198
199
200
ГОНКИRRCСПОРТ | КОЛЬЦЕВЫЕВСЕ, ЧТО ДВИЖЕТСЯСтартовый этап новой гоночной серии на «Смоленском кольце» фотографировал Юрий Тюрин,а Сергей Зиновьев оценил ее перспективы и ностальгически заглянул в прошлое.Невероятно! Все российскиекольцевые серии, несмотряна давние разногласия междупромоутерами, в межсезоньеобъединились. К RTCC примкнулигонки «митджетов» и «легенд», а такжедебютант – Формула-«Россия». Таксложилась новая серия RRC (RussianRacing Championship) под эгидойРАФ. Из всего, что движется в Россиипо кольцевому треку, в стороне осталсятолько автовазовский Монокубок«Лады-Гранта».По сути, все вернулось к тому,с чего начиналось, когда в странетолько один кольцевой турнир и был –созданный на руинах развалившейсявместе с СССР системы. Проблемыперед RRC, правда, совершенно иные.Раньше было в достатке гонщиков,но не хватало трасс, теперь всё наоборот: полно автодромов, а вот пилоты…Во всяком случае, первый этапRRC, проведенный на «Смоленскомкольце», обозначил именно этот дефицит. «Туринг» и «Супер-Продакшн»давно уже объединяют в один заезд,иначе смотреть скучно. Но теперьи в таком заезде не набирается двухдесятков машин. Плохо дело! А ведь«Туринг» традиционно один из самыхсмотрибельных и боевитых классов,причем не только у нас, но и во всейЕвропе. И настораживает, что на стартRRC не вышли сразу несколько звездкольцевых гонок – Виктор Козанков,Александр Сотников, Михаил Ухов,Владимир Черевань.Любопытство в отношениипринципиально нового для Россиикласса GT («Гран Туризмо») продержалось недолго. Автомобили слишком ужразные. Да и уровень подготовки пилотов, откровенно говоря, неодинаковый,то есть жесткая борьба за лидерскиепозиции почти нереальна. Растянутсяна первом круге – и всё. Экипаж Алексея Васильева и Владимира Чарчиянана «Феррари» в этой компании выглядит непобедимым. Даже с учетом весового гандикапа, который отчасти уравняет скорости на последующих гонках.Но кто придумал для десятка машинпроводить гонку длительностью час?Или это гонка не для зрителей?Конечно, по ходу сезона пилотыи машины подтянутся, но вряд ли  Пришествие «Гранты»в «Туринг» выглядитавантюрно. С имеющим­ся мотором ей явноне хватает мощности,а другого нет и не будет!  Одинокий «Логан»своевременно разбавилкомпанию «калин».И, кстати, заезды«Национального» смо­трелись живее всехпрочих.198 За рулем 07/2012198-200_RRC07.indd 19807.06.2012 11:41:46 ВСЕ КЛАССЫ RRC  GT-Open («Джи-Ти-Оупен»; статус – чемпионат России).Теперь это самый мощный, под 500 л.с., и самый быстрый классв российском кольце. В нем объединены «Порше‑997 Кап»и «Феррари‑430 Челлендж» (до 2010 года выпуска), а также машиныс национальной бельгийской омологацией, подготовленные по требо‑ваниям GT4. Проводится часовая гонка с обязательным пит-стопом, этопозволяет стартовать экипажу из двух пилотов.  «Туринг» (статус – чемпионат России). Массовая международнаякатегория, куда попадает множество машин с атмосферными мотора‑ми объемом 2 л и наддувными 1,6 л. Мощность достигает 290 л.с., придолжном наполнении стартовой решетки заезды «Туринга» – исклю‑чительно напряженное зрелище. Основа парка – БМВ‑320 и «СЕАТЛеон». «Лада-Гранта» вряд ли составит им конкуренцию – преждевсего из-за нехватки мощности.  «Супер-Продакшн» (статус – Кубок России). Тоже 2-литровыйкласс, но менее заряженный, нежели «Туринг», – порядка 250 л.с.Собраны здесь в основном машины давних годов выпуска. Основноенаполнение ныне – «Хонда-Сивик», версия «Tип R». Таких машинв стране немало благодаря проводившемуся несколько лет назадМонокубку. Аналогичный класс есть в чемпионате Европы – ETCC,и российские пилоты не раз в нем выступали.  «Туринг-Лайт» (статус – чемпионат России).Техника с 1,6‑литровыми двигателями, форсированными до 150–180 л.с. Класс родился на базе Монокубка «Фольксвагена-Поло»,а когда в него стали пускать другие марки и модели, превратилсяв один из самых массовых. Несколько «поло», несмотря на преклон‑ный гоночный возраст, до сих пор в строю, а основу класса составляют«фиесты» и «калины».  Формула-«Россия» (статуса не имеет). ПереименованнаяФормула-«Абарт» – итальянское шасси «Татуус» cо 180‑сильныммотором «Фиат» объемом 1,4 л. Задумана как следующая ступенькагоночного развития для юных картингистов, прежде чем те отправятсяпокорять Европу. Попутно выполняет более масштабную миссию, ведьв России уже несколько лет не проводят никаких гонок на формулах.Турнир из шести этапов стартует 30 июня в Мячкове.  «Национальный» (статус – Кубок России). Класс отечественныхавтомобилей одинакового уровня подготовки: с едиными для всехтормозами, элементами подвески и электроники. Двигатель 1,6 л,мощность до 140 л.с. Возник как альтернатива Кубку «Лады», некогдапроходившему под эгидой АВТОВАЗа. Идеален для обучения гоноч‑ному делу. Наполнен в основном «калинами», есть и более архаичнаятехника марки «Лада», а также единственный «Рено-Логан».За рулем 07/2012 199198-200_RRC07.indd 19907.06.2012 11:41:50 ГОНКИ| КОЛЬЦЕВЫЕRRC  «Митджет» (MitJet; статус – Кубок РАФ). Класс идентичныхпо конструкции прототипов французского производства, оснащен‑ных одинаковыми 1,3‑литровыми моторами мощностью до 150 л.с.При этом машина вдвое легче обычной кольцевой легковушки (520 кгпротив 1000–1100 кг), что обеспечивает отличную динамику разгона.«Фишка» «Митджета» – пластиковая облицовка стилизована подспортивные машины, например «Астон Мартин» или «Порше».к осени в ударных классах соберетсянужный кворум. Потребуются годы,и RRC придется крепко поборотьсяза аудиторию. Возможно, публикапросто не созрела для того, чтобы проводить выходные дни на автодромах,до которых еще надо добраться – всеони в том или ином отдалении от больших городов. Самый очевидныйспособ – насытить паддок различными шоу и интересностями (буфеты  «Леджендс» (Legends; статус – Кубок РАФ)Идеологический родственник «Митджета» родом из США: одинаковыеболиды, в основе которых тоже пространственная рама, а кузова могутразличаться. Моторы 1,3 л развивают до 130 л.с. Как и «Митджет»,класс ориентирован на начинающих пилотов. Появятся эти машиныне на всех этапах RRC, а турнир их начался раньше и за рубежом –на реконструированной трассе «Рустави» в Грузии.с хорошим ассортиментом, впрочем,тоже привлекают людей).Но главное все же – сами гонки.Может, напрасно мы наплодилистолько классов машин? Будь их три,а не восемь, тогда, возможно, те же60 пилотов создали бы совсем другоезрелище!А в целом путь верный. Чембольше событий на трассе в один уикэнд, тем лучше. Начинается он теперьD  1991 Последний трехэтапный чемпионатСССР (Киев, Рига).D  1992 Официальные соревнования не проводились.D  1993 Скромно прошел одноэтапныйчемпионат России на необорудованныхдорогах в Санкт-Петербурге, возле стадионаим. Кирова.D  1994 Показательные соревнованияв Москве на Воробьевых горах. ЧемпионатРоссии – в один этап, в Петербурге.D  1995 Проведен Кубок АСПАС на Воробь­евых горах, собравший 70 пилотов. ЧемпионатРоссии разыграли в два этапа, задействовав малопригодные дороги Дмитровскогоавтомобильного полигона. Реконструкция«Невского кольца», после которой трассастала лучшей в стране. Вымирание класса«Формула‑1300».D  1996 Трехэтапный чемпионат России.На Воробьевых горах – трехэтапный Кубок«Ротманс-АСПАС» в статусе открытого чемпионата Москвы, где впервые стартовалимашины Формулы‑3 и настоящего «Супертуризма» (ныне – «Туринг»).ХРОНИКА РОССИЙСКОГО КОЛЬЦАD  1998 Бумажная война между АСПАСи РАФ, в результате которой прошли дванезависимых многоэтапных чемпионатаРоссии: по версиям РАФ и АСПАС. Дебютировали трассы в Москве (на Ходынском поле)и «Тольятти-Ринг».D  1999 Семиэтапный чемпионат России(под эгидой РАФ): четыре класса машин,около полусотни пилотов.D  2000 Девятиэтапный чемпионат Россиина трех трассах (Санкт-Петербург, Москва,Тольятти), около 70 постоянных участников,в том числе иностранцы.D  2001 Закрыта трасса «Ходынка», где началась плановая застройка. Восьмиэтапный чемпионат России. Итальянский подиум в классеФ‑3: Э. Токкачелло, А. Педемонте, М. Медиани.D  2002 Запланирован 10‑этапный чемпионатРоссии, сорвались оба этапа в Киеве, в итогесостоялись лишь шесть. Обособленно прошласерия, объединившая Кубок «ФольксвагенаПоло» и Формулу-«Русь».D  2003 Вымирание Формулы‑3. Дебют Кубка«Хонды-Сивик». Около 40 пилотов в семи­этапном чемпионате России, где осталось трикласса машин.«Невское кольцо»«Ходынка»в пятницу, первые боевые заезды проходят в субботу, на воскресенье остается все самое лучшее и интересное –проверенная и надежная схема.Первый этап RRC посетили4000 зрителей. Показатель, надо сказать, невысокий. Посмотрим, однако,что будет дальше. Запланированвосьмиэтапный турнир, и состязанияпройдут на шести разных автодромах.И ждем дебюта формулы.D  2004 Семиэтапная серия RTCC объединилачетыре класса машин и надолго стала главным кольцевым турниром страны, в рамкахкоторого разыгрывали медали чемпионатаРоссии. В годы наивысшего расцвета в RTCCстартовало свыше 100 пилотов. За семь летгонки серии прошли на 13 (!) разных трассах,в их числе временные городские в Москве,Орле, Курске, Липецке.Параллельно проходила Национальнаягоночная серия «Лада»: заезды Ф‑1600(под названием Формула-«Лада») и родстеров«Лада-Революшн».D  2006 Открытие трассы в Мячкове.D  2008 Закрытие «Невского кольца» из-зареконструкции стадиона им. Кирова. Открытие«Красноярского кольца», которое «западные»серии навестили всего несколько раз.D  2009 Гонок формул больше нет. ПоследнийКубок «Хонды-Сивик».D  2010 Открытие «Смоленского кольца»,«Нижегородского кольца» и трассы «НеваРинг» на окраине Петербурга. Помимо RTCC(около 40 пилотов) проходят локальныелюбительские серии «Леджендс» (Legends)и «Митджет» (MitJet).Мячково200 За рулем 07/2012198-200_RRC07.indd 20007.06.2012 11:41:52