РОССИЙСКОГО АВТОПРОМАТАГАЗЭКОНОМИКА | ИСТОРИЯКАК КАЗАКИ АВТО СОБИРАЛИТаганрогский автозавод стал первым в новой России современным предприятием, где начали собиратьиномарки. Только вот в последние годы ему страшно не везет, считает Игорь Моржаретто.Михаил Парамонов, нынешнийвладелец ТагАЗа, в конце 1980‑хбыл одним из самых удачли‑вых ростовских кооператоров.Он перепробовал несколько видовдеятельности, а в августе 1991 годаучредил в Ростове первый частныйкоммерческий банк – «Донинвест».Дела у банка пошли хорошо. Он поль‑зовался доверием местных чиновникови вскоре стал уполномоченным банкомадминистраций города Ростова-на-Донуи Ростовской области, получил правоработать с населением – приниматьплатежи за коммунальные услуги. Банкактивно скупал приватизационные чекии через некоторое время стал владель‑цем крупнейших предприятий области –металлургического комбината в БелойКалитве, комбината детского питанияв Азове, больших пакетов акций Таган‑рогского комбайнового завода, ростов‑ского завода «Красный Аксай»… Все этиактивы в 1995 году были объединеныв финансово‑промышленную группу«Донинвест». Но председателю советадиректоров группы этого было мало,и в том же 1995‑м он пробил региональ‑ную программу производства автомоби‑лей – «Донавто‑95».Парамонов быстро сумел наладитьв родном Ростове первую в России круп‑ноузловую сборку иномарок. В качествебазы выбрали «Красный Аксай» – заводс более чем столетней историей, выпу‑скавший сельскохозяйственную технику.Кстати, в начале ХХ века здесь собралинесколько десятков автомобилей марки«Олдсмобиль», так что своя автомо‑бильная история у предприятия была.В 1996‑м на нескольких подъем‑никах стали «крутить» «Дэу-Нексия».Готовые автомобили морем доставлялииз Южной Кореи в Болгарию, где ихразбирали на несколько крупных узлов,затем, уже в контейнерах, снова грузилина судно и отправляли в Россию какмашинокомплекты.Все чин по чину, никаких наруше‑ний законодательства. Низкая таможен‑ная пошлина, невысокая цена в России,хорошая маржа для «Донинвеста».Таким образом за три года в Ростовена-Дону собрали свыше 30 тыс. седанов«Нексия» и «Эсперо». В 1997 году,самом удачном, из ворот «КрасногоАксая» вышло 13,2 тыс. автомобилей.По плану 1998 года должны былисобрать все 25 тыс., но – не случилось.ПО ВЕРТИКАЛИВ это время «Дэу» долго и безрезуль‑татно вел переговоры с руководите‑лями АВТОВАЗа, но в конце концовсделал ставку на ростовский проект.Чтобы запустить производство какможно быстрее, решили использоватьпустующие цеха Таганрогского комбай‑нового завода. Проект разрабатывалиростовские специалисты с помощьюкорейских; на это ушло всего несколькомесяцев. А на весь процесс – от сим‑волической закладки первого камнядо пуска конвейера – всего полторагода! В результате получился сборочныйзавод, не имеющий аналогов в мире:это единственное предприятие с верти‑кальным конвейером. Все производство174 За рулем 08/2012174-177(1_2V)_Tagaz.indd 17406.07.2012 13:53:52 рассредоточено по четырем этажамглавного здания, сообщение междууровнями – посредством лифтов, подъ‑емников и монорельсов. Всё компактно:на первом уровне цех сварки, на вто‑ром – цех окраски, на следующих –сборка.Строительство обошлось в 260 млн.долл., большая часть этой суммы – кре‑диты, взятые в российских банках.Таганрогский автомобильный заводоткрыли 12 сентября 1998 года, в день300‑летия основания города ПетромПервым. Тогда с конвейера сошлапилотная партия российских автомоби‑лей «Донинвест-Ассоль» (фактически –«Дэу-Ланос»). Ростовчане приобрелилицензию на линейку корейских моде‑лей и закрепили за собой право дать имсвою марку и собственные имена.19 августа в России произошелдефолт. А чуть раньше азиатский кризиссразил крупнейшую корейскую компа‑нию «Дэу». В 1998–1999 годах ТагАЗизо всех сил пытался выкарабкатьсяиз финансовой ямы. Завод выпускалвполне приличные автомобили –«Кондор», «Орион», «Ассоль» (соот‑ветственно «Дэу-Леганза», «Нубира»и «Ланос» в девичестве), но продава‑лись они очень плохо.В 1999 году базовая «Ассоль» сто‑ила около 10 тыс. долл., тогда как новую«Оку» можно было купить за однутысячу, вазовскую «шестерку» – меньшечем за четыре.А вскоре завезенные из Кореимашинокомплекты кончились. И долговнакопилось немало, но благодарядевальвации рубля их удалось довольнобыстро погасить.Самым тяжелым для ТагАЗа периодом был конец 1990‑х. Современноепредприятие, рассчитанное на выпускдо 180 тыс. автомобилей в год, практи‑чески простаивало. Казалось, никакихперспектив у него нет. Только основнойакционер компании М. Парамоновне сдавался: он без устали разъез‑жал по миру в поисках серьезногозарубежного партнера (взамен корей‑ской «Дэу») для своего завода.НА ПОДЪЕМЕВ апреле 2000 года подвернулсяфранцузский концерн PSA «ПежоСитроен». А в июне с конвейера поехали«каблучки» «Ситроен-Берлинго»с собственным именем «ДонинвестОрион-М». Наши рассчитывали на дли‑тельный контракт с французами, дажедоговорились о покупке оборудованияс закрытого египетского завода кон‑церна, но PSA, собрав в России лишьтысячу авто, дал задний ход.В том же 2000‑м «Донинвест»договорился с корейской компанией«Хёндай», – в Таганроге начали выпу‑скать «акценты» (в Корее модель этогопоколения уже сняли с производства).В первый год удалось собрать и продать8 тыс. машин. Хороший результат.В 2002‑м появилась версия с автоматом, в 2003‑м завод перешел на пол‑ноценное производство со сваркой В последние годы на таганрогском конвейере собирают преимущественно модели китайского происхождения. Спорткупе «Аквелла», по заверениям руководителей ТагАЗа,вот-вот пойдет в серию. Но для этого должно случиться чудо. Автобусы «Каунти», собранные в Ростовской области, возят пассажиров во многих регионах России. Организовали на ТагАЗе и сборку двигателей длякорейских автомобилей. Правда, вскоре свернули.Не те объемы производства!За рулем 08/2012 175174-177(1_2V)_Tagaz.indd 17505.07.2012 12:30:28 РОССИЙСКОГО АВТОПРОМА| ИСТОРИЯТАГАЗИСТОРИЯ ТАГАНРОГСКОГО АВТОЗАВОДАи окраской. В 2004 году на конвейерепоявилась еще одна модель «Хёндай» –седан бизнес-класса «Соната». Ее к томувремени на полуострове тоже прекратилиделать. И дальше в производственнойлинейке ТагАЗа регулярно появлялисьмодели южнокорейского производителя,опять же не самого последнего поколения: в 2007‑м «Санта-Фе Классик»,в 2008‑м «Элантра XD».Были и коммерческие машины,причем нового модельного ряда.Например, грузовик «Портер». Егоначали выпускать в 2005 году. В 2007‑мв бывшем цехе комбайнового заводастали собирать и городские автобусы«Каунти». Направление коммерческихмашин развивалось быстро, и вскоребыл создан Ростовский завод грузовыхавтомобилей (РЗГА).МЕЧТЫ СБЫВАЮТСЯ.И НЕ СБЫВАЮТСЯСловом, автосборка в Ростовской области набирала обороты. В 2008 годуростовчане купили у другой южнокорейской фирмы – «СанЙонг» – лицензиюи оборудование для производства двухмоделей: «Муссо» («Роуд Партнер»)и «Корандо» («Тагер»). Отныне с конвейера Таганрогского автозавода сходили не только «хёндай», но и машиныпод собственным брендом «ТагАЗ».В 2008 году российской публикепредставили седан собственной разработки ТагАЗ-С100 «Вега». Он произвелна соотечественников неплохое впечатление. «Вегу» создали в Корее специалисты никому не известного бюро «ТагАЗКорея». Там же сочинили бизнес-седан,кроссовер. Но вышел скандал.В 2009 году компания «Джи-Эм – Дэу»обвинила ТагАЗ в промышленном шпионаже, объявила конструкцию «Веги»ворованной и подала в суд. Таганрогцынастаивали: модель-де разработана За последние два года число работниковТагАЗа сократили в шесть раз. Этот шильдик сначала носили автомобили«Донинвест», а затем – ТагАЗы.самостоятельно, силами бюро «ТагАЗКорея», его специалисты над этим проектом трудились с 2005 года. Но, каквыяснилось при расследовании, двакорейских инженера, которые до тогоработали в компании «Дэу», скопировали более 6 тыс. файлов техническойдокументации по модели «Лачетти»и использовали эту информацию присоздании своего автомобиля.Двоих подозреваемых арестовали,а их сообщник покончил жизнь самоубийством. В конце концов суд обязалТагАЗ уплатить крупный денежныйштраф и запретил выпуск «Веги». ХотяТаганрогский автозавод и открещивалсявсячески от этой истории (мол, в Россиидаже не подозревали, что сотрудникикомпании-партнера «ТагАЗ-Корея»какие-то детали и узлы копировали),репутации российского автозавода былнанесен серьезный удар. По слухам, этои стало причиной охлаждения отношений между давними партнерами.Выпуск моделей «Хёндай» в Таганрогепрактически прекратился.КИТАЙСКИЙ СИНДРОМВпрочем, незадолго до этого у ТагАЗапоявилась и вторая торговая марка –«Вортекс», а также новые партнеры,на сей раз из Китая. Первой преуспелав переговорах с Таганрогским автозаводом компания «Чери». Модель «ЧериФора» стала называться «ВортексЭстина», лифтбек «Амулет» – «Корда»,кроссовер «Тигго» – «Тинго». Собиралимашины уже в Азове, на бывшем комбинате детского питания: на таганрогскомконвейере в то время мест не было.Пробовали еще малыми партиямисобирать автомобили и других китайских производителей – BYD, JAC.В 2008 году на ТагАЗе собирали четыремарки и почти 20 моделей! И выпустилиаж 110 тыс. автомобилей.176 За рулем 08/2012174-177(1_2V)_Tagaz.indd 17605.07.2012 12:30:30 В 2008 году выяснилось, что пред‑приятие не в состоянии не то что выпла‑чивать долги, но даже их обслуживать.В кризис спрос и на устаревшие корей‑ские модели, и на новые китайские упалсильнее всего. В 2009‑м объем произ‑водства ТагАЗа сократился в три раза;задолженность перед банками достиглаастрономической суммы – 20 млрд руб.!В нынешнем году арбитражный судРостовской области решил рассмотретьиск о банкротстве ТагАЗа.Сейчас завод чаще стоит, чем рабо‑тает, а на бумаге его активы переходятиз одной фирмы в другую, чтобы завтраоказаться на балансе третьей. Похоже,таким путем фактический владелецТагАЗа М. Парамонов пытается спастихотя бы часть своей автомобилестроительной компании. Газпромбанк, одиниз кредиторов, обратился в Следствен‑ный комитет РФ с просьбой проверитьдеятельность менеджмента ТагАЗа и,при наличии оснований, возбудить уго‑ловные дела по ряду статей УК – в томчисле и о мошенничестве…Но ТагАЗ не сдается и буквальнофонтанирует новыми проектами. Вот,пообещал построить новый филиалв Бангладеш за 2 млрд. долл. На кон‑вейере появилась очередная «собствен‑ная» модель ТагАЗ-C100 – перелицо‑ванный китайский седан JAC A138 Tojoy(«Toджой»). А к нынешнему Москов‑скому международному автосалонуМ. Парамонов обещал выкатить новуюмодель – «Аквелла», которую собира‑ется продавать за 400 тыс. руб. Тольков ее перспективы, увы, никто не верит.Судя по всему, скоро ТагАЗ окон‑чательно перейдет в руки новых вла‑дельцев. И уже иные люди будут искатьследующего партнера. Надеемся, у нихполучится.174-177(1_2V)_Tagaz.indd 177На правах рекламыЖИЗНЬ ВЗАЙМЫ Таганрогскийавтомобильныйзавод сделал себеимя на сборке устаревших корейскихседанов и вседорожников. Кстати,получал наградыза высокое качествосборки…05.07.2012 12:30:32