РЕМОНТ и СЕРВИС | КОНКУРС ЗНАТОКОВМАНЕВР ОТЧАЯНИЯЗа ответ на задачу № 51 «О силе чувства» (ЗР, 2012, № 4) Дамир Хайровиз Московской области получает навигатор MNS‑525MP фирмы Mystery Electronics c высокопроизводительным процессором Samsung и GPS-модулем NXP компании Philips Semiconductors.Как ни крути, тема безопасностидля нас весомее любых других.Здравомыслящий человек дажена пешей прогулке приключенийне ищет, а за рулем тем более. Но еслистолкнется у туалета с соседом по коммуналке, возможен конфликт. Точнотак и некоторые маневры на дорогелучше разграничить во времени. Этаидея и легла в основу задачи № 51.Сюжет прост. Водительпрофессионал рассуждает о вождениимашины в поворотах. Я, мол, практик,водил ЗИЛы, ГАЗы, МАЗы и КамАЗыв любых поворотах и в любую погоду.Считаю, что главное – хорошо чувствовать машину. А кто с этим не согласен,пусть докажет, что я не прав!..Некоторых читателей такое заявление шокировало: в ответах – праведный гнев. Но будем объективны:в вождении автомобиля талант играетдалеко не последнюю роль, а для понимания простейшей физики не требуетсяособое образование, – так что прекрасных водителей немало и среди самоучек. «Хорошее чувство машины» – эточеткое ощущение черты, которуюзаступать нельзя. Представьте себяводителем рейсового автобуса с пассажирами: нужно довезти людей вовремяи без лишнего риска. Ясно, что никакоеобразование не заменит опыта. Не станешь же рулеткой обмерять каждыйповорот и решать уравнения. С природой и ее законами невозможно договориться, это не полиция. Физическиезаконы даже нарушить невозможно.И если вылетел с трассы, то именнов подтверждение этих законов!В повороте автомобиль испытываетдействие дополнительных сил. Та, которая загибает траекторию машинывнутрь поворота, названа центростремительной. Создает эту силу дорога,толкая в сторону центра поворотаколеса, а с ними и автомобиль. И раз уждорога толкает колеса, они, в свою очередь, толкают дорогу, но уже от центраповорота. (Это хорошо видно на снегу,в песке и т. п.) Эту силу назвали центробежной. Она лишь следствие центростремительной. Не забыли школьные«действие и противодействие»? Эти двесилы равны по величине, но приложенык разным объектам, поэтому нельзяна схеме обе прикладывать к машине:в сумме будет нуль – что заставитмашину поворачивать?В то же время любые ускорения автомобиля в плоскости дорогиограничены сцепными свойствамишин и покрытия. Или, по науке, ихкоэффициентом сцепления. Положим,он не выше 0,8, причем не зависитот нагрузки на шину, направления ееработы и т. д. Тогда никакое ее ускорение не может превысить 0,8g = 7,85 м/с².Соответствующие силы сцепленияшин нужно складывать геометрически,с учетом их направления, – тогда прииспользовании 60% одновременнои на торможение, и на поворот получаемв сумме около 85%, или 6,67 м/с².Еще не страшно, но бди! А вот еслиехать быстрее, тратя на поворот 90%сцепных сил, да попробовать притормозить с интенсивностью 60%, получимгеометрическую сумму 108%. То есть,как сказал наш победитель, есть возможность «начать прокладывать новуютрассу за пределами дороги». (Увы, хотякратчайшее расстояние между двумяЗАДАЧА № 54ЗА МИРНОЕСОСУЩЕСТВОВАНИЕ«Лето в разгаре. Признаюсь: соседствас байкерами побаиваюсь, стараюсьдержаться от них подальше, вот толькоудается это не всегда. Похвастатьсябольшим опытом не могу, к тому жесовершенно не знаю особенностейэтих мощных машин. Мне они кажутсяочень неустойчивыми, да и тормозныевозможности не те, что у автомобиля:ДТП видел не раз! Надеюсь, опытные люди меня просветят: как нужновести автомобиль рядом с байкером –на сложной трассе, с плохим покрытием, мокрой, скользкой?»Ответ с пометкой «Конкурс»отправьте до 1 августа 2012 годапо адресу: 107045, Москва, Селивер‑стов пер., 10, или по e‑mail:
[email protected].Укажите ваш контактный телефонили иной способ быстрой связи.ПРИЗ!точками лежит на прямой, тут лучшепользоваться проезжей частью!)Изменение вертикальной нагрузкиколес – с точки зрения риска сносапередней оси или заноса задней –в повороте играет немалую роль, но этитонкости в нашем случае вторичны.Максимальное ускорение ограниченотолько коэффициентом сцепления(даже если машину всем весом опереть на одно колесо). Но не забудемо новичке за рулем: главное для него –избегать приключений, а не искать их.То, что весь «запас» коэффициента сцепления 0,8 потрачен на поворот, опытный водитель ощущает своим телом:при собственном весе 70 кг его стаскивает с сиденья поперечная сила около56 кг. Что ни говори, умение нащупатьэтот предел очень полезно, – ведь еслиначалось скольжение колес, то и приемы «высшего пилотажа» выручаютне каждого гонщика.На скоростных трассах самоеразумное – сбавить скорость заранее,до поворота. В крайнем случае –на входе в него, когда риск заносаминимален. На дугах малого радиуса(в городе и т. п.) многие советуютоттормозиться непосредственно передповоротом руля, чтобы дополнительнозагрузить передние колеса: они лучшезацепятся за покрытие. Наш победитель считает: «В критической ситуациитормозить нужно перед поворотом.Затем отпустить педаль тормозаи сразу повернуть руль». Смысл прост:пока пружины передней подвески ещесжаты инерцией машины, покрышкидополнительно прижаты к дорогеи лучше сцеплены с покрытием,машина лучше управляется.Таким образом, к науке, которуюпреподают в автошколах, у нас претензий нет. Тормозить в повороте – делорискованное… Отсюда еще один важный вывод: чем чаще водитель обкатывает в голове подобные ситуации,тем больше у него шансов справитьсяс реальным форс-мажором! Автотренинг – штука незаменимая.Всем, кто прислал ответы, объявляемблагодарность. Дамира Хайровапоздравляем с победой в конкурсе!166 За рулем 07/2012166_Konkyrs 07.indd 16607.06.2012 11:16:38