ТЕХНИКА | ДЕТСКИЕ АВТОКРЕСЛАЗНАЙ СВОЕ МЕСТО«Дети не водят машину – дети погибают в автокатастрофах» – таков девиз всероссийского проекта«Маленький Большой Пассажир», запущенного концерном «Дженерал моторс». Его поддерживает и нашжурнал. В нескольких номерах мы будем публиковать материалы, посвященные детской безопасности.Первый – тест 33 детских автокресел, проведенный немецким автоклубом ADAC.На российских дорогах ежегодно погибают около тысячидетей и более 10 тысяч травмируются. Мало того, этицифры растут. Ужас! В возрастнойгруппе до семи лет количествопогибших маленьких пассажировувеличилось за год на 22,4%.Эффективный способ защиты –детские удерживающие устройства.Как считают специалисты Всемирной организации здравоохранения,одна только эта мера могла бы снизить смертность на 71%. Но, увы,половину детей младше десяти летперевозят без автокресел, а еще 45%пристегивают неправильно.Но что же сами автокресла –все ли они хороши, или обязательнонужно выбирать лишь дорогиемодели? И гарантирует ли ценакачество? На этот вопрос отвечаютежегодно проводимые клубамиADAC (Германия) и AMTC (Австрия)дорогостоящие тесты. Мы выбралииз проверенных в 2012 году 33 образцов двадцать девять, которые представлены и на нашем рынке.С КАКИХ ПОР?В конце 30‑х годов прошлого века амери‑канец по имени Лестер Брессон смастерилдетское автокресло с ремнем безопас‑ности и креплением к специальномуштырю в полу автомобиля. Заметим, чтопервый взрослый трехточечный ременьбыл изобретен лет на двадцать позднее.Ну а в массы детские автокресла пошлис 1963 года. И конечно же, из Швеции:тогда профессор Бертиль Альдман при‑думал модель, устанавливаемую на правоепереднее сиденье «лицом» назад.136 За рулем 08/2012136-138_Kreslo.indd 13606.07.2012 18:56:04 ГДЕ В МАШИНЕ САМОЕБЕЗОПАСНОЕ МЕСТО? Как уверяют специалисты по безопасности, так везти ребенканаиболее безопасно.Последние исследования показали: посередине заднего сиденья. Потому что тут ребеноклучше защищен от боковых ударов. Но поставить сюда детское автокресло не всегдавозможно. На целом ряде автомобилейпредусмотрен лишь поясной средний ременьбезопасности, а этого для крепления кресланедостаточно. Точно так же и крепления «изофикс» чаще всего расположены по бокам.Из оставшихся вариантов безопаснее сидетьза водителем: часто человек в последниймомент инстинктивно выруливает так, чтобыудар пришелся в правую сторону. Но вотвысаживать ребенка, ясное дело, удобнееи безопаснее направо, к тротуару.КАКИЕ ОНИ БЫВАЮТ?Классификация кресел соответственно весу и примерному возрасту ребенка установлена европейскиминормами ECE R44/04. Самая начальная группа 0предназначена для малышей массой до 10 кг, то естьне старше шести месяцев. Эти относительно редкиекресла устанавливаются спинкой вперед или… поперексалона, лицом к водителю. Более распространеныкресла группы 0+: масса до 13 кг, возраст до года, установка против движения. Далее – группа I: для детишекмассой от 9 до 18 кг, возрастом примерно от девятимесяцев до четырех лет. Устанавливаются по ходудвижения, хотя есть и спаренная группа 0/I, которуюможно ставить реверсивно. Группа II: масса 15–25 кг,возраст от трех до семи лет, ставят «лицом» вперед.Замыкает модельный ряд группа III – для ребят массойтела от 22 до 36 кг, в возрасте от 6 до 12 лет. При этомвозможны кресла-трансформеры, перекрывающие две,а то и три группы. «Пришвартованному» малышу грустно, зато – безопасно!ЧТО ТАКОЕ «ИЗОФИКС»? Через несколько секунд будет сымитирован боковой удар, при этом деформациястенки исключена, что не вполне соответствует реальной ситуации. Защелка крепления «изофикс».136-138_Kreslo.indd 137Правильно закрепить детское кресло ремнямибезопасности – та еще задачка. С нею дажепри наличии инcтрукции справляются далеконе все родители, а проверка на дорогах можетдорого обойтись. Поэтому в 1997 году былапридумана унифицированная система креплений «изофикс», состоящая из приваренныхк кузову скоб, расположенных между спинкойи подушкой заднего сиденья на расстоянии280 мм друг от друга. Ответную часть крепления кресла нужно просто вдвинуть в нихдо щелчка. Но не все так просто. Вперед-токресло не уедет, а вот кувыркнуться может.Поэтому придуманы дополнительные средства фиксации – от переворота. Это можетбыть дополнительный ремень с крючком(Top Tether) или телескопическая нога-опора,упирающаяся в пол между передним и заднимсиденьями. Кресла с такими креплениямипримерно вдвое дороже обычных. Впрочем, переплачиваете не только за удобствои надежность, но и за безопасность. Даже приправильной установке ремни не зафиксируютсиденье так же жестко, как «изофикс», а это,как доказывает тот же ADAC, сказываетсяна результатах испытаний. Правильная этикетка сертифицированного автокресла. Цифрав кружке может быть другой, – этозависит от выдавшей сертификатстраны.За рулем 08/2012 13706.07.2012 11:36:01 | ДЕТСКИЕ АВТОКРЕСЛА Установить на заднийдиван сразу три кресла возможно далеконе во всех автомобилях.Для этого необходимсредний диагональныйремень безопасности.ПОЧЕМУ СПИНОЙ ВПЕРЕД?ударе сила инерции резко бросает голову вперед,тогда как при реверсивной установке автокреслазатылок просто сильнее прижимается к егоспинке без существенной нагрузки на шейныепозвонки. Сегодня специалисты считают, чтои в старших возрастных группах неплохо быставить кресла задом наперед; такие моделиуже разработаны. А помешанные на безопасности шведы возят так 90% своих детей. И вотрезультат: за последние 40 лет в стране не былони одного погибшего в таком кресле ребенка!Помните первую победу над гравитацией, которую одержал ваш малыш? Он научился держатьголовку! Поначалу голова ребенка непропорционально велика по отношению к телу или лишьс возрастом становится сравнительно маленькой(6% массы тела по сравнению с начальными 25%).Поэтому опасность перелома шейных позвонковв детстве значительно выше даже при относительно небольших перегрузках. При фронтальном В сильно цивилизованныхстранах специальные детскиекреслица ставят даже на универсамовские тележки – тожеведь транспортное средство,которое может с чем-нибудьстолкнуться.Что касается штатных ремней безопасности, то ихгеометрия рассчитана на рост человека от полутора метров. При меньшем росте диагональнаялямка пойдет по шее и сама может стать причиной травмы. Поэтому дополнительное удерживающее устройство необходимо. Для детишекпостарше помимо сидений предлагают такназываемые бустеры, которые могут частичноисправить ситуацию. Они не обеспечивают нужной боковой защиты, так что их следует рассматривать лишь как компромиссное решение.РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТА АВТОКРЕСЕЛЭколоЭргоноИтоговыйгичность Удобствомикабаллматериалов очистки+++++1,6+++++1,6Группа и модельЦена,евро/руб.Безопасность0+ Cybex Aton 2 + Isofix0+ Cybex Aton 20+ Peg Perego Primo ViaggioTri-fix K + Isofix0+ Peg Perego Primo ViaggioTri-fix K0+ HTS BeSafe iZi Go ISOfix0/I Peg Perego Viaggio ConvertibleI Cybex Juno-fixI Römer TrifixI Chicco Xpace IsofixI Cam Viaggiosicuro Isofix S157I/II/III Concord Transformer T ProI/II/III Cybex Pallas 2I/II/III Casualplay Multiprotector FixI/II/III Chicco NeptunI/II/III Nania BeLine SPI/II/III Osann BeLine SPI/II/III Graco NautilusI/II/III Kiddy Guardianfix ProII/III Maxi-Cosi RodiFixII/III Cybex Solution X2II/III Jané Montecarlo R1II/III HTS BeSafe iZi Up X3 FixII/III Storchenmühle My-Seat CLII/III Peg Perego Viaggio 2-3 SurefixII/III Safety 1st Travel SafeII/III HTS BeSafe iZi Up X3II/III Recaro Monza Nova SeatfixII/III Graco Junior MaxiII/III Graco Logico L240/10 800130/6000++++270/10 700++170/5400++O+2,3300/13 500210/9000180/9000350/27 000260/14 400200/8000250/9800220/10 000300/15 000140/700075/400085/3000190/6000270/14 500200/12 000130/6200180/7700240/8500110/6400140/590080/5000190/7000230/15 50055/200090/2500O–+++++++OOOOO–++++++OO+––+++++++++OOOO+++++++++++++++++++O++++++++OΘOOO++++++O++O++O++ΘOO++++++OO++++++++++++++++++++++++3,05,41,61,82,12,32,22,23,03,03,23,23,45,51,81,91,92,02,12,42,82,92,95,55,5O+1,8В каждой группе сиденья расставлены от лучших к худшим – чем ниже балл, тем пристойнее изделие. Ориентировочные цены указаны в евро(в Германии) и рублях (в России). Условные обозначения: ++ очень хорошо; + хорошо; O удовлетворительно; Θ допустимо; – плохо.ПОДУШКА БЕЗОПАСНОСТИМОЖЕТ ТРАВМИРОВАТЬДАЖЕ ВЗРОСЛОГО – КАК ЖЕС РЕБЕНКОМ?Совершенно верно. Поэтому ставить автокресло на переднее пассажирское сиденье разрешается лишь при отключаемомэйрбеге. Обычно это можно сделать специальным переключателем в бардачкес помощью ключа зажигания. На панелиприборов при этом должен загоретьсяпредупреждающий сигнал.Кроме того, сравнили европейскиеи российские цены на каждое изделие.Оказывается, дешевые модели выгоднее покупать у нас, а дорогие – везтииз Европы, если есть такая возможность: экономия может быть двукратной!Дотошные немцы рекомендуютпри выборе кресла предварительнопримерить его к конкретному автомобилю. Мысль хорошая, но как этореально сделать? Не во всяком магазине разрешат распаковать и вынестисиденье до оплаты на кассе.138 За рулем 08/2012136-138_Kreslo.indd 13806.07.2012 11:36:04