146
147
148
150
VOLKSWAGEN TIGUANРЕМОНТ и СЕРВИС | ТЕСТ-РЕМОНТБРАТСКОЕ ОТНОШЕНИЕДаже современный автомобиль при желании можно обслужить самостоятельно. Какой квалификации потребует «Фольксваген-Тигуан», оценил Игорь Козлов. Фото Евгения Бобрикова.Было в семье «тигуанов» три двигателя – дизельный и два бензиновых.Бензиновый 1,4 TSi в последнее время становился все менее востребованным, и его почти перестали устанавливать.Невелика потеря, поскольку этот мотор вдобавок прослыл ненадежным – то капризничал из-за низкого качества российского топлива, а то и вовсе ломался: вследствие перескока цепи ГРМ поршни «братались» с клапанами. Последнее случалось из-за неудачной конструкции натяжителя, лишенногоблокировки противохода: при остановленном двигателе и, соответственно, нулевомдавлении масла плунжеру ничто не мешало убраться восвояси, оставив цепь болтаться на звездочках. При последующем пускедвигателя, пока масло не выдвинет плунжерв рабочее состояние, все и происходило.Два других мотора – дизельный 2,0 TDiи бензиновый 2,0 TSi – оказались «умнее».А владельцам авто с мотором 1,4 TSi дадимпростой совет: дабы не провоцировать натяжитель, пожалуйста, не оставляйте машину с МКП на передаче! Порой достаточно не-большого уклона, чтобы коленвал провернулся и утопил плунжер.ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКАЗНАЛ БЫ ДИЗЕЛЬVolkswagen Tiguan…что его творение, ставшее именем нарицательным в его же, Рудольфа Дизеля, честь,станет в ходе эволюции намного сложнеев обслуживании. Например, для замены топливного фильтра теперь изволь иметь фирменный сканер – с его помощью по официальной технологии принудительно включают режим прокачки топливных магистралейи выгоняют воздушные пробки. Увы, ручного подкачивающего насоса производительне предусмотрел. А если приспичило в поле?Конечно, можно обойтись и без этой приблуды: вывернув винты крышки топливногофильтра и сняв ее, извлекаем старый фильтроэлемент и откачиваем из стакана остаткитоплива, дабы при погружении нового картриджа не залить соляркой все, что окажется ниже по течению (вспомним закон Архимеда). Установив новый фильтр, помалу заполняем стакан ранее откачанным топливом до самого верха, делая перекуры на про-ДЕБЮТ: 2007 год, Франкфурт.В 2011 году в Женеве былапредставлена рестайлинговая модель.КУЗОВ:5‑дверный универсал.ДВИГАТЕЛИ:бензиновые, Р4, 1,4 л, 122 или 150 л.с.;Р4, 2,0 л, 170 или 200 л.с.; дизельный,Р4, 2,0 л, 140 л.с.КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ:  М5, А6, Р7.ПРИВОД: переднийс автоматическим подключениемзаднего моста или только передний.КОМПЛЕКТАЦИИ: Trend&Fun,Track&Field, Sport&Style, Track&Style.ЦЕНА В ИЮНЕ 2012 ГОДА:899 000–1 323 000 руб.146 За рулем 08/2012146-148.150_VW-TIGIAN-TO.indd 14606.07.2012 18:48:10 питку гофров. Затем устанавливаем на место крышку и затягиваем винты моментом5 Н.м. Разумеется, на уплотнительном колечке не экономим. Теперь, помолившись, пускаем двигатель в надежде на то, что топливный насос прочихается. Если же подавитсявоздухом, – а такое бывало, – винить остается только себя. Дело в том, что после замены фильтроэлемента в сервисе (со сканером) делается отметка в мозгах блока управления двигателем, а без этой учетной записи предъявлять претензии кому бы то ни было бесполезно.Учтите, что основная проблема моторов с заводским индексом СLJA как раз и заключается в отказе топливного оборудования. Поэтому, прежде чем закатывать рукава, семь раз отмерьте: а стоит ли?Другой источник проблем – ременьГРМ. По регламенту его положено менять через 150 тыс. км, но на деле столько не живут.Не полагайтесь на инструкцию, а внимайтесоветам мастеров: если сказали, что пора,значит, надо менять. Сами вряд ли станетевозиться, поскольку операция не из простых:надо вывешивать силовой агрегат и знать целый ряд тонкостей, – настоятельно рекомендуем обратиться к специалистам.Благо, с заменой остальных расходников управились довольно быстро: на свечинакаливания (рано или поздно их предстоитменять), поликлинового ремня и масла потратили в общей сложности минут пятнадцать.Но к замене масла серьезная претензия:пластиковая накладка двигателя имеет переход к маслозаливной горловине в виде воронки, собирающей на дне всю грязь. Стоитснять пробку, и вся эта дрянь так и норовитосыпаться в масляную полость. Дилерысперва продувают воронку сжатым воздухом,а мы просто советуем снять паразитную деталь – резиновый уплотнитель, установленный на горловине двигателя (см. фото). Тогда грязи будет негде аккумулироваться.БЕНЗИН В КРОВИНа бензиновом двигателе CAWA тоже желательно снять этот уплотнитель – конструкция схожая. Но здесь вдобавок есть ограничительный щиток на входе в горловину, усложняющий заливку свежей порциимасла, – именно из-за него снизили общуюоценку, хотя доступ к фильтру отличный.Меняя свечи зажигания, будьте аккуратны с разъемами, смонтированными на общей рампе. Их нужно отсоединять последовательно, начиная с первого цилиндра, подавпредварительно каждую из колодок в сторону катушки (иначе рискуете обломить фиксатор).С заменой топливного фильтра сложнее,а главное – накладнее, чем при работе с дизелем: сменный картридж отдельно не продается, его заменяют только в сборе с датчиком уровня топлива и трубками, соединя­ющими узел с насосом. Но главное, что заме-нить все это хозяйство, не окунув руки в бак,невозможно – а как иначе отсоединить наконечники трубок? Легко понять, что сложности возникли из-за того, что бензобак разделен карданным валом на две половины.Но почему картридж фильтра не поставляютв запчасти, хотя крепится он привычнымизащелками, так и осталось загадкой.В приводе ГРМ установлена цепь, согласно регламенту менять ее (вместе с натяжителями и успокоителями) положеночерез каждые 180 тыс. км. Здесь производитель перестраховался. Учитывая, что нюансов и сложностей в таком механизме гораздобольше, чем в ременном приводе на дизеле,остается лишь пожелать счастливогопути в сервис.ОБЩИЕ ЧЕРТЫЗаменить антифриз сложнее обычного, поскольку в системе нет сливных пробок.По технологии следует снять нижние патрубки с электронасоса (на дизеле вдобавоки с масляного теплообменника), сжав пассатижами усики соответствующих пластинчатых хомутов. Дело нехитрое, но берегитесь водопада ядовитой жидкости: меры предосторожности и широкую емкость для поимки широкого потока готовьте заранее.Для разведения фирменного концентратаG12 plus plus используем дистиллированнуюводу: для умеренного климата мешаем в пропорции 1:1, а для сурового (до –40 °C) в 4,2 лконцентрата добавляем 3,2 л дистиллята.Будучи в здравом уме, без проблем замените масло в МКП: в агрегате есть сливная и заливная (она же контрольная) пробки. А вот в АКП привычного щупа не найдете: уровень проверяется через вывернутуюпробку переливной трубки: если при температуре 35–45 °C (селектор в положении Р)масло капает из отверстия, то все в норме.Нет – доливаем через это же отверстие литрсвежего и повторяем проверку. В редукторе заднего моста имеется четыре пробки, поскольку агрегат поделен на две зоны, с отдельным картером под муфту «Халдекс». Часто эти пробки путают и наживают себе проблемы из-за масляного голодания одного из механизмов. Гляньте на фото, тогдане ошибетесь.Для доступа к передним колодкам потребуется «Торкс‑45» – конструкция механизма в точности такая, как в «Гольфе VI»(ЗР, 2012, № 5): трехпалыми пластинами внутреннюю колодку вставляем в поршень, а наружную, что без пластин, – в постель скобы.Если на машине ручник с электроприводом, то с заменой задних колодок лучшене связываться, поскольку нужен тот самый«шаман» в виде дилерского сканера – чтобыс его помощью дать команду электромоторам утопить поршни. А после замены колодок им же произвести калибровку механизма. Вот вам еще один гол в гаражные ворота.И ведь не первый!НЕКОТОРЫЕ РАБОТЫ ПО ЗАМЕНЕ,тыс. км (лет)Масло в двигателе,масляный фильтр15 (1)Воздушный фильтр30Топливный фильтр:дизель/бензин30/90Фильтр салона15Свечи зажигания30Ремень привода навесныхагрегатов–*Привод ГРМ: дизель/бензин 150/180Масло в агрегатахтрансмиссии–**Антифриз в системеохлаждения(5)Жидкость в приводе тормозов (2)****Проверка при каждом ТО, замена по состоянию.**Замена по состоянию.***Первая замена через три года.ПРИМЕРНАЯ СТОИМОСТЬОТДЕЛЬНЫХ РАБОТ У ДИЛЕРОВ, руб.Компьютерная диагностикадвигателя1470Диагностика: ходовойчасти/тормозов1050/630Замена масла (Castrol SLX Long Life III5W‑30*) и фильтра двигателя1100Замена фильтра:воздушного/салонного/топливного(дизель/бензин) 340/340/(680/1190)Замена ремня приводанавесных агрегатов:дизель/бензин765/1070Замена привода ГРМ:дизель/бензин3980/4130Замена охлаждающейжидкости (G12 plus plus*)765Замена масла: АКП (ATFG055025A2*)/МКП (G052512A2*) н.д.Замена свечей зажиганияили накаливания1070Замена тормозныхколодок: передних/задних 1070/1260Замена тормозных колодокпередних вместе с дисками2720Нормочас1700*Рекомендовано производителем.ПРИМЕРНАЯ СТОИМОСТЬНЕКОТОРЫХ ЗАПЧАСТЕЙУ ДИЛЕРОВ, руб.Щетки стеклоочистителей (двепередние + одна задняя) 1936 + 537Масло в двигатель: порция на однузаправку – 4,7 л (бензин) или 4,3 л(дизель)3450Ремень привода вспомогательныхагрегатов: дизель/бензин 1310/1640Автомат натяжителяполиклинового ремня2770Привод ГРМ с роликами(дизель)14 075Помпа (дизель)6500Свечи зажигания(комплект)2995Свечи накаливания(комплект)5210Тормозные колодки:передние/задние4905/3030Тормозные диски передние3960Фильтры (дизель): масляный/воздушный/топливный500/1075/2190Фильтры (бензин): масляный/воздушный/топливный 790/960/5920За рулем 08/2012 147146-148.150_VW-TIGIAN-TO.indd 14706.07.2012 17:00:36 | ТЕСТ-РЕМОНТVOLKSWAGEN TIGUAN  Топливныйфильтр дизеляустановлен под этойкрышкой (стрелка). Отсоединятьтопливные трубкиот крышки производитель категорически не советует, как, впрочем,и менять фильтрсамостоятельно.  На бензиновомдвигателе доступк натяжителю поликлинового ремня –из-под капота,но надевать ременьна шкив коленвалавсе же удобнейснизу; 5‑миллиметровый фиксиру­ющий штифт показан стрелкой.  Для доступак поликлиновомуремню дизелялучше снять правоеколесо и щитокмоторного отсека,поскольку из-подкапота не подлезть.Отводим натяжитель за болт роликаи фиксируем штифтом.  Пластиковыйбелый бочонок,пристегнутыйк фланцу, и естьбензиновый фильтр.Отдельно в запчастине поставляется,поэтому черезкаждые 90 тыс. кмпредстоит менятьвесь этот узелв сборе.  Чтобы добратьсядо колпачка масляного фильтра дизеля, сняли электромагнитный клапанс кронштейна(показаны стрелками) и отвели клапанв сторону. Моментзатяжки колпачка25 Н·м.  Самая нижняяточка в системеохлаждения –шланги электронасоса. Сниматьих следуетосторожно, дабыне обломить пластиковые патрубкии не облиться антифризом.  Прежде чемснимать крышкумаслозаливнойгорловины, очиститеот грязи резиновыйуплотнитель, выполненный в формеворонки (здесьон снят и лежитна заднем плане),дабы не намусоритьв полость двигателя.  Пробки редуктора заднего мостапоказаны зеленымистрелками, а муфты«Халдекс» – красными. Разумеется,заливные пробкиверхние, а сливные – нижние(формально все ониодноразовые).  Хотя общаярампа с разъемамикатушек имеетнебольшую податливость, отсоединять разъемывсе же неудобно:снятый так и норовит защелкнутьсяобратно. Свечипод ключ «на 16».  В вариантес электроручникомдля замены заднихколодок нужендилерский сканер, но некоторыеумельцы утапливают поршень, переполюсовав электродвигатель. Можнои так.148 За рулем 08/2012146-148.150_VW-TIGIAN-TO.indd 14806.07.2012 17:00:38   Заменить лампуН4 несложно:патрон имеет удобный ухват и снабжен скользящимиконтактами, никакой возни с проводами не требуется.При установкеважно не касатьсяколбы лампы.ОЦЕНКА ТРУДОЕМКОСТИ ОБСЛУЖИВАНИЯ*Замена масла в двигателеХороший доступ к фильтру,удобный щуп.Неудачная форма горловиныспособствует скоплению грязи.Замена воздушного фильтраФильтроэлемент можноустановить только в одномположении. Много крепежа крышки.Замена топливного фильтраПриемлемый ресурс.Меняется только в сборе с фланцем,трубками и датчиком.Замена ремней навесных агрегатов   Лампы поворотника и габаритки тоже имеютудобные патроны,с длинными ухватами. Резиноваякрышка, прикрывающая изнанкуфары, снята и виднеется в правом углуфото.Есть автоматический натяжитель.Значимых недочетов не выявлено.Замена ОЖ двигателяУдобные пластинчатые хомуты.Нет сливных пробок, приходитсясливать через шланги.Замена масла в КП** Нет проблем с МКП.Заливать масло через переливнуютрубку на АКП менее удобно.Замена масла в узлах и агрегатах трансмиссии В агрегатах есть всенеобходимые пробки. Сливную пробку муфты «Халдекс»трудно распознать.Замена тормозных колодок  После установкигабаритки в гнездозащелкните усикпатрона в прорезьна корпусе фары(стрелка). Чтобыпроще попастьв гнездо, подайтена лампу питаниеи ориентируйтеее, глядя снаружифары.  Для доступак противотуманкамв брызговикахпредусмотреныудобные клапаны.Отвернув саморез,отгибаем клапани извлекаем патронс лампой наружу, –длины проводкивполне достаточно.  Наружныесекции фонарейнужно снимать,и без инструментатут не обойтись.Старайтесь не сломать пластиковую заглушкупроема пятой дверии не забудьтепоставить на местоуплотнительнуюрезинку.Вполне привычная конструкцияпередних механизмов. Сложно заменить задние колодкив варианте с электрическимручником.Замена салонного фильтраУдачная компоновка, не нуженинструмент.При установке надо слегкадеформировать фильтроэлемент.Замена ламп в головных фарахПродуманный доступ, удобныепатроны.Значимых недостатков нет.Замена ламп в фонаряхОтличный доступ к секциямв двери задка.Наружные секции надо снимать.Боковое крепление фонарей –с секретом: надо повернуть винт,чтобы разблокировать фиксатор.*Авто с бензиновым двигателем CAWA в сравнении с «Шевроле-Нива», трудоемкостьобслуживания которой условно оценена в четыре балла по пятибалльной шкале (ЗР, 2008, № 6).**Средний балл за несколько вариантов исполнения.Игорь Козлов: «Тигуан» сразу напомнил мне недавнего герояэтой рубрики – «Гольф»: словно в зеркало посмотрел. Простотазамены салонного фильтра, поликлинового ремня и ламп в фа­рах перечеркнута непродуманным доступом к фонарям и топ­ливному фильтру.Благодарим компанию «Германика» в Береговом проезде(Москва) за содействие в подготовке материала.150 За рулем 08/2012146-148.150_VW-TIGIAN-TO.indd 15006.07.2012 17:00:41