244
245
246
БЕЗ ГРАНИЦ | МОСТЫСОЕДИНЕНИЕУСТАНОВЛЕНОЕще не изобрели колесо, но уже приходилось форсировать ущелья и реки верхом или пешком.Даже сваленное поперек пропасти дерево – чем не мост? Но сохранились и весьма необычныеконструкции, на поиски которых отправился Алексей Воробьев‑Обухов.Бревно не бревно, однако ещестоят мосты, возведенные ажв VI веке до нашей эры древ‑ними вавилонянами. Тогдаосновными строительными материа‑лами были дерево и камень. Первыйв мире железный мост построилив Англии в 1779 году. Примернов 1818‑м научились подвешивать мостына цепях, а спустя 42 года появилисьмосты из бетона. Железобетон при‑шел в мостостроение еще позднее –в начале следующего, XX века. А послеВторой мировой в бетон научились  В Бильбао это сооружение, построенноев 1893 году, называют Бискайским мостом.Но мост ли это? А может быть, паром?Кабина длиной 14 м и шириной 10 м подобноканатной дороге перевозит до шести авто­мобилей с берега на берег за полторы мину­ты и 30 евроцентов. Но есть альтернативаподороже. За 5 евро вас поднимут в лифтена 45‑метровую высоту, и там сможете про­гуляться по пешеходному мосту до следу­ющего лифта, идущего уже вниз. Во времягражданской войны в Испании уникальныймост разрушили, чтобы не пропустить войскагенерала Франко, но в 1941 году его восста­новили, а в 2006‑м ЮНЕСКО признала мостчастью всемирного культурного наследия.  Складные мосты наводят инженерныевойска: к переправе лихо подъезжают тяга­чи с понтонами, за считаные секунды с нихраскладываются сложенные гармошкойсекции. А вот в Киле (Германия) подобнуюширму – Хёрнбрюкке – установили стаци­онарно. Этот стальной мост с деревяннойпроезжей частью длиной 25,6 м предназна­чен для пешеходов и велосипедистов. Хотяпри ширине 5 м тут вполне разъехалисьбы и две легковушки. Но – нельзя. Темне менее истраченные в 1997 году почти20 млн. дойчемарок не пропали зря: соору­жение стало городской достопримечатель­ностью и привлекает любопытных по 12 разна дню, когда мост разводят на 15 минут.244 За рулем 06/2012244-246_Bridges.indd 24411.05.2012 15:04:42   Когда пролеты самоговысокого подъемного мостаЕвропы – моста ГюставаФлобера в Руане – поднимают на 55 м, на нем нельзяоставаться ни в машине,ни пешему с фотоаппаратом.А жаль, ведь какой видоткрывается! Но даже в опущенном состоянии до водыостается 10 м. Длина мостасоставляет все 120 м.Сооружен в 2008 году.  На каждом из концовКоринфского канала (отделяет материковую Грециюот Пелопоннеса) стоитпо погружному мосту.Не дай бог оказаться тамв автомобиле, когда мостс помощью системы тросовопускают! Над полотномбудет восьмиметроваятолща воды. Проходящимздесь судам такой глубинывполне достаточно.  Наклонный мост – настоящая редкость. Пролет у него не прямой, а изогнут в виде дуги: если ее наклонить вбок, то откроется проход для судов. Миллениум-бридж возвели в 2001 годув Ньюкасле (Англия). Восемь электромоторов общей мощностью433 кВт опрокидывают его полотно на 45° за 4,5 минуты.Сооружение, хотя и предназначено лишь для пешеходови велосипедистов, немаленькое: длина 126 м, высота в поднятом состоянии около 50 м. Да и вес приличный – целых 850 т!За рулем 06/2012 245244-246_Bridges.indd 24511.05.2012 15:04:48 | МОСТЫзакладывать предварительно натянутые тросы, после чего пролеты длинойсвыше 200 м стали обычным делом.Сегодня просто длинный мост,честно говоря, не слишком удивляет.Интереснее, когда тяжеленный пролетможет двигаться, причем не так, какпривычные петербуржцам развод­ныемосты. Мостостроители, перед которыми ставилась задача пропускатьпо рекам корабли с высокими мачтами,применяли самые разные конструкциии механизмы. Пролет умудрялись поворачивать вокруг вертикальной оси,поднимать вверх параллельно самомусебе, складывать наподобие ширмы,валить набок, скатывать в рулон…и топить в реке под килем проходящихсудов.Впрочем, лучше один раз увидеть,чем сто раз прочитать.  Подъемными мостами удивляют не толькоза бугром. Их можнонайти в Ростове-на-Донуи Калининграде (железнодорожные), Астрахани (однажелезнодорожная колеяи две полосы для автомобилей). Перечень неполный.  В Лондоне есть необычный, пожалуй, даже уникальный пешеходный мостикв бизнес-центре ГрандЮнион-Канал. Его конструкцию придумал в 2004 годуархитектор Томас Хитервик(и получил за нее премию!).С помощью гидроцилиндровполотно изгибается, как хвостскорпиона, и за три минутысворачивается в восьмиугольный рулон. Длина этого пешеходного пролета всего 12 м,а посмотреть на удивительноезрелище можно по пятницам,в полдень.  Открытый в 2001 году мост Аль-Фирданчерез Суэцкий пролив – самый длинныйв мире поворотный переход. Две его секции,каждая по 320 м длиной и весом по 5000 т,поворачиваются на 90° за 15 минут. Оси секцийрасположены несимметрично: 170 м приходятся над берегом, 150 м – над проливом. Поэтомуна коротком плече есть противовес. Жаль, чтопрокатиться по мосту можно лишь на поезде.  А вот по самому длинному в Германии поворотному мостуКайзера Вильгельма, что расположен в Вильгемсхафене,вполне можно проехать в машине. C момента постройкив 1907 году его уже дважды таранили суда, хотя для нихоткрывается проход шириной 58,6 м! Мост шириной 8 мрешили не делить на два направления, поэтому светофорыпропускают машины то туда, то обратно. Но велосипедистымогут не обращать внимания на эти сигналы. Расстояниемежду опорами 159 м.246 За рулем 06/2012244-246_Bridges.indd 24611.05.2012 15:04:51