222
223
БЕЗ ГРАНИЦ | ЛОНДОН‑2012ВТОРОЙ ЭТАЖ ОЛИМПИАДЫГорода-хозяева Олимпиады всегда прихорашиваются к Играм, возводят уникальные спортивныесооружения, а вот в Лондоне к летним Играм приготовили еще и новый двухэтажный автобус.В нем прокатился (виртуально) Алексей Воробьев‑Обухов.Лондонский «AЭК Рутмастер» 1956 года(а вообще двухэтажные автобусы тутбегают с 1911‑го!) стал настоящейвизитной карточкой столицы Туман‑ного Альбиона. Эти машины держали в эксплу‑атации до последнего, модернизируя по мересил и возможностей. Но в 2005 году их все жепришлось отправить в отставку, уступив жест‑ким требованиям к экологии, особенно в цен‑тре Лондона. Стали больше думать и об инва‑лидах (им нужен особо низкопольный кузов),и о сокращении штатов (в даблдекерах помимоводителя работал еще и кондуктор).  Традиции на удивлениеживучи. Впрочем, такой двигатель и сегодня даст фору дизелю по части экологичности.ВСЕНАРОДНЫЙ ПРОЕКТРазработка нового автобуса стартовалав 2007 году. Будущий мэр Лондона БорисДжонсон в ходе предвыборной кампанииобещал возродить черты легендарного «Рут‑мастера» и тем самым не только набрал очкиу электората, но и увековечил свое имя: пред‑ставленный в 2011 году компанией «Райтбас»образец окрестили в народе «борисмастером»или просто «борисбусом». Надо сказать, что  Лондон, 1890 год, Трафальгарскийсквер. Пожалуйте в двухэтажный омнибус,джентльмены!222 За рулем 07/2012222-223_OlimpicBus.indd 22207.06.2012 11:40:17 конкурс был нешуточным: всего поступило700 предложений. А за контракт на поставкуавтобусов бились шесть компаний: местныефирмы «Деннис», «Райтбас», «Оптэр» и при‑шедшие с континента «Эвобус», «Скания»,«Хиспано». Овчинка стоила выделки: речь шлао постройке 600 машин за три года.Конкурс выиграл «Райтбас». Первый про‑тотип представил в мае 2011 года, конечно же,мэр города, притом не просто в ходе формаль‑ной презентации, а на ходу, сидя за рулем! Ужев феврале 2012 года первый экземпляр вышелна 38‑й городской маршрут.А ЧТО ВНУТРИ?Внутри у «борисбуса» 88 мест, из которых22 – сиденья на первом этаже, 40 – на втором,одно – для инвалидной коляски и еще 25 пас‑сажиров могут постоять. Все они разместилисьв кузове длиной 11,23 и шириной 2,52 м.Нельзя в данном случае умолчать о высоте:она равна 4,39 м, что позволяет впритыкпроходить под стандартными путепроводами,налагающими ограничение в 4,5 м. Веситавтобус 11,8 т, он снабжен тремя дверямипо левому борту (помним, по какой сторонеангличане ездят!). Любопытно, что заднююстеклянную дверь можно держать постояннооткрытой, чтобы вскочить или выпрыгнутьиз автобуса на малой скорости. Это сделаноспециально в память о «Рутмастере», гдеоткрытая площадка сзади служила именно длябыстрой посадки и высадки. Средняя дверьснабжена рампой для инвалидов. Кроме того,пневмоподвеска на шести подушках позволяетмашине «присесть» на 70 мм. Лестниц, веду‑щих на второй этаж, две: сзади, а также междупередней и последней дверями.Наверное, это все, что интересно с точкизрения пассажира. Но читатель «За рулем»не просто пассажир. Поэтому расскажем о том,что скрыто под изящным красным кузовом.Итак, мы имеем дело… с полнопри‑водным городским автобусом. Причем  Легендарный «Рутмастер» пост сдал.  Дизайн новинки вызвал острую полемику в прессе и лондонском обществе...  ...но все согласились, что Лондон должен иметь свой, совершенно оригинальныйавтобус.если передние колеса крутит 4,5‑литровый252‑сильный дизель «Камминс», то задние –электромотор.Энергия для него накапливаетсяв литиево‑ионных батареях, а в них она попа‑дает либо от генератора, либо от солнечныхбатарей, уложенных на крыше. Конкретнымраспределением энергетических потоковв зависимости от режима движения занима‑ется бортовой компьютер. Ему виднее, сколькокиловаттов откуда взять в каждый данныймомент.Выхлоп удовлетворяет нормам Евро‑4,а выброс зловредного СО2 (говорят, лондонцысчитают его одной из причин частых туманов)не превышает 640 г/км. Для сравнения: типич‑ный дизельный автобус выбрасывает почтивдвое больше!Очевидно, проблема экологии важнане только для олимпийских столиц. Но всетаки, чем ответим Лондону в Сочи – гибрид‑ным «ё-такси»?  С задней площадки «борисбуса» можновыскакивать на ходу, на малой скорости.  В остальное время она закрыта двухсекционной сдвижной дверью.За рулем 07/2012 223222-223_OlimpicBus.indd 22307.06.2012 11:40:19