176
177
ЭКОНОМИКА | АВТОКОМПОНЕНТЫВ ДЕТАЛЯХУ производства комплектующих для автомобилей в Россиипрослеживается свой особенный путь, отличный от эталонногоевропейского. Игорь Моржаретто разведал, куда он ведет.Когда в России заработали первые предприятия по сборкеиномарок, выяснилось, чтов огромной, богатейшей странене хватает металла требуемого качества(в том числе цветного). Из 52 сталелитейных и сталепрокатных заводовлишь один более-менее удовлетворялтребованиям современного автопрома.Не ахти было с пластиком и прочимихимическими материалами. Оттого,например, «Фольксваген» в первыйгод работы в России смог отобратьвсего девять российских поставщиковиз двух с половиной сотен, которыехотели с ним сотрудничать.Поэтому вслед за автомобильнымикомпаниями в Россию потянулись производители компонентов. Они организовывали предприятия либо как своиполноценные филиалы, либо как СПс российскими партнерами. Большебыло первых.Кстати, из почти миллиона иномарок, выпущенных в прошлом году,третья часть собрана методом крупноузловой сборки (SKD). В той илииной мере его применяют калужскийзавод «Пежо-Ситроен-Мицубиси»,дальневосточный «Соллерс», для рядамоделей – калининградский АВТОТОР.Доля российских деталей в этом случаеничтожно мала. Зато другая часть автомобильных компаний («Форд» во Всеволожске, «Автофрамос» в Москве,«Хёндай» в Санкт-Петербурге,«Фольксваген» в Калуге) уже смоглинеплохо локализоваться – на 20–45%.Вокруг них в первую очередь и гнездятся заводы смежников.Недавно испанская компания«Гестамп», у которой уже есть две площадки – под Калугой и во Всеволожске,заявила о готовности разместить новоепроизводство в особой экономическойзоне «Тольятти». Расширить деятельность в России намерен «Роберт Бош»:немцы наладят выпуск системы динамической стабилизации, АБС и датчиков скорости для «Лады-Гранта».Всего в России насчитывается ужеболее 40 иностранных предприятийпо изготовлению автомобильных компонентов, их развитие стимулируетрост и других смежных отраслей – производство листовой стали, чугуна, алюминиевых сплавов, композитов.Структура производства легковых автомобилей в РФ неуклонноменяется в пользу иномарок, а деталик ним более дорогие. В деньгах этовыглядит так: на первичном рынке80% средств тратится на закупку комплектующих для иномарок и лишь20% – для отечественных машин. Хотяв штучном выражении объемы производства пока примерно равны.Тем не менее у наших заводов,выпускающих отечественные модели(«Лада», ГАЗ, УАЗ), доля комплекту­ющих с иностранными именами тожерастет – с 10% в 2008 году до примерно16% в прошлом. На сборке иномарокситуация такая: российские предприятия (включая филиалы зарубежныхфирм) поставляют на конвейеры лишь14% компонентов, основная масса узлови деталей (86%) приходит из-за рубежа.КАК ПОСЧИТАТЬМетодика, по которой вычисляютуровень локализации, за последнееИМПОРТ В РФ АВТОМОБИЛЕЙ,КОМПЛЕКТУЮЩИХ И ЗАПАСНЫХ ЧАСТЕЙв 2011 году (по данным «АСМ-холдинга»)Легковые автомобилиГрузовые автомобилиАвтобусыВСЕГОКомплектующиедля автомобилейроссийской сборкиЗапасные частидля иномарокЗапасные частидля отечественныхмашинИТОГОКоличество, Стоимость,тыс. шт.млн. долл.932,618 318126,6447415,6414107523 20615 64115 962159656 405176 За рулем 07/2012176-177-Detali.indd 17607.06.2012 11:28:14   Организация производства качественныхчастей первого уровня – пока только мечта.  По всемдокументамбензобакроссийский.На деле вкладроссиян –процентовпятнадцать.  Несмотряна развитуюметаллургию,российский прокатдля автопромав дефиците.десятилетие менялась неоднократно.В начале 2000‑х, когда действовалрежим таможенного склада, про‑изводитель при подсчете степенилокализации учитывал абсолютно всерасходы, которые он нес на россий‑ской территории, – от зарплаты работ‑ников до покупки туалетной бумагиСТРУКТУРА РОССИЙСКОГО АВТОРЫНКАПО ПРОИСХОЖДЕНИЮ в 2011 годуВ ПРОШЛОМ ГОДУ АВТОМОБИЛЬНАЯ ОТРАСЛЬ ВЫВЕзЛАИЗ РОССИИ БОЛЕЕ 56 МЛРД. ДОЛЛАРОВ – ОНИ ПОШЛИНА ЗАКУПКИ МАШИНОКОМПЛЕКТОВ, УЗЛОВ И ДЕТАЛЕЙ.для них же. (Так, например, начиналработать «Форд» во Всеволожске.)И Министерство промышленностина основании представленных фирмойданных торжественно отчитывалось:степень локализации достигла 30%!Хотя тогда в «Фокусе» исконно рос‑сийскими были несколько резиновыхдеталей.Перейдя на режим промсборки,считать стали иначе – в деньгах, в про‑центах от общей стоимости. Скажем,узел, собранный в России, в общей ценеавтомобиля составляет 10% – значит,имеем 10‑процентную локализацию.Вроде бы логично, но и тут имеетсясвоя тонкость.Различают компоненты трех уров‑ней, причем многие специалисты счи‑тают самым важным и ответственнымименно первый. На этом этапе про‑изводятся базовые элементы (детали,микросхемы и т. д.) для последующейсборки тех или иных узлов. Сборкаузлов – это второй уровень. А на тре‑тьем уровне из продукции второгоуровня составляют сложные системы –скажем, тормозную систему в сборе.Так вот, в России сегодня выпускаюткомпоненты лишь второго-третьегоуровней из деталей и материалов,которых в нашей стране просто нет.По определению.Вот вполне реальный пример.На совместном предприятии делаютбензобаки. Только вот пластмассовыескорлупки бака выдавливает в Москветермопласт-автомат – естественно,импортный, из импортных же гранул;все металлические части, прокладкии датчики тоже из-за рубежа. В Россииосуществляется лишь окончательнаясборка, для чего вполне достаточнонескольких десятков рабочих не самойвысокой квалификации, которые тру‑дятся под руководством мастера. Всё!Даже инженер не нужен, не говоряо конструкторе, – как говорится, всеуже придумано до нас. Наше дело –собрать по приложенной технологи‑ческой схеме, упаковать и отправитьзаказчику на сборочный конвейер.Чем-то это напоминает сборку мебелина дому из готового комплекта.Еще раз повторяю: по суще‑ствующей практике этот бак считаетсяна 100% российским, хотя, если про‑анализировать техпроцесс и затраты,можно говорить лишь о 15–20% добав‑ленной стоимости.Впрочем, когда-нибудь мощнаякомпонентная отрасль у нас все жепо­явится, ведь новые соглашенияо промсборке обязывают поднять уро‑вень локализации до 60%. Только когдаэто произойдет и как?..За рулем 07/2012 177176-177-Detali.indd 17707.06.2012 11:28:20