ИССЛЕДОВАНИЯ,ТЕХНИКА | НОВИНКИ,ИЗОБРЕТЕНИЯ«БОШ» БОРЕТСЯ СО СНОМДолгая монотонная дорога или нудное стояниев пробках – и вот она, сонливость, тут как тут.Нечего и говорить, cколь опасен даже секундныйпровал в объятия Морфея: на шоссе они легкомогут стать смертельными! Предотвратить угрозудолжны системы, наблюдающие за состояниемводителя: в нужный момент они предложат сделать паузу на чашечку кофе или полчаса сна.Разница между устройствами заключаетсяв типе сенсоров и алгоритме обработки сигналовот них. Например, можно следить за веками илихарактером движения глаз. А популярные в автомагазинах приборы «Антисон» и вовсе включаюттревогу, когда меняется проводимость кожис накоплением усталости. Но, оказывается, можнообойтись и без дополнительных датчиков, еслиавтомобиль оборудован электроусилителем руляили системой динамической стабилизации. В этомслучае сенсор угла поворота баранки уже присутствует и его сигнал можно интерпретировать какиндикатор усталости водителя.Оказывается, у водителя, которого одолеваетдремота, меняется мелкая моторика, движениярулем становятся менее точными, приходитсячаще корректировать траекторию. Весьма типичен случай, когда в течение некоторого времени Дело к ночи,машина завиляла –пора остановитьсяна отдых!ПРУЖИНЫ СТАНУТ ЛЕГЧЕСкоро стальные пружины подвески уйдут в прошлое: компания «Согефи» (Sogefi) научиласьделать их из… пластмассы! Речь идет о композитном материале, усиленном стекловолокном.Написать это предложение было куда проще, чемпридумать и освоить технологию. Итак, основойновой пружины служит стержень из пропитанногоэпоксидной смолой витого стекловолоконногоканата диаметром всего в пару миллиметров.На него специальная машина навивает волокнапод углом 45° – то в одну, то в другую сторону.Таким образом, торсионные напряжения в получившейся струне превращаются в растягивающие Пластиковыепружины справятсерийную премьеруна «Ауди-R8 e‑tron».руль неподвижен, а затем вдруг рывком поворачивается на небольшой угол. К этой информацииконтроллер добавляет данные о длительностипоездки, равномерности движения, работе поворотников и времени суток. В итоге рекомендацияпередохнуть от новой системы «Бош», серийнойна «Фольксвагене-Пассат Олтрак», поступает какраз вовремя.или сжимающие усилия этой навивки. Затем ещемягкая будущая пружина навивается на сердечникиз легкоплавкого металла. В печи, при температуре100 °C, пружина затвердевает и обретает упругиесвойства, а сердечник плавится и вытекает из нее.Что же имеем в итоге? Красивую, нержавеющую и более толстую на вид пружину, котораялегче стальной на 40, а то и 70%. Например, для«Ауди-А4» она весила бы 1530 г вместо сегодняшних 2660 г. А это экономия топлива автомобилеми… заводом-изготовителем пружин: новая технология втрое-впятеро менее энергозатратна, чемтрадиционная. И компания-разработчик оченьгордится тем, что будет выбрасывать в атмосферуна 0,5 г меньше СО2 с каждой желтой, красной,зеленой и т. п. пружины!162 За рулем 06/2012162-164(1_2V)_Novinki6.indd 16211.05.2012 13:35:08 Колесную формулу 4×4 применительно к мер‑седесовскому спорткару SLS AMG E‑Cell можноинтерпретировать и так: четыре колеса и четыремотора. Такое шасси разработано в британскомБриксуорcе и найдет свое воплощение в огра‑ниченной серии, которая выйдет на рынокв 2013 году. Индивидуальные электромоторыдля каждого из колес расположены в переднеми заднем мостах и развивают в общей сложности533 л.с. и 880 Н.м крутящего момента. Так чторазгон до сотни за 4 с для этого электроболида –вполне реальная динамика. Но главное, на чторассчитывают разработчики, – возможность абсо‑лютно гибко регулировать распределение тягипо колесам, чего пока не могут самые совершен‑ные системы стабилизации ESP.Высоковольтные литиево‑ионные батареиэнергоемкостью 48 кВт.ч разместились в цен‑тральном туннеле кузова и оснащены жидкостнымохлаждением. Еще два контура охлаждения пред‑назначены для самих электромоторов и силовойэлектроники. Любопытно, что при экстремальновысокой температуре батареи дополнительноохлаждаются… климатической установкой. Ведьлучше вспотеть, чем взорваться.На правах рекламыНА ЧЕТЫРЕХ МОТОРАХ Вид на электрошасси сзади. Хорошо видны батареи, установленныев туннеле. Один из электромоторов со снятой крышкой.162-164(1_2V)_Novinki6.indd 16311.05.2012 13:35:10 ИССЛЕДОВАНИЯ,ТЕХНИКА | НОВИНКИ,ИЗОБРЕТЕНИЯМАССАЖ КАК БОНУСНовый «Кадиллак-XTS» предупредит водителяоб опасности, «помассировав» ему определенныечасти тела. Речь идет о новой системе CadillacSafety Alert Seat, в которой вибрации подушкисиденья служат сигналами о потенциальныхугрозах.Например, если автомобиль уходит с полосыдвижения вправо или влево без включения поворотников, то задрожит соответственно правая илилевая ягодица. При опасном сближении с препятствием спереди или сзади при парковке вибрируетпередняя часть сиденья или задняя. Ну а еслизадрожала вся подушка, значит, угроза подступиласо всех сторон!«Это как если бы кто-то похлопывал васпо плечу, чтобы привлечь внимание в толпе, –говорит Раймонд Кифер, технический специалистпо системам активной безопасности «Джи-Эм». –Использование тактильных ощущений дляпредупреждения об угрозе столкновения – эффективный и интуитивно понятный способ передачи сигнала, пробивающий завесу визуальнойи аудиоинформации, которой водитель и так перегружен». А о полезности новой опции для слабослышащих уже не говорим.В меню настроек системы можно выбрать тактильные сигналы для дублирования самых разныхзвуковых или визуальных индикаторов. Взять,к примеру, парктроник. С помощью видеокамерводитель видит происходящее вокруг автомобиля,а на 8‑дюймовый ЖК-экран выводятся указания системы. Когда автомобиль движется назад,сиденье генерирует несколько резких импульсовс обеих сторон подушки при первичном обнаружении препятствия, а после этого – повторныеНА ВЗЛЕТ!Он наконец взлетел и даже прошел все необходимые сертификационные испытания – нидерландский автолет PAL-V (Personal Air andLand Vehicle). Долой пробки, даешь взлетнуюполосу! Она, кстати, нужна совсем короткая –всего 165 м, причем сойдет и ровная лужайка.А для приземления хватит и вовсе 30 м, причем посадочная скорость всего 50 км/ч. Это Гроза пробок на дороге… …и в воздухе. Чтобыпомассироватьлевую ягодицу,надо выехатьна встречнуюполосу. Шутка.импульсы по мере приближения к нему. Одновременно система отслеживает приближениеавтомобилей, движущихся сзади в поперечномнаправлении, реагируя на них вибрациями левойили правой частей подушки сиденья.означает, что для получения необходимых навыков будущему шоферу-пилоту понадобится лишь20–30 часов тренировок.Двухместная машина – это не самолети не вертолет, а нечто среднее под названиемавтожир. Вместо крыльев подъемную силусоздает несущий винт, который раскручиваетсяне мотором (он здесь, кстати, бензиновый, мощностью 230 л.с.), а набегающим потоком воздуха. Поэтому для взлета 680‑килограммовогоаппарата и нужен разбег. Тягу создает толкающий пропеллер, расположенный сзади. При ездепо дорогам несущий винт складывается и автолетумещается в габариты 4×1,6×1,6 м. В этом режимезапаса топлива хватает на 1200 км, которыеможно проехать со скоростью до 180 км/ч. Динамика тоже впечатляет: всего 8 с до сотни.Ну а что в воздухе? Скорость больше не становится, а вот расход топлива увеличивается, такчто пролететь удастся лишь 350–500 км, в зависимости от загрузки.Ну так что, в авиасалон за новинкой? Придется подождать, пока разработчики найдутинвестора, готового финансировать освоениепроизводства. Машина, однако, настолько инновационная, что оценить будущий спрос довольносложно.164 За рулем 06/2012162-164(1_2V)_Novinki6.indd 16411.05.2012 13:35:11