54
55
56
57
LADA GRANTA, CITROEN C5 – С НАГРУЗКОЙ И БЕЗАВТОМОБИЛИ | СПЕЦТЕСТВы едете на дачуили в путешествие всейсемьей? Да вдобавоксо скарбом? СергейВоскресенский оценил,как ведут себя автомобилис грузом и без оного.Фото Александра Батыру.СИЛАТЯЖЕСТИ54За рулем 07/2012054-057_GRANTA & C5.indd 5406.06.2012 17:41:42 Каждый из нас время от временипревращает свой автомобильв грузовик. Дача, путешествия, переезды, ремонты…А у некоторых и доставка товаровк небольшим торговым точкам.Конечно, большинство водителейчувствуют «потяжелевшие» реакцииавтомобиля, инертность тормозовили изменившуюся работу подвесок, не говоря о выросшем расходетоплива. Но интересно выразитьнекоторые из этих ощущений в числах. Как конкретно изменение массывлияет на поведение автомобиля?Откуда ждать подвоха, тормозя в полсо 100 км/ч или резко крутанув рульпри объезде препятствия?«Лада-Гранта» – типичный для своего класса массовыйавтомобиль, к тому же новинка.Ну а «Ситроен-С5» с гидроактивнымиподвесками последнего поколения(Hydroactive III+) был выбран как ееполный антипод.СИЛА БЕЗ ТЯЖЕСТИПеред замерами продольнойдинамики придется добавитьк снаряженной массе автомобилейпримерно два центнера: это два человека (водитель и приборист) и измерительная аппаратура. Данную массусчитаем базовой.Очевидный минус «Гранты» –отсутствие антиблокировочнойсистемы. А еще тяжелая и инертнаяпедаль тормоза и перегрев механизмов уже на третьем торможениисо 100 км/ч свели на нет изначальноположительные эмоции. С трудомполучили 47 м минимального тормозного пути. Большинство автомобилейобычно укладывается в 40–42 м.Жаль, ведь в прочих дисциплинах «Лада-Гранта» весьма неплоха.Гибкий и легкий на подъем двигатель, упругие, энергоемкие подвес­ки,надежная управляемость. Руль,правда, немного прикусывает около«нуля» (особенность электроусилителя), да и обратная связь так себе.Но в целом бюджетная машина оказалась заметно интереснее, чем ожидаливначале. Результат (см. табл.) оченьнеплох даже на фоне иномарок. Другое дело, что на переставке повседнев­ная легкость общения с «Грантой»  Правильно и четко «развесить» автомобиль – половина дела.  «Ситроен» взвешивают с работающимдвигателем. Иначе гидропневматическиеподвески уйдут в парковочный режим.быстро исчезает. С ростом скоростирастут и крены, реакции становятсятяжеловесными. Но предельная скорость выполнения маневра высока.И поведение вполне стабильное, безсюрпризов.У «Ситроена-С5» его активныеподвески постоянно ищут некий оптимальный уровень кузова над землейи никак не могут найти. От укачиванияздесь спасает только режим «Спорт»:как ни странно, именно он позволяетнаконец почувствовать весь комфортумного шасси.Автомобиль с почти двумя тоннами «зачетной» массы без трудаукладывается в условную норму минимального тормозного пути (40 м). Причем делает это с первых трех-четырехпопыток. «Гранте», которая легчепочти вдвое, для «зачетных» 47 м понадобилось 12 торможений и ювелирнаяработа сидящего за рулем.Что же касается управляемости, немного повозиться пришлосьи с «Ситроеном». При резких маневрахнеотключаемая система стабилизации (ESP) вступает в действие оченьрано, сбивая водителя с толку и самостоятельно корректируя траекторию.Но когда к особенностям этой системынаконец привыкаешь, то общий языкс машиной находишь быстро. На переставке С5 показывает достойныйЗа рулем 07/2012054-057_GRANTA & C5.indd 555506.06.2012 17:41:50 | СПЕЦТЕСТLADA GRANTA, CITROEN C5 – С НАГРУЗКОЙ И БЕЗ  Даже полностьюгруженный «Ситроен»в повороте легко отрывает от земли внутреннеезаднее колесо.  Это не дрэг-рейсинг.Перегруженный багажникразгрузил ведущие колеса,поэтому на педаль газа машина реагирует так.  Чистый проход коридора!ЭХ, НАГРУЖУ!По сути, ничего не изменилось, манекеныостались на месте, но весомая часть балласта (200 кг) перекочевала в багажник«Гранты». Жизненный вариант: народуполный салон, вдобавок вещи надо захватить. Как разгрузилась передняя ось, виднодаже невооруженным глазом. Как этоощущается за рулем? Если не делать имрезких движений, то почувствуете разницутолько по излишней пробуксовке ведущихколес. Зато на переставке машина сначалани в какую не реагирует на поворот руля,но затем начинает так вилять задом, чтотолько держись. Поэтому лучше распределить груз по салону как можно равномернее.56  На спидометре «Гранты» скоростьпод сотню, ну а на самом деле лишь немногим более 90 км/ч.  Не верится, что скорость высокая, настолько точно машина следует командам водителя.Кстати, спидометр у С5 очень точный.результат, оказываясь к тому же на редкость послушным и цельным в управлении.Но самое главное впереди: как онитормозят и управляются?С тормозами груженой «ЛадыГранта» беда! Выросший на 4,5 м тормозной путь – серьезный недостаток.И это результат нескольких лучшихпопыток у нас, испытателей. А у обычного водителя все может оказаться кудахуже. У С5 «Гидроактив» грамотноперераспределяет нагрузку по колесами осям. Лишь десятки миллиметровпроигрыша самому себе, и это с полнойнагрузкой! Впечатляет!На переставке подвески груженого«Ситроена» заработали еще лучше,чем у полупустой машины. Особеннозадняя, теперь активно помогающаяводителю. Как следствие, мягче сталавмешиваться система стабилизации.И С5, что называется, поехал. С кренами, с визгом шин, но так цепко, будтои не получал довеска. Браво, «Гидроактив»!С «Ладой-Гранта» чуда не произошло. Легким и менее четким сталруль – своеобразный индикаторПОД ЗАВЯЗКУЗагружаем автомобили до разрешеннойполной массы. С появлением забулькавших водой манекенов на заднихсиденьях и дополнительного балластау нас в ногах поведение машин явноизменилось. «Лада-Гранта» тут жезадрала нос, разом потеряв былую легкость. «Ситроен», напротив, даже улучшил и без того отличную плавностьхода. При этом дорожный просветостался на прежнем уровне. Вот оно,торжество науки и «Гидроактива»!Посмотрите в таблицы. С ростомзагрузки обе модели стали медлительнее примерно на 2 с в разгоне с местаи при замерах эластичности. Правда,в последней номинации «Ситроен»,оснащенный автоматом и дизелем,потерял меньше. Зато в максимальнойскорости он сдал позиции, в отличиеот «Гранты».За рулем 07/2012054-057_GRANTA & C5.indd 5606.06.2012 17:41:56 Смотрите на iPad:грузим по полной.ЗАМЕРЫ ЗР: ВЕСОВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ  Заметный крен на переставке вызван, скорее всего, сработавшей системой стабилизации, которая притормозила одно из колес.разгруженности передней оси. Задум‑чивее сделались реакции. На пере‑ставке мешают запаздывания, свя‑занные с кренами и с тем, что задняяось перестала помогать водителю.У «Гранты» ощутимо усилиласьнедостаточная поворачиваемость:при резком повороте руля машинагораздо дольше «думает». Резуль‑тат – проигрыш самой себе примерно4 км/ч и заметно увеличившаясянагрузка на водителя: баранку теперьприходится крутить о‑го-го с какойбыстротой и размахом! А это не толькоснижение предельной скорости,но и ошибки, приводящие к потереконтроля. Помимо антиблокиро‑вочной системы «Гранте» не поме‑шала бы… нет, не активная подвеска,а простенькая система стабилизации.ИТОГИ И РЕКОМЕНДАЦИИИтак, чем тяжелее автомобиль, темсложнее его поведение, особеннов критических ситуациях. «Ситроен»с его умным «Гидроактивом» скорееДорожный просвет, ммМодельabМ1, кг (%)cчастичная/полная частичная/полная частичная/полнаяМ2, кг (%)M (M1+M2), кгчастичная/полнаячастичная/полнаячастичная/полнаяCITROEN C5150/150170/170160/1601179 (61)/1238 (57)754 (39)/934 (43)1932/2172LADA GRANTA185/175230/175165/180694(57)/743 (51)523 (43)/714 (49)1217/1457исключение, чем правило. Самоековарное в том, что перегруженнаямашина, как правило, способна ехатьбыстро, а вот управляться и тормозитьбудет так себе.Зато владельцы «ситроенов»с гидропневматикой могут радоваться.Потрясающе стабильная езда с нагруз‑кой и без – компенсация за нередкиеслучаи преждевременного отказа«Гидроактива» на наших дорогах.Видимо, идеальное решение находитсягде-то посередине. Не зря же в под‑вески современных легковых автомо‑билей все чаще встраивают пневмоэле‑менты…И еще: езда с полной нагрузкой,особенно длительная, требует увели‑чить давление в шинах обеих осей.Если в авто есть соответствующаятабличка, то согласно ей, если нет –прибавить 0,2–0,4 бар к базовому.За рулем 07/2012054-057_GRANTA & C5.indd 575707.06.2012 12:03:24