БЕЗОПАСНОСТЬ | ИНИЦИАТИВЫРАБОТА НАД ОШИБКАМИПри Госдуме создана новая общественная структура – рабочая группапо совершенствованию законодательства в области безопасностидорожного движения. Игорь Моржаретто принимает участие в ееработе. Ему и слово.Наше государство активно занялосьвопросами дорожной безопасностиотносительно недавно, лет семь назад.С тех пор как из рога изобилия посыпались инициативы и законы, постановленияи госпрограммы… Как водится, чаще всегоставку делали на привычные меры: запрещать и наказывать. Наказывать, понятно,тех, кого проще, – водителей. Поэтому тот жепериод (2005–2007) отмечен и первымипопытками автомобилистов организоваться,чтобы выразить и защитить свою точку зрения на проблему. Памятны многочисленныеакции в защиту «правого руля», протестыпротив роста цен на бензин и засилья мигалокна дорогах, бесчисленные публикации против отмены допустимого уровня алкоголяв 0,3 промилле… Какие-то требования властиуслышали, а какие-то проигнорировали.– Как лидер общественной организацииавтомобилистов «Свобода выбора», я понял,что КПД этих акций не очень высок, – рассказывает депутат Госдумы Вячеслав Лысаков. –С 2007 года мы с другими общественникамипытались сотрудничать с депутатами на общественных началах. Оказалось, что в принципеможно влиять на законотворческий процесс;правда, связь «общество‑парламент» работалаочень слабо. Но все-таки удалось отменитьряд поправок в КоАП, которые могли усложнить жизнь водителей и привести к новомуросту коррупции. Например, наказание в виделишения прав для водителей, не остановившихся по требованию сотрудника милиции.При отсутствии видеофиксации обвинениебазировалось бы только на показаниях инспектора; представляете, какая могла появитьсякормушка! Словом, стало ясно: надо, чтобыкто-то в Госдуме представлял интересы40 млн. автомобилистов. Тем более что борьбаза безопасность дорожного движенияв последние годы свелась преимущественнок ужесточению наказаний.И вот в апреле этого года появилась общественная структура – группа по совершенствованию законодательства в области безопасности дорожного движения. В нее вошлипредставители ряда СМИ (журнал «За рулем»,«Российская газета», «Коммерсант», сайтыzr.ru, gazeta.ru, pravo.ru и др.), представителиобщественных организаций, юристы. В работеучаствуют руководители ГИБДД, а также эксперты в разных областях. Например, когдаобсуждался вопрос о пресловутых 0,3 промилле, приглашали врачей-токсикологов, наркологов, ученых. Активную позицию занимаютдепутаты ГД из комитета по транспорту, членСовета Федерации Владимир Федоров. Всегона заседания собираются 15–20 человек. Естьи первый успех: удалось внести некоторыепоправки в Закон о такси.– Закон был принят год назад в страшнойспешке (от появления проекта до третьегочтения прошло всего две недели. – И. М.),без консультаций с профессиональнымсообществом, – горячится Лысаков. – По большому счету и написан он был так, как хотелосьруководителям крупных столичных таксомоторных компаний (а это всего 2% автомобилей,занимающихся извозом). В результате законоказался неработающим. Теперь при участиипредставителей профессиональных организаций были приняты важные поправки – надеюсь, закон уже с этого лета начнет работать.На рассмотрение в Госдуму внесено тризаконопроекта, которые активно обсуждалисьна заседаниях рабочей группы: смягчениенаказания за выезд на встречную полосув первый раз (штраф); возможность оплатитьштраф частично, если нарушитель сделает этосразу, и, наоборот, введение пени за просрочкууплаты; наконец, отмена административногоареста за неуплату, особенно если речь идето небольших суммах.Еще три-четыре проекта находятся в стадии обсуждения и разработки. Во‑первых,отмена нулевого порога для содержанияалкоголя в крови. Абсурдность этого требования эксперты на страницах ЗР обосновывалине раз, осталось только убедить правительство.Тут, по словам Лысакова, налицо серьезныеподвижки и есть шанс принять новые нормативы уже осенью. Но наряду с этим, видимо,ужесточат наказания за неоднократное управление в нетрезвом виде.Далее – отмена ст. 166 УК РФ «Неправомерное завладение автомобилем или инымтранспортным средством без цели хищения».Эта статья – настоящий подарок для любогоавтомобильного вора, который сейчас можетзаявить, что «взял чужую машину простопокататься», и отделаться условным сроком.По существующей логике тогда надо не слишком строго наказывать и человека, которыйвынес из вашего дома телевизор, – ведь он егоутащил «без цели хищения», а, скажем, просто хотел посмотреть интересный футбольныйматч. Ужесточение наказания, безусловно,приведет к сокращению числа угонов.Сейчас обсуждают формулировки ст. 75и 76 УК, а также ст. 25 УПК РФ, которыепредусматривают возможность прекращенияуголовного дела «в связи с примирениемсторон». Представляете, в ДТП погибли люди,но виновник аварии, если он очень состоятельный человек, может договориться с родственниками погибших, выплатить им крупныеденежные суммы – и дело закрываетсяна стадии досудебного расследования. Рядчленов рабочей группы считают, что это антисоциально: нет денег – иди на зону, можешьоткупиться – свободен. В законе должно бытьчеткое условие: виновного вправе проститьтолько сам пострадавший, если он выжил.Не прощен – обязан понести наказание.И еще следует переписать ст. 315 УК(«Злостное неисполнение судебных решений»). Многие виновники аварий, которыепо решению суда должны выплатить ущерб,под разными предлогами уклоняются от этого.А ведь речь часто идет о деньгах для людей,ставших после аварии инвалидами, которымэти суммы жизненно нужны на лечение!Будущая поправка предполагает увеличениеответственности для тех, кто платить может,но не хочет.Словом, у рабочей группы большие планыпо корректировке «автомобильного» законодательства; мы будем рассказывать о том,над какими инициативами работаем. Ждеми ваших предложений!172 За рулем 07/2012172_GosDuma.indd 17207.06.2012 11:15:32