БЕЗ ГРАНИЦ | BMW ART CARSМАСЛО,КИСТЬ, БМВАнна Клепач любит искусство и автомобили. И, наконец, нашла тему, где эти две сферы слились воедино.Не зная предыстории этойколлекции, понять, почемувдруг БМВ раскрашеныстоль нетрадиционно, просто невозможно. А история этадовольно проста. В 1975 годуфранцузский гонщик Эрве Пуленне захотел ехать в ле-мановской24‑часовой гонке на машинев заводском окрасе. «Надо бы выдумать что-нибудь эдакое», – решилон и обратился к своему знакомому,скульптору Александру Калдеру.А уж тот не поскупился на яркиецвета и превратил гоночный автомобиль в нечто неслыханное.А дальше пошло-поехало!За годы, прошедшие с моментапоявления первого движущегосяарт-объекта, из-под кисти разныххудожников выехало 17 машин.Каждая – произведение искусства.Для настоящего творца ведь всеодно – что холст, что кузов автомобиля. К сожалению, не всем этиммашинам удалось снискать гоночную славу. Ну и пусть. Второй арт-кар – 3.0 CSL появился в 1976 году.Американский художник Фрэнк Стелла (кстати, фанат автогонок) нанес на кузов автомобиля лаконичный рисунок в черноми белом цветах. «Мой дизайн словно чертеж, перенесенныйна корпус машины», – описал свое творение Стелла. Под номером 93, красующимся на капоте, прячется первыйавтомобиль, положивший начало коллекции BMW Art Cars.240 За рулем 06/2012240-242(1_2g)_BMW Museum.indd 24011.05.2012 14:40:11 Роберт Раушенберг внес свою лепту в развитие идеи галереи на колесах. В 1986 годуему достался уже не гоночный автомобиль, а серийный. Раушенберг первым использо‑вал фотографии в своей работе, а заодно намекнул на проблемы экологии, связанныес автомобилями. БМВ‑535i, раскрашенный японцемМатазо Каямо в 1990‑м, получилсясамым элегантным во всей коллекции.Тема этого арт-кара – «Снег, лунаи цветы». В своей работе художникопирался на традиционные японскиетехники создания рисунка. По задумкесоздателя, облик автомобиля долженотсылать к культуре современнойЯпонии. В 1989 году за кистьвзялся австралийскийхудожник Кен Дан.На поверхность БМВ‑М3 онперенес атмосферу своейродины. Для этого Кениспользовал все много‑образие ярких красок,а за основу образа быливзяты попугай и рыбапопугай. По мнениюхудожника, они лучшевсего отражают суть брен‑да – красоту и скорость.На правах рекламы240-242(1_2g)_BMW Museum.indd 24111.05.2012 18:52:21 | BMW ART CARS Обычно арт-кары гастролируют по мирунебольшими группами, редко где встретишь ихсобранными воедино. Полюбоваться искусствомна колесах можно периодически в Лувре, венецианском Палаццо Грасси, музеях Гуггенхаймаи Нью-Йорка. В полном составе коллекциюизредка воссоединяют только в родном гнезде – музее марки БМВ в Мюнхене. В 1977 году украшать гоночную технику доверилиРою Лихтенштейну, приверженцу поп-арта и любителюкомиксов. Концепция проста: вид из окна едущего авто.Художник «вложил в него все, на что был способен».Такое рвение не прошло бесследно – в Ле-Мане машинастала девятой в общем зачете и первой в своем классе. Два года назад Джефф Кунс изобразил на M3 GT2 взрыв красок.Глядя на этот арт-кар, думаешь, что машина едет. Вдохновениесоздатель черпал из самого объекта творчества – промчал на немпару кругов по гоночной трассе. Немудрено, что скорость переданахудожником столь убедительно: разгон до сотни у этой «картины»занимает 3,4 секунды! В 1979‑м БМВ‑М1 попал в руки Энди Уорхола.Художник не стал тратить время на создание макета,как поступали его коллеги, а взял кисть и за 23 минутыпревратил авто в произведение искусства. Быстро! Ведьавтор задумал изобразить скорость, которая смазываетлинии и цвета. На спортивной арене этот БМВ оказалсяпочти столь же быстрым, как рисунок на нем, – шестоеместо в общем зачете. В 1999 году Дженни Хольцер получила возможность расписать V12 Le Mans Roadster. Свою задачу художница понялабуквально и нанесла на кузов автомобиля различные надписи,отображающие ее мировоззрение. Центральный тезис – «Защититеменя от того, что я хочу».242 За рулем 06/2012240-242(1_2g)_BMW Museum.indd 24211.05.2012 14:40:18