КУРЬЕР | ВЫ НАМ ПИСАЛИКак борются с пробками в Канаде? Какие рассказы номинировались на премию «Автомобильза миллион рублей»? Заезжайте в наш почтамт – узнаете!ПАРКИНГ УХОДИТ В НЕБОПо данным статистического управления Канады, среднее время, затрачиваемое жителями страны на дорогус работы и на работу, составляет 63 минуты, а в Торонто и Монреале – 80 минут. Как здесь борютсяс пробками, рассказывает житель Торонто Юрий Воронцов.Торонто и его пригороды пересекают четыре скоростных шоссев направлении с запада на востоки пять – с юга на север. И если,например, из центра Торонто до егозападной границы по улицам ехатьминут сорок-пятьдесят, то по скоростному шоссе домчишься минутза десять. Все крупные торговые центры и универмаги расположены вдольскоростных шоссе. Только Eaton'sCentre, самое старое торговое заведение, находится в центре мегаполиса.Но с течением времени он все большестановится просто исторической достопримечательностью.Основные улицы города и скоростные шоссе, пронизывающие БольшойТоронто, оборудованы выделеннымиполосами двух видов: для общественного транспорта, то есть для автобусови такси, и так называемые HOV Lanes(High Occupancy Vehicle Lanes) –полосы для автомобилей, в которыхедут два человека или более. На шоссеэти полосы, как правило, объединяютв одну. Чтобы выделенные полосыне простаивали зря в период спадатранспортного потока, одиночкамтоже разрешается пользоваться ими,но только не в часы пик, – как правило,до 7 утра, с 9 до 16 и после 18 часов,а также по выходным.Все светофоры на перекресткахБольшого Торонто оборудованы датчиками интенсивности движения:каждый из них сам определяет, сколькогореть сигналу. Если же улицу захочетпересечь пешеход или велосипедист,то нужно нажать кнопочку – и жди,когда тебе загорится зеленый.Многими светофорами могут дистанционно управлять спецавтомобили(пожарные и т. п.), чтобы заблаговременно включить себе зеленый,когда они спешат по вызову. Подобным образом оборудованы и некоторые рейсовые автобусы, однакопри одновременно посланном на светофор сигнале приоритет останетсяза спецавтомобилем. Кстати, в Канадетолько машины скорой помощи,пожарной службы и полиции снабжены проблесковым маячком и сиреной. Даже премьер-министр Канадыне имеет права устанавливать мигалку.Практически на всех большихулицах запрещена не только стоянка,но и остановка. Не говоря уже о скоростных шоссе, где остановка означает,что с вами что-то приключилось. Еслиостановитесь, к вам немедленно подъедет полиция, чтобы оказать помощь.А по центру Торонто колесить можнодолго: ни одного места, где смогли быбесплатно припарковаться, не найдете. Если повезет, на широкой улицеотыщете паркомат, но там, как правило,машину можно оставить максимумна пару часов. Зато повсюду платныепарковки – и под землей, и на земле,и многоэтажные гаражи над землей.Средняя по городу цена – 9 долларовза час или 23 доллара за весь день.Словом, в центральную часть городаедут только в случае крайней необходимости. Гораздо разумнее оставитьмашину на одной из многочисленныхперехватывающих парковок, у станциипригородного поезда или метро. Таммашина может простоять весь деньдолларов за четыре-пять, а то и вообщебесплатно, если парковка далекоот центра.При всем при том город ищет путиулучшения транспортной ситуации.Появляются новые идеи. Уже не первый год звучат предложения сделатьплатным въезд в центр города, а такжебрать плату за проезд по основным скоростным шоссе (пока в Торонто толькоодно из них платное). Другие разрабатывают интеллектуальную сеть светофоров, которые, общаясь друг с другоми учитывая погодные и другие условия,постоянно адаптируются к условиямдвижения и разруливают транспортныепотоки в масштабах всего города. Былдаже проект строительства нового скоростного шоссе… над озером Онтарио.Да, Торонто не Москва. Но подсмотреть кое-что не мешало бы.104 За рулем 06/2012104-106.108_Letters 06-2012.indd 10411.05.2012 15:42:58