон задал Михаэль Шумахер.Вот ведь совпадение – Мишкапо-нашему. В альянсе с «Феррари»выдал серию из пяти титулов подряд, с 2000 по 2004 год.Чемпионат затрещал (в немэкстренно поменяли все правила).Да, гонщик безмерно талантлив,но нельзя же совсем без интриги!Только очухалась Формула‑1от семикратного Шумахера (тамс «Бенеттоном» еще пара титуловприбавилась), как пришла достойная смена: Себастьян Феттельи «Ред Булл». Серебро в 2009‑м,золото в 2010 и 2011 годах. ПричемФеттель не только очень хорошкак пилот, но и молод, а потомуимеет шанс перекрыть Михаэлевырекорды.Еще тяжелее пришлось теремкупод вывеской «Чемпионат мирапо ралли». «Ситроен» с Себастьеном Лоэбом страшнее медведяшатуна. В спячку не впадают: стартовав в 2004 году, выдали сериюиз восьми титулов подряд! Очередная, девятая победа не выглядитнесбыточной мечтой – Себ не потерял мотивацию и по-прежнемубыстр. Это – спорт? Тогда где реальные конкуренты? Если же не спорт,а хорошо оплаченное шоу, то какоймудрец прописал такой бездарныйсюжет?Легендарный 24‑часовой«теремок» в Ле-Мане напрочь придавлен мишкой породы «Ауди»:с 2000 по 2011 год – десять побед.Команда явила свету пятикратных победителей Франка Биелуи Эммануэля Пирро и восьмикратного Тома Кристенсена. Лишьдважды, в 2003 и 2009‑м, первоеместо досталось «Бентли» и «Пежо».В нынешнем июне «Ауди» имеет всешансы повторить успех, посколькус уходом «Пежо» реальных соперников не осталось.Тенденция «большой мишкапридавил норушек» прослеживается даже в «туринговом» чемпионате, сравнительно молодом.Заводская команда «Шевроле»и талантливейший Иван Мюллервытеснили из серии других производителей. Нет сомнений, чточастников единственная заводская команда одолеет играючи,а Иван, скорее всего, в очередной Посмотрите,в «туринговом»чемпионате совсемнедавно состязались четыре заводские команды.Теперь монополист – «Шевроле».220 За рулем 06/2012220-221_kritika.indd 22011.05.2012 18:38:17 раз объедет своих одноклубниковРоберта Хаффа и Алана Меню.Привлечет ли такая монополияна подиум новые марки, умножит ли число зрителей на трибунах?Понятно, каждый производительрвется победить – никто не желаетоплачивать места вне подиума.И, по сути, самый удобный вариант: у каждого производителя свойтеремок. Иначе говоря, гигант покупает талант и находит себе чемпионат, где все остальные – массовка.Путь нынче модный. Безусловно,удобный, с точки зрения финансистов и маркетологов.Но он убивает автоспорт. Никаким гарниром не замаскироватьотсутствие интриги, никаким надуванием щек не повысить ценностьпобеды в отсутствие достойныхконкурентов. Да и зритель не дурак,рано или поздно найдет себе честное зрелище.А есть ли теремок, куда мишкиеще не добрались? Да, и не один.Во‑первых, моноклассы – гонкина более или менее одинаковыхавтомобилях одной модели. В нихсоперничают пилоты. А так, чтобыи гонщики боролись, и командныйзачет не был номинальным?Британский «туринговый»чемпионат ВТСС существуетс 1958 года. За это время там так Судя по всему, цельЛоэба и «Ситроена» –выиграть раллийныйчемпионат десятьраз подряд. Забавно,но безумно скучно.и не появилось серийных победителей. Чемпионат считаетсясамым боевым и, пожалуй, самымпрестижным. Пусть вас не вводитв заблуждение его национальныйстатус, по факту соревнования международные. Там набирались опытауже упомянутые Биела и Мюллер.Там оттачивали мастерство такиезвезды мирового «туринга», какГабриэле Тарквини, Фабрицио Джованарди, Алан Меню, Роберт Хафф,Рикард Райделл, Джеймс Томпсон,Джейсон Плейто и другие. А всепотому, что обошлось без мишки,раздавившего теремок.Вывод напрашивается самсобой: проблему гигантов, убивающих интригу, должны решатьспортивные власти. Рычаги у них,поверьте, есть. А как быть с темичемпионатами, где путь от всплеска интереса до «когда же оннаездится» пройден? Опять какв теремке. Когда домик рухнул подтяжестью мишки, звери собралисьи выстроили новый, лучше прежнего. Что же, пора начинать. Легендарныймарафон в Ле-Манедавно уже сталвотчиной «Ауди».За рулем 06/2012 221220-221_kritika.indd 22111.05.2012 14:43:40