БЕЗ ГРАНИЦ | АВТО С ПРОПЕЛЛЕРОМОТ ВИНТА! Пропеллер китайского изобретателяпо имени Танг Зенгпинг служит вовсе не длядвижения его электромобиля. Более того,раскручиваясь встречным потоком воздуха,он его здорово тормозит! Но при этом крутитгенератор и подзаряжает тяговую батарею.Г‑н Танг скромно разъясняет: «Несмотряна винт, мне все равно приходится заряжатьбатареи от розетки. А пропеллер помогаетлишь немного сэкономить на электриче‑стве». Но и это слишком хорошо для правды:на самом деле те ватт-часы, которые гене‑рирует воздушный винт, он сначала отбираету тяговой батареи, тормозя электромобильи мешая ему разогнаться выше 140 км/ч.Зачем автомобилю пропеллер? Ответ можетбыть разным. Кто-то ставит его, чтобы двигаться,а кто-то ради зарядки аккумулятора.Алексей Воробьев‑Обухов нашел настоящуюэкзотику – винтомобили. Воздух как среда, от которой можно отталкиваться, хорош там, где нет надежного сцепления с дорогой. Например, на льду или при использовании принципа воздушной подушки.Поэтому аэросани оказались куда более живучими, чем аэромобили. И появились даже рань‑ше – в 1903 году, причем в России! Они, даром что без колес, могут взобраться на любую обле‑денелую гору – хватило бы тяги двигателя. Финские аэросани «Айсбер» («Белый медведь»)во время экспедиции 1930 года без проблем преодолевали замерзшие озера. При длине 6 мв них было всего два места, а мотор развивал 112 л.с. Исходивший от винта шум и прожорли‑вость двигателя тоже не отнесешь к преимуществам. Превратить аэро‑сани в амфибию –пара пустяков. Ведьздесь нет нуждыгерметизироватьколесный при‑вод, как в случаеавтомобиля. Этои сделали в нашидни на саратовскомООО «Торэкс». А мынашли этот аппаратв Котласе. «Татру-V855» чехи изготовили по заказу вермахта в 1942 году.Машина получилась оригинальная: сзади помимо пропеллера у неебыл опускающийся колесный привод с грунтозацепами – для скрыт‑ного бесшумного передвижения. Война как-никак. Примерно таквыглядели типич‑ные аэросани в 30‑егоды прошлого века.220 За рулем 07/2012220-221_Propeller.indd 22007.06.2012 11:40:37 Перед взлетом винтовой самолет бодро катится по земле, влекомый тягой пропеллеров. Ему при этом не слишком важно сцеплениес дорогой: на льду он не будет буксовать, а покатится даже резвее.Ведь он отталкивается своим пропеллером не от земли, а от воздуха.А что, если подрезать (или вообще отрезать) ему крылья? Такимимыслями был, видимо, одержим французский авиатор Марсель Лейят.Его второй страстью были автомобили, к ним он мечтал приспособитьавиационный движитель – пропеллер. Только представьте: ни сцепления, ни коробки передач, ни дифференциала, ни карданного вала –только мотор и винт на коленчатом валу! В 1913 году Лейят выкатилтрехколесный бескрылый «самолет» – геликоцикл. Но злобные критики сразу нарисовали ужасные картины того, что сделает почти полутораметровый пропеллер с зазевавшимся пешеходом. Поэтому через годпоявилась улучшенная модель, в которой винт был укрыт решеткой,как у нынешних вентиляторов. Эта машина с мотором в 8 л.с. уже коекак ездила, но частенько опрокидывалась или заворачивала не туда.Виной тому было авиационное трехколесное шасси. Вскоре Лейят приделал четвертое колесо, и в 1919 году «Хелика» пошла в серию. Управлять«Хеликой»было несложно:педалей всегодве – газ датормоз. Хорошовиден тросовыйрулевой привод, идущийк заднимколесам.А установленные на передних колесахтормозанатягивалисьвелосипеднымицепями! Выпускали «Хелику» как с открытым кузовом, так и с закрытым.Последний пользовался бόльшим спросом, ведь в родстере приходилось защищаться не только от встречного ветра, но и от потока, создаваемого пропеллером. Он разгонял «Хелику» до 80 км/ч.Впоследствии максималку удалось повысить аж до 171 км/ч. Будьу «Хелики» крылья, она точно взлетела бы! А так – дело ограничилосьтремя десятками построенных машин. Последняя сошла со стапелей в 1925 году. Марсель Лейят намного пережил свое детище: онконструировал самолеты вплоть до Второй мировой войны, а умерв 1986 году в возрасте 101 года. «Хелика» не осталась единственнойпопыткой скреститьсамолет с автомобилем.В 1932 году опять жево Франции появилсяпохожий аэромобильс созвучным именем«Хеликрон». Выгляделон куда более современно, но общая схемата же: винт спереди,управляемые колеса сзади. Баловалсяустановкой своих авиадвигателей на колесаи знаменитый «Бентли»,только у его машин пропеллер стоял сзади. Всеэти затеи кончились ещедо войны.За рулем 07/2012 221220-221_Propeller.indd 22107.06.2012 11:40:40