Смотрите на iPad:ставим эксперимент.КОМПОНЕНТЫ | О ПРИРОДЕ ВЕЩЕЙСАМОКРУТКАЭлектромотор проще некуда сделали и запустилиАлексей Воробьев‑Обухов и Михаил Колодочкин.Электродвигатель в автомобиле – эдакий подсобныйразнорабочий. Крутанутьстартер, подкачать топливо,очистить ветровое стекло, податьвоздух в салон… Правда, в последнее время заметны претензиина лидерство: в гибридах электромотор уверенно входит в правящийтандем. Ну а в чистом электромобиле он наконец-то станет Первыми Единственным.Как работает электромотор?Потратьте на его создание минутпять-десять, и все станет ясно!Рецептов множество, они кочуютпо книжкам уже лет сто. Мы, к примеру, намотали прямо на батарейкупримерно 15 витков эмалированного провода, после чего зачистилиоба конца получившейся катушкис верхней стороны. Уложилиполучившийся ротор (а чем этоне ротор?) в стойки из очищенногомедного проводника, снизу подложили постоянный магнит, присоединили к стойкам батарейку,подтолкнули… Ура, вертится!Войдя во вкус, создали и вторую конструкцию, более совершенную (на фото). Уложилибандаж, придали ротору более«промышленный» вид. Но принцип работы прежний: катушкаиз нескольких витков провода припротекании тока превращаетсяв электромагнит! Когда зачищенная сторона ее выводов касаетсястоек, такой магнит устремляетсяк своему неподвижному коллеге.Но во время поворота контакт пропадает: мы же не зря зачистиливыводы только с одной стороны.Ротор по инерции проворачиваетсядальше, контакт вновь появляется… Вот, собственно, и всё.Несмотря на очевидную примитивность конструкции, в нейесть все узлы электромоторовпостоянного тока: статор (постоянный магнит), ротор (вращающаясядеталь с катушками), коллектор(пластинки, к которым припаяныконцы обмоток ротора, – мы обошлись простой зачисткой концовкатушки с одной стороны), щетки(их роль у нас выполняют стойки,они же – подшипники). Можнобыло даже надеть на конец «оси»крыльчатку, тогда бы наш моторчик даже куда-нибудь подул!Что касается настоящих электромоторов, все усилия разработчиков направлены, конечно,на получение максимальноймеханической отдачи приминимальном потребляемомтоке. К тому же они должныстартовать без какого-либоначального толчка. Отсюдамощные постоянные магниты,минимальные зазоры между статором и ротором, многополюсныеобмотки. Иногда вместо постоянных магнитов очень большой силынамагничиванием статора занимается отдельная катушка возбуждения. Так происходит в большинствестартеров и других особо мощныхдвигателях.Коллекторными двигателямилегко управлять: достаточно регулировать подаваемое напряжение – и обороты будут меняться(так, к примеру, работают вентиляторы климат-контроля).Но из-за постоянного тренияи искрения щетки изнашиваются,поэтому все шире распространяются практически вечные бесщеточные двигатели. Ток в ихобмотки подают по специальнойпрограмме, создавая бегущеепо кругу магнитное поле. Дляэтого, конечно, нужна управляющая электроника, но сегодняэто не проблема. Именно такиемоторы используют в электромобилях. При нажатии педали«газа» электронная системауправления изменяет частотупереключения тока в обмоткахи позволяет плавно разгоняться.Мощные тяговые двигатели получаются особенно компактными,если тепло, образующееся из-завсе-таки не стопроцентного КПД,отводить не в воздух, а в жидкость.Так что радиаторы в электромобилях не всегда нонсенс, да и зимойот них какая-никакая польза.Кстати, интересно: можно лисделать аналогичным образом,из ничего, моторчик внутреннегосгорания?146 За рулем 07/2012146_Motor.indd 14607.06.2012 12:19:09 iPad-версияиюльСравните новый хэтчбек«Хонда-Сивик» с «Фордом-Фокус»и «Шевроле-Круз»Оцените поведение груженогоавтомобиля и порожнегоВстречайте новое поколение«Мицубиси-Аутлендер»Преодолейте препятствияна «Ленд-Ровере Дискавери»Познакомьтесь с новымкроссовером «Опель-Мокка»Испытайте восемь горячихавтомобилей гольф-классаВскройте наборы автолюбителейОтправляйтесь в путешествиена СуматруОкажитесь в салоне«Киа-Оптима», «Пежо-508»и «Опеля-Инсигния»жми на все147_iPad AnonsAdvert-July.indd 147И ещё много всегоинтересного…Cкачивайте бесплатно вApp Store07.06.2012 16:34:18