167
БЕЗОПАСНОСТЬ | НОВАЯ СПРАВКА О ДТПЯ ГАИ, КОНЕЧНО, ВЕРЮС февраля этого года ГИБДД выдает потерпевшим справку об аварии нового образца. Хотели упростить процедуру страховых возмещений. А что получилось на самом деле? Разбирался Сергей Смирнов. либо направить запрос в отдел ГАИ дляподтверждения факта аварии и выданных документов, – чтобы те прислализаверенные печатью копии. Как выдумаете, какой выбор сделают страховщики?ДАВАЙ, ДО СВИДАНИЯХОТЕЛИ КАК ЛУЧШЕФактически в самой справке ничегоне изменилось, разве что появиласьграфа, в которой инспектор обязануказать координаты аварии по навигационной системе ГЛОНАСС.В остальном же форма осталась прежней. Правда, во всех подразделенияхГИБДД инспекторы получили указание: никаких печатей на справке впредьне ставить. По мнению чиновников,отсутствие печати должно кореннымобразом изменить жизнь потерпевших.Теперь не нужно ради одного штампаехать в отдел ГАИ, стоять в очереди –можно сразу обращаться в страховуюкомпанию.Мне кажется, что в ГИБДД вообщелукавят, объявляя о появлении справкинового образца, ведь и в старых справках, и в новых… вовсе отсутствует местодля печати, а угловой штамп долженприсутствовать в обеих бумажках. Такчто, помимо продвижения системыГЛОНАСС в массы, никаких иныхноваций не обнаружено. И, прямоскажем, жизнь потерпевших в аварияхникак не упростилась. Ведь в страховых компаниях поначалу справкио ДТП без печатей приняли в штыки.Оно и понятно: чтобы подделать такойдокумент, достаточно скачать бланкв Интернете, заполнить необходимыеграфы (к слову, разрешается просто напечатать штамп подразделенияГИБДД типографским способом) –и можно подавать заявление о выплатестраховки. Согласитесь, синий оттискпечати отдела ГАИ хоть как-то усложнял возможность подделки.Пострадавшие стали предъявлять в страховые компании и другиедокументы без штампов и печатей.Копии протоколов и постановлений инспекторы ДПС не заверяют.Доходит до того, что при вынесенииопределения об отказе в возбужденииадминистративного дела офицер ГАИтакже не ставит печать. В результатеперед страховыми компаниями стоитвыбор: поверить на слово потерпевшему и представленным документамС точки зрения закона ни на справкахо ДТП, ни на копиях административных протоколов, ни на постановленияхпечатей быть не должно. Это приусловии, что копии протокола и постановления являются номерными и самокопируемыми. То есть у сотрудникаГАИ останется точная копия составленного документа с тем же уникальным номером. И только ксерокопииэтих документов надо заверять в ГАИ.Необходима печать и в случае, еслисотрудник ГИБДД вносит исправленияв документ.Это правило (подпись сотрудникаГАИ плюс печать на копии) установлено указом Президиума ВерховногоСовета СССР от 04.08.1983 г. № 9779‑Х«О порядке выдачи и свидетельствования предприятиями, учреждениямии организациями копий документов,касающихся прав граждан». Указ действует и поныне, поэтому его положения обязательны для организаций всехформ собственности.Наобещав «упрощение процедуры оформления ДТП и получениястраховки», МВД, увы, получило инойэффект. Да, печати не ставят, но недоверчивые страховщики готовы завалить запросами любой отдел ГАИ.Потерпевшим в ДТП рекомендуютребовать от сотрудников ГИБДД документы, оформленные только на специальных номерных бланках; обязательно надо проверить, нет ли в нихисправлений, все ли читается и т. д.И только после этого подавайте заявление в страховую компанию. Если жеинспектор ДПС игнорирует требованиезакона и выдает, к примеру, ксерокопию, не поленитесь обратиться в подразделение ГАИ с заявлением о выдачеправильных документов. Это повыситваши шансы быстро получить денежнуюкомпенсацию от страховщиков.За рулем 08/2012 167167_Sprauka.indd 16705.07.2012 18:37:42