ПАЗ‑3204ГРУЗОВИКИ | АВТОБУСПАЗ УПОЛНОМОЧЕНЗАЯВИТЬ…о том, что создал почти идеальную машину для города: дизельную,компактную и с автоматом! Автобус будущего обкатывалиМаксим Приходько и Константин Якубов (фото).Эту модель завод осваиваетс 2009 года, однако полноценное семейство сформировалосьтолько сейчас. Потребителямбудут предлагать автобусы различной вместимости, с бензиновым либодизельным двигателем и, главное,с автоматической трансмиссией! Этоне только ради заботы о водителе,но и для экономии при эксплуатации.В условиях городского движения сцепление в сборе летит быстрее прочихузлов, а настоящих профессионаловза рулем нынче негусто. Учитывая, чтопо запчастям новая модель на 40%совпадает с заслуженным «пазиком» –трудягой 3205, она может стать хитомавтопарков. Рассказ об автобусе поделен на две части: для тех, кто сядетза руль, и для нас, пассажиров.ПАССАЖИРСКОЕ МЕСТОНачнем с посадки. Попасть в автобусможно через две двери. Поднялисьна три ступеньки – и вы в салоне.Если честно, первая высоковата, затомашина свободно подойдет не толькодля города – ведь «пазики» у насгде только не встречаются. Салонрассчитан на 21 сидячее место, еще25 для тех, кто, как в народе говорят,постоит – не развалится. Поручниудобные, находятся там, где положено.На момент нашего знакомства за бортом было –1 ºC, а внутри – благодать,спасибо трем отопителям. Глядишь,и зимой не замерзнем. При движениив салоне потряхивает: подвеска-тов основе грузовая. Ничего, проехатьпо городу свои пять-семь остановок – не укачает. Зато окна большие.ПАЗ‑3204Машина вагонной компоновки. Маскаи корма пластиковые. Гидромеханическийавтомат «Эллисон‑2100» доступен толькос дизельным двигателем «КамминсISF3.8s3168». Бензиновые моторы могуткомплектоваться как газовской коробкой,так и механикой от ZF. Часть моделейвыпускают с заводской подготовкой подгазовое оборудование «бутан/пропан».Автобусы малого класса выпускаютсяв 17-, 21‑ и 25‑местном вариантах. Ценановой машины – от 1 млн. 700 тыс. рублей,с автоматом на 250 тыс. дороже. ПАЗ‑3204дважды, в 2009 и 2010 годах, становилсялучшим автобусом года в рамках выставкиМАФ. С 2009 года по настоящее времявыпущено 3 тыс. машин. Проектная мощ‑ность – 15 тыс. штук в год.204 За рулем 06/2012204-205_PAZ.indd 20411.05.2012 14:23:13 Автоматшестиступенчатый,американскогопроизводства.Кресло водителя, хотя и снабжено многимирегулировками,понравилосьне особо.ПАВЛОВСКОМУ АВТОБУСУ 80 ЛЕТ!Завод начал свою работу в 1932 году какпредприятие, которое обеспечивало ГАЗшоферским инструментом и кузовнойарматурой. С 1952-го начат выпуск автобусов на базе грузового автомобиля ГАЗ-51.В настоящий момент производственнаялинейка автобусов малого класса имеетболее 30 модификаций. Автобус ПАЗ –самая массовая машина для пассажирскихперевозок в стране.ПАЗ-651 (1952)ДАННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЯПАЗ‑3204Размеры:длина×ширина×высота, мм 7600×2410×2880Колесная база, мм 3800Количество/ширина дверей, мм 2/650Радиус разворота, м8,9Снаряженная/полная масса, кг 5485/10 000Вентиляция принудительная и естественнаяСистема отопления 3 отопителяРасход топлива, л/100 км 18Максимальная скорость, км/ч 100ПАЗ -652 (1961)ДВИГАТЕЛЬ:Cummins ISF3.8s3168, дизельный, Р4, 3,76 л,124 кВт/168 л.с. при 2600 об/мин.КОРОБКА ПЕРЕДАЧ: А6.РАЗМЕР ШИН: 245/70R19,5.Маленьким пассажирам хрестоматийное место у окошка наверняка понравится.ВАГОНОВОЖАТЫЙНа рабочее место водитель павловскогоавтобуса попадает, как водится, черезсвою дверь: какая-никакая, а профилактика сколиоза. Рулевая колонкарегулируется по наклону, селекторавтомата, можно сказать, под рукой,но выглядит инородным телом. Буржуйская трансмиссия подразумеваетплощадку под «лишнюю» левую ногу,однако ее я так и не нашел. Заводские испытатели мою чечетку и вовсене поняли. Сам же мотор хорош.Его дизельные камминсовские силынеплохо звукоизолированы, во всякомслучае, меня его шум не раздражал.Я перевел селектор в положение D,проверился по многочисленным зеркалам – и поехал, проигнорировавреплику Кости: «Не дрова везешь».Через 300 метров пути от управленияавтоматическим «пазиком» поймалтакой драйв – не передать! Если мне,далеко не профессионалу в деле укрощения автобусов, он сразу оказалсяпо зубам, то что говорить о спецах?Они наверняка поставят новичку зачетавтоматом.ПАЗ-672 (1968) Режим «взлет-посадка» для того, чтобыпопасть на рабочее место, – визитная карточказавода. Вот отчего упитанных испытателей«пазиков» не встретишь.ПАЗ-3205 (1989) Каждому пассажиру – по мягкому месту!Салон нового автобуса пахнет, как у любойнашемарки. Но запах быстро выветривается благодаря обилию форточек.ПАЗ-3237 (2003)За рулем 06/2012 205204-205_PAZ.indd 20511.05.2012 14:23:33