ПЕРЕДНЯЯ СТУПИЦА «НИВЫ»РЕМОНТ и СЕРВИС | ДОВОДИМКУДА КАТИМСЯ?Вариант усовершенствования переднего ступичного узла«Нивы» при минимальных трудозатратах предлагает инженерАлександр Карабач.Многие владельцы автомобилей«Нива» и «Шевроле-Нива» различных модификаций не понаслышке знакомы с капризамипереднего ступичного узла. Если егосостояние не контролировать, то оннедолго служит. По мере износа конических роликоподшипников и увеличенияих зазоров дальнейшее разрушениетолько ускоряется, – особенно когдадетали подвергаются ударам на дорогахс разбитым покрытием. А болтанкаколес нарушает устойчивость и управляемость машины. Но и чрезмерноуменьшать зазоры затяжкой гайки тоженельзя: сильно нагревшись, узел можетнамертво заклинить, – тогда удержатьмашину на дороге вряд ли удастся.Правильные зазоры в подшипникахобеспечиваются своевременной регулировкой затяжки гайки. Эта деликатнаяработа, как и смена смазки в подшипниках, хорошо известна опытным автомобилистам и описана во множестве книгпо обслуживанию машины. Однако этоне делает данные операции более привлекательными для владельца «Нивы».Можно ли избавить его от лишнихзабот?комментарий АВТОВАЗаНачальник конструкторского бюроподшипников, колес и шин (службаглавного конструктора ОАО «АВТОВАЗ»)Константин Гусев:– Применение пластиковой втулки неприемлемо, так как она подвержена износу припровороте внутренних колец подшипника.Необходимо использовать стальную распорную втулку из высокопрочной сталиили закаленную. В этом случае необходимодля каждого ступичного узла подбиратьиндивидуальный размер втулки с учетоминтервала допусков на все детали, входящие в ступичный узел (кулак, ступица, подшипники). Селективная сборка ступичногоузла для обеспечения необходимого зазорав подшипниках в условиях массового производства на АВТОВАЗе неприемлема.Использование жидкой трансмиссионной смазки в существующей конструкцииступичного узла приведет к утечке смазкичерез сальники, когда они немного износятся, и попаданию на тормозной диск, чтоприведет к отказу передних тормозов.Можно. Лучший вариант давноопробован – это замена двух конических подшипников однимдвухрядным, который вообщене нуждается в контроле и регулировке. Как известно, из числасамых доступных и распространенных в поворотный кулак «Нивы»отлично вписывается передний ступичный подшипник «Москвича‑2141».Но трудозатраты на такую реконструкцию велики. Необходимо проточитькулак и ступицу под запрессовку колецподшипника с соблюдением всехдопусков и посадок. При нынешнемсостоянии станочного парка страны квалифицированно выполнить эту работуи трудно, и дорого.Есть вариант попроще: установить родные роликовые подшипникис оптимальным, заранее рассчитаннымнатягом, который соответствует ихнормальному рабочему состоянию.Ведь служат же аналогичные подшипники в редукторах переднего и заднегомостов! В этих агрегатах требуемыйдля подшипников натяг создает упругая распорная втулка, – нужно лишьправильно затянуть гайку хвостовика. Доработанная ступица. Желтая деталь –пластиковая распорная втулка.Мы же разработали для этой цели(и ставим между внутренними кольцами) распорную втулку из пластика,обладающего необходимым сопротивлением на сжатие. Конструкция узлапоказана на рисунке.По-новому организована смазкапеределанного узла. Взамен обычнойконсистентной мы применяем жидкую – трансмиссионное масло. Дляэтого в верхней и нижней частях поворотного кулака сверлим два наклонныхотверстия (см. рис.)На выходе нижнегоКонструкция ступичного узла1 – поворотный кулак;2 – вал привода;3 – ступица;4 – конусная втулка;5 – уплотнение;6 – конический подшипник;7 – упругая распорная втулка;8 – бачок.152 За рулем 08/2012152-153(1_2G)_Stupica NIVA.indd 15205.07.2012 12:12:37 комментарий «ЗА РУЛЕМ»Примерно такой оценки конструкции, предложенной Александром Карабачом, мыот АВТОВАЗа и ожидали! Это подсказывалмноголетний опыт общения с отечественными автопроизводителями. Так, проблемы с подшипниками еще классических«жигулей», а затем и «нив» известнына протяжении десятилетий! Предпринялчто-либо завод в этом направлении? Нет,ведь машины и так продавались нарасхват.Нынче ситуация иная. Но по-прежнемупредложения опытных потребителей вазовской продукции в расчет не принимаются.Проще ответить: «селективная сборкаступичного узла... в условиях массовогопроизводства на АВТОВАЗе неприемлема».Странно... Как же тогда завод собираетредукторы мостов с подобными подшипниками? Неужто на глазок?!отверстия нарезаем резьбу под сливную пробку – такую, как на вазовскомблоке цилиндров для слива охлаждающей жидкости. А на выходе верхнегоотверстия нарезаем резьбу под штуцертормозной трубки. По ней будет подаваться масло из компенсационногобачка, расположенного в моторномотсеке. Бачок такой, как в приводе Показаны оба отверстия в кулаке, трубкаи сливная пробка.сцепления. Герметизируют узел и удерживают в нем смазку два штатныхуплотнения.Эластичным пластиковым шлангомсоединяем тормозную трубку с бачком.Контролировать уровень масла оченьпросто. Особо забывчивым советуюдля пущей надежности контроля подключить датчик уровня, встроенныйв крышку бачка, и вывести сигнална лампу в комбинации приборов.(Хорошо ли это, плохо ли, но в машинедостаточно простора для опытноконструкторских разработок!)Для замены смазки в модернизированном узле ничего не придется разбирать – это вам не капризная консистентная! Достаточно вывинтить пробку,слить старое масло, залить новое – Поворотный кулак с пластиковой трубкойи бачком.и, когда оно покажется снизу, пробкузавернуть. В отличие от любых «тавотов», масло не только смазывает все, чтонаходится внутри узла, но и равномерноохлаждает детали. Опасность сухого трения, местных перегревов, задиров и сваривания практически исключена, – темсамым существенно продлевается жизньподшипников.На правах рекламыЗа рулем 08/2012 153152-153(1_2G)_Stupica NIVA.indd 15305.07.2012 12:12:39