ГРУЗОВИКИ | ГАЗ-23107 «СОБОЛЬ 4×4» OFF-ROADВДОЛЬ И ПОПЕРЕКВ ЧЕМ ФОКУС?а первой передаче машинане просто рвет с места – прыгает. На второй вдавливаетв спинку сиденья, а на пятойзабрасывает стрелку спидометра за 150.Для трека такая скорость – ерунда,но на бездорожье впечатляет. Машиналетит, взрывая песок, пыль и щебень.Отчетливо слышу упругую песнюмотора, трансмиссии и мягкое шипениеамортизаторов и гидроупоров длинноходной подвески. Автомобиль сбит,словно японский стортбайк: ни одноголишнего зазора в узлах ходовой илимотора. Машина отзывчива и строгак повороту руля, даже малому ходупедали газа или тормоза. Управляетсяотменно. Аппарат не ушел с курсадаже после подброса и приземленияс невесть откуда взявшегося «трамплина». Коллега справа крепко устыдилменя: дескать, нехорошо, Слава, дубасить, если не знаешь трассу, повадкиавтомобиля и недостаточно внедорожного опыта. Хотел возразить, но закусил губу и разумно сбросил обороты.Уже понятно, что аппарат получилсяна офф-роуде знатным.В добротной конструкции машины.«Группа ГАЗ» доводила этот автомобильвместе с известным тюнинговым ателье«Ульяновский авторемзавод» (УАРЗ).Парни за дело взялись с энтузиазмом, ведь даже при беглом взглядена серийный образец стало ясно:из «Соболя» можно соорудить настоящий внедорожник.Мосты – загляденье, особеннозадний: сварной, с прямоугольнымпрофилем чулков. Хороши полуоси:толстые, прочные, с мелким эвольвентным зубом, таким же, как, скажем,на «Тойоте».Оценили и главную гипоиднуюпару, способную передать огромныйкрутящий момент. Отметили карданныевалы: большой диаметр труб, длинныйход в шлицах. Видно, что ГАЗ готовилих под большой ход подвески. Раздаточная коробка не хуже, чем на ГАЗ‑66.Разве такую сломаешь на легком Спецы даже не посчитали необходимымусиливать передний мост или менять карданную передачу в поворотном кулаке – настольковсе прочно в оригинале. Алюминиевые прочные листы силовогоагрегата не только защищают мотор и коробки,но и выполняют роль слайдера, на которомв глубокой колее будет скользить «Соболь 4×4». Ход подвески 250 мм. Не хуже, чем у кроссовых багги. Перемещение моста контролируютдлинноходные амортизаторы и гидроупоры,популярные среди джиперов.Полноприводное направление на ГАЗе набирает обороты. Модели4×4 пользуются спросом. И в подтверждение своих возможностейГАЗ построил уникальную машину, способную покорять бездорожьена уровне машин cерии «Дакар». Вячеслав Субботин не удержалсяот соблазна проверить ее на ходу.Н188 За рулем 08/2012188-191(2X1_2V)_Соболь спорт.indd 18806.07.2012 19:00:43 На правах рекламы Один из создателей этого вседорожника гоночныйинженер РамильЗамалетдинов гордится машиной. На такой,утверждает, можнои на «Дакар» махнуть.«Соболе»? А каковы наконечники тяг,рулевой механизм, тормоза!Но самых добрых эпитетовзаслуживает мотор – турбодизель«Каммминс-ISF 2,8». Видели бы выглаза ульяновских инженеров, когдаони обсуждали вместе со специалистами «Камминса» конструкцию и возможности двигателя. Ведь его можнозапросто, не меняя железок, довестидо 200 л.с.! Но вместе разумно постановили повысить напор со стандартных120 сил до 145.ПЕРЕСТРОЙКАОпределив объем работ, нижегородцыи ульяновцы решили готовить машину188-191(2X1_2V)_Соболь спорт.indd 189 Компрессорс ресивером длявключения блокировок разместилив кабине: тут меньшепыли и грязи – дольше прослужит. Сейчас пилотвключил все блокировки: межосевую,переднего и заднего мостов. Дажев рыхлом песке«Соболь 4х4» бежит,не понижая давления в шинах.06.07.2012 16:51:00 Каркас безопасности придаетдополнительнуюжесткость рамена изгиб и кручение.Особенно значимыдве поперечныекрестообразныедиафрагмы – так ихназывают конструкторы.ЗА ПОЛНЫЙ ПРИВОДВадим Сорокин, директор дивизиона«Легкие коммерческие и легковыеавтомобили» «Группы ГАЗ»:– Модернизируя на конвейере серийныйполноприводный «Соболь», мы ставилинесколько задач. Во-первых, обеспечитьотличные внедорожные характеристики.Во-вторых, совместить высокую проходимость с современным уровнем эргономикии комфорта. Ну и в-третьих, сохранитьминимальное удорожание в сравнениис заднеприводной моделью. Работа надмашиной продолжается. Интерес к нейзаметно вырос. «Соболь 4×4» отлично подходит для бизнеса, коммунальных служби обычных автомобилистов. Он будетхорош и в работе, и на отдыхе.Тема полного привода сегодня однаиз ключевых в развитии модельного рядаГАЗа. Ралли-рейд«Шелковый путь»,на который мыпланируем отправить этот «Соболь4×4» вместес серийными машинами, – уникальнаявозможность испытать как отработанные конструкции, так и новыев условияхэкстремальнойнагрузки.для бездорожья по максимуму. Темболее что совсем уж сложных переделок не предвиделось.Сначала взялись за раму. Онавысокотехнологична и проста, швеллерв сечении. Чтобы повысить жесткостьна кручение, мастера тюнинга сделалилонжероны коробчатыми, а в каркасбезопасности вварили две диафрагмы(поперечные кресты) – примернопо той же схеме, что на «ДжипеРэнглер». Для постройкибоевой машинывыбрали модификацию «Соболя 4×4»в варианте шасси,но всё в полной мереможно перенестина авто с кузовомфургон.Как и любой тюнингованныйвседорожник, «Соболь» отлифтовали.Кабину подняли на 70 мм. Штатнымиамортизаторами осчастливили знакомого маршруточника, а сами поставилидлинноходные и более энергоемкие.Подобрали иные отечественные рессоры. И благодаря этим изменениямдовели ход подвески до рекордных250 мм. Такому результату позавидуети кроссовый автомобиль.Для передачи возросшего моментастандартную коробку передач пришлось заменить корейской, сцепление –«керамикой» Mobi с корзиной LuK.И всё. Из крупных узлов это единственные, уступившие место инородным.ПРОДУКТОВЫЙ НАБОРИзюминка этого вседорожника,конечно, в пневомоблокировкахУАРЗ («Спрут») переднего и заднегомостов. Включаются блокировки мгновенно, мягко, оберегая трансмиссиюот пиковых нагрузок. Конструкторыутверждают, что блокировки должныходить не менее 100 000 км. В довершение предусмотрели установкуочень легкой (14 кг) и тяговитой вертолетной лебедки «Спрут». С такимнабором «Соболь» может карабкатьсяи по отвесной стене.Для лебедки «Спрут» весом 14 кг естьместо и в передке, и в корме авто. На крюке3000 кгс, 20 м троса – хорошие показатели.Что еще нужно «проходимцу»?Конечно, первоклассные шины, способные поднять автомобиль над дорогой, уверенно толкать его в болоте,грязи и песке. А еще противостоятькорням, камням и лихо мчатьсяна низком давлении. Покрышкиподбирали долго. На одних машиналовко месила грязь, но отказываласькатиться по песку, на других крутилась и там, и сям, но была беззащитнаперед острыми камнями. Найти подходящие все-таки удалось: MichelinLatitude Cross 7,5/100R16C. Внешний вид не впечатлил спецов:«гладкий» протектор, скругленныеплечи. Чем тут грести? Но когдаотправились на тестовый маршрут,поразились цепкости покрышек. Мелкие ламели ловко хватались за любыенеровности, а особой формы канавкивывозили машину в топком болоте.Удивительно, но внедорожная шинана асфальте шумит не более обычной легковой. И главное – на этом«Кроссе» дорожный просвет выросдо 260 мм! Найдите в этом классемашину повыше.КУДА ПОДАЛЬШЕМожно было бы на этом и остановится – проходимости у машиныСцепление для бездорожья лучше поставить помощней. Выбрали комплект с керамическим диском Mobi и корзиной LuK.190 За рулем 08/2012188-191(2X1_2V)_Соболь спорт.indd 19006.07.2012 16:51:06 На правах рекламытеперь с избытком. Но заводскиеконструкторы пошли еще дальше.Чтобы добиться высокой скоростина бездорожье (например, в раллирейде), стесняться не стали и сместилисиловой агрегат на 800 мм назад, благоотлифтованная кабина позволяла провести операцию без особого труда.А в освободившемся подкапотномпространстве смонтировали снискавший славу среди джиперов огромныймедный радиатор от ГАЗ‑53. Лучшеготоварища нагруженному турбодизелюне сыскать. Шины MichelinLatitude Cross7,5/100R16C –последнее поколение покрышек длялегких коммерческих машин. Удачноесочетание внедорожных и асфальтовых характеристик.ПО КАРМАНУКогда создатели машины окончательно подсчитали затраты на оффроудный тюнинг «Соболя», то изумились: с учетом работ и деталей удалосьуложиться в 460 000 рублей – совсемне много для достижения такиххарактеристик, как у этого «Соболя»,поверьте. Значит, они будут вполнепо карману тем, кто собирается оттюнинговать свой вседорожник. И вовсене обязательно повторять все изменения, можно остановиться, скажем,на блокировках и лебедке – машинасможет на равных биться с любым«проходимцем» в любом лесу, болоте,поле хоть вдоль, хоть поперек.188-191(2X1_2V)_Соболь спорт.indd 191 Особенно хороши Latitude Crossв песке: не закапываются глубоко и приэтом уверенно тянутмашину вперед. Трудно представить настоящийджиперский автомобиль без межколесных блокировок.На «Соболе 4×4»смонтированы ульяновские изделия«Спрут».06.07.2012 16:51:12