ЭКОНОМИКА | НАЛОГ НА РОСКОШЬЖИВИТЕ БОГАТО?Налог на роскошь никого не уравняет, а только заставит богатыхавтовладельцев покупать дорогие игрушки за рубежом,считает Анна Клепач.Слушать популистские высказывания кандидатов в президенты нам не впервой. Правда,после выборов продолжалижить по-прежнему – заправлятьсядорогим и при этом некачественнымбензином, искать пути объезда многокилометровых пробок и высматривать на дороге глубокие ямы…Но, похоже, не все призывыверхушки власти остаются безвнимания. Стоило ВладимируПутину в январе заикнуться, чтонеплохо бы, мол, ввести налогна роскошь, хватит-де безнаказанноразъезжать на суперкарах! – какбюрократическая машина заскрипела и чиновники поспешили исполнять наказ. Ведь поставлен конкретный срок: новый побор долженпоявиться уже в следующем году.Чиновники, полные рвенияи энтузиазма, фонтанировалиидеями. В Минэкономразвитияпредложили собирать дополнительный налог с владельцев машин,мощность которых перевалилаза 250 «лошадок» (потом, правда,появился более гуманный вариант –от 300 л.с.). При этом стоимость техники, по мнению экономистов, ролине играет. То, что купе БМВ‑135iс 306 «скакунами» под капотомпродают за 1 668 000 рублей,а «Мерседес-Бенц S 350» с мотороманалогичной мощности – за четыремиллиона, чиновники проигнорировали: видимо, решили, что разницанесущественна.178 За рулем 06/2012178-179(1_2g)_BEZ SHTANOV Folder.indd 17805.07.2012 18:37:24 Представители же финансовойэлиты прямо заявили: мы-то не против, предлагаем признать роскошнымиавто стоимостью от 3-4 млн. рублей.А заодно напомнили, сколько дорогих машин (сайт госзакупок пестрит«мерседесами», «лексусами» и БМВпо 7-8 млн. каждый) стоит в гаражахразличных государственных ведомств, –неплохо бы и им налоги платить, какпростым смертным. Номер не прошел.В итоге власть решила просто-напростоувеличить для мощных автомобилейставки транспортного налога.Но подобное повышение тарифовне обогатит казну. Раскошелиться придется лишь владельцам машин, мощность которых перевалила за 410 л.с.Замглавы ведомства Сергей Шаталовдаже составил список автомобилей,которые будут облагаться двойнымтарифом – по 300 рублей (сегодня 150)за каждую «лошадку». В него попали:«Бентли», «Ламборгини», «Феррари»,«Мазерати», «Астон Мартин», «РоллсРойс», отдельные модели «Порше»,«Мерседес-Бенц» и БМВ.В России «золотой» список представлен примерно 20 тыс. машин.Получается, что весь сыр-бор,на обсуждение которого ведомствапотратили не один месяц, затевалсяради дополнительных 2-3 млрд.С этих автомобилей Минэкономразвитияпредложило брать налог на роскошь:D БМВ‑135i, 306 л.с., цена 1 668 000 руб.,D «Ауди-А4 3,0 TFSI», 272 л.с., 1 993 000 руб.,D «Кадиллак-CTS», 306 л.с., 1 790 000 руб.,D «Шевроле-Каптива V6 3,0», 258 л.с., 1 360 000 руб.,D «Додж-Джорни 3,6», 280 л.с., 1 699 500 руб.,D «Тойота-Кэмри 3,5», 277 л.с., 1 434 000 руб.,D «Субару-Импреза WRX», 265 л.с., 1 483 000 руб.А с этих – нет:D D D D БМВ‑7 30d, 245 л.с., 3 500 000 руб.,БМВ‑Х5 30d, 245 л.с., 3 028 000 руб.,«Порше-Кайен», 245 л.с., 3 184 000 руб.,«Ягуар-XJ V6 3,0», 238 л.с., 3 415 000 руб.рублей – копейки по меркам бюджета.«Этот налог, как неоднократно подчеркивалось, скорее имеет характеррычага социальной справедливости,чем преследует фискальные цели», –не скрывает Шаталов. Блюдо подалипод хорошим соусом: богатые должныплатить больше, так будет справедливо.Про снижение бремени для бедных,правда, как-то позабыли. Да и зачем?Ведомству и так верят те самые бедные. ВЦИОМ вон провел исследованиеобщественного мнения, и выяснилось,что больше половины россиян поддерживают идею налога на роскошь.Интересна еще одна деталь –почему именно 410 л.с., а не 400,к примеру? В пресс-службе Минфинанам рассказали, что причина проста: мощность некоторых люксовыхавтомобилей, производящихся в России, более 400 «лошадок»; к примеру,у собранного на АВТОТОРе БМВ‑750iпод капотом 407 л.с. А вставлять палкив колеса отечественным заводам,дескать, ни к чему.В подавляющем большинстверазвитых стран от налога на сверхпотребление вообще отказались. Оказывалось, что граждане просто начинали покупать себе дорогие игрушкиза рубежом, – казна лишь худелаот этого. Европейцы взамен решилипривязать ставку налога к уровнювредных выбросов: если выхлоп твоегоавтомобиля словно горный ветерок –плати копейки, пользуйся льготнымипарковками; чадишь, как паровоз, –будь готов распрощаться с кровными.Ставим галочку: формально однопредвыборное обещание выполнено.Правда, конкретные сроки опятьне определены. По самым оптимистичным прогнозам Министерства финансов,новое постановление пропишется в законодательстве лишь года через два.На правах рекламыЗа рулем 08/2012 179178-179(1_2g)_BEZ SHTANOV Folder.indd 17905.07.2012 18:37:29