144
145
ИССЛЕДОВАНИЯ,ТЕХНИКА | НОВИНКИ,ИЗОБРЕТЕНИЯЭЛЕКТРОПТИЧКА  Все три двери сверхлегкого пластикового корпуса «Колибри», посаженногона пространственную трубчатую раму из магниевого (!) сплава, открываются кверху.В электромобиле «Колибри», разработанномконсорциумом во главе с компанией InnovativeMobility Automobile и фирмой СРМ (CompactPower Motors), всего одно кресло – водительское.Как и одноименная птичка, концепт весит совсемнемного (для автомобиля): всего 340 кг. И этонесмотря на два электромотора по 12 кВт, уста‑новленных в базе и передающих крутящий моментчерез 2‑ступенчатую коробку. Весь этот силовойагрегат удивительным образом весит лишь 14 кг,что не мешает ему разгонять «Колибри» до сотнивсего за 9,0 с и обеспечивать ей максималку120 км/ч!Запас хода разработчики довели до 120 км,причем по немецким ценам «полный бак» обой‑дется лишь в один евро. Ну, может, чуть дороже.В дополнительные плюсы новинке можно запи‑сать размеры 2750×1180×1300 мм, облегчающиепоиск свободного места для парковки, восьмилет‑нюю гарантию на литий-железо-фосфатный акку‑мулятор и доступную для электромобиля цену –7900 евро. В минусы – багажник объемом всего180 л и необходимость платить по 49 евро в месяцза инновационную батарею.Когда же экономным интравертам бежатьв автосалон? Говорят, в 2014 году. А увидетьпластиковую «птичку» можно было на выставкев Ганновере.АВТОБУС-ТРАНСФОРМАТОРВ 2002 году на улицы Турина и Генуи вышли30 электробусов, оснащенных системой ConductixWampfler для индуктивного подзаряда батарейна остановках. И с тех пор эти автобусы ежедневнопробегают по 200 км, не прерывая движения. Идея,положенная в основу такой передачи энергии,используется в любом трансформаторе: там тожепервичная и вторичная катушки не соединены другс другом. Но вся проблема в том, что с увеличениемзазора между ними резко падает эффективностьпередачи энергии и растут ее потери. Схема IPT-Charge:1 – стойка с преобразователем частотыи приемопередатчиком информации;  2 – первичнаякатушка в асфальте; 3 – вторичнаякатушка на автобусе; 4 – выпрямитель; 5 – аккумуляторы; 6 – приемникинформации.  Желтое перекрестие на асфальте позволяет автоматически остановить автобус точно над первичной катушкойсистемы подзаряда.Зарядное устройство IPT-Charge обеспечиваетпередачу на аккумуляторы до 95% энергии, заби‑раемой из сети. Для этого на каждой остановке,оборудованной системой, приемная катушкаавтоматически опускается для обеспечения зазорав 40 мм. Пока пассажиры входят-выходят, «бак»,конечно, не «заправишь», но немного пополнитьможно. В итоге, хотя батареи все равно раз‑ряжаются, дневной пробег возрастает с 64 кмдо двухсот, причем без потери времени на зарядкуи использования каких-то уникальных и сверхдо‑рогих аккумуляторов.Итоги 10-летнего эксперимента оказалисьнастолько обнадеживающими, что сейчас в очередьна такую электрификацию выстроились ряд городовв Японии, Швейцарии, Германии, Новой Зеландии,Голландии и США.144 За рулем 08/2012144-145(1_4)_Novinki8.indd 14405.07.2012 12:12:47 ИГРАЯ ВИБРОМУСКУЛАМИЧто такое искусственный мускул? Это некая суб­станция, изменяющая свою длину под воздействиемэлектрического напряжения. В принципе можносчитать таким мускулом обычный пьезоэле­мент: он ведь тоже чуть расширяется поднапряжением. Но настолько мало, чтодо недавнего времени эффект удавалосьиспользовать лишь для изготовления излу­чателей ультразвука – там достаточно переме­щений в десятки микрон. Собирая пьезоэлементыв штабель, удалось двигать, опять же на доли мил­лиметра, иглу форсунки.А вот ученым из Фраунгоферовского институтапрочности и надежности систем в Дармштадте уда­лось создать нечто, уже более похожее на мускул.ЧИТАТЬ НА ХОДУУчастники этого пока еще эксперимента на ходуне только читали. Они слали друзьям эсэмэски,писали письма, разгадывали кроссворды, обе­дали, отвечали на звонки… В общем, безобразни­чали, как только могли. Но никого полицейскиене оштрафовали и никто не пострадал. Дело в том,что впервые систему автоматического движенияв колонне испытали на обычном шоссе и обычныхавтомобилях.Вкратце напомним: речь о проекте SARTRE(SAfe Road TRains for the Environment), позволя­ющем пристроиться за опытным дальнобойщикоми спокойно заняться всеми вышеописаннымиделами. Автоматика сама будет держать мини­мальную дистанцию в 6 м даже на большой скоро­сти. Ведь в данном случае время реакции водителяроли не играет, а компьютер включит торможениемгновенно. Тем более что получит информациюнепосредственно «из-под педали» тормоза лидера.(Неясно, правда, что будет, если лидер простокуда-то врежется. Представить, впрочем, можно…)Не будем повторяться и перечислять техниче­ские средства, необходимые для реализации идеи:видеокамеры, радары, лазеры, компьютеры…Сейчас участники эксперимента, преодолевав­шие на автомобилях «Вольво‑V60», XC60 и S60 Демонстрационныйобразец опорына вибромускуле.Хотя бы своей гибкостью и упругостью. Новыйэластомер реагирует на управляющее напряжениев 1,5 кВ и «раздувается» под его воздействиемнамного больше в процентном отношении, чемпьезокристалл. Правда, выигрывая в пути, про­игрываем в силе – закон рычага и тут работает.В общем, пока получили этакую мягкую«мембрану» размером 60×60 мм, состоящуюиз 50 слоев эластомера толщиной 140 мкмкаждый, проложенных электродами.Все это можно было бы назвать игрой ума,но вот и практическое применение открытия: такая«вибромускульная» резинка – отличный материалдля демпферов колебаний, скажем, двигателя.Подавая на нее управляющее напряжение в проти­вофазе вибрациям, их можно практически полно­стью погасить! И тогда о работе мотора уж точнопридется судить лишь по стрелке тахометра.  При такомтрафике, кажется, не нужени водительв головноймашине.Интересно,а у нас не попробовал бы ктонибудь встроиться в шестиметровый зазор?по 200 км в день за грузовиком, признаются: смо­треть вперед, сидя за рулем, было просто страшно,уж лучше отвлечь себя посторонними делами.Хотя сердобольный дальнобойщик и не разго­нялся свыше 85 км/ч.Но ради чего вся затея? Неужели толькочтобы заменить удовольствие от вождения удо­вольствием от других занятий? На самом деле фуравыбрана в лидеры колонны неслучайно: движениев ее аэродинамической тени позволяет сэконо­мить топливо, а это уже экология. А в перспективеможно будет и штат водителей подсократить: ведьникто не мешает составить этакий бессцепочныйавтопоезд лишь с одним «машинистом»!На правах рекламыЗа рулем 08/2012 145144-145(1_4)_Novinki8.indd 14505.07.2012 12:12:49