172
173
ОХЛАЖДЕНИЕРЕМОНТ и СЕРВИС | МАСТЕРСКАЯДЕРЖИ ГОЛОВУВ ХОЛОДЕБольшинство автомобильных двигателей – тепловые. А значит, их приходится хорошенько охлаждать, напоминаетАнатолий Вайсман.Хрестоматийная ситуация: хозяин «ШкодыФабия» «вскипятил» двигатель AZE объ­емом 1,4 л. Понятно, после этого обнаружил«двойной уровень масла» в картере – и обратился за помощью к гаражному авторитету. Тотвзялся помочь за недорого, и вот уже в моторе новая прокладка головки блока цилиндров, свежиемасло и антифриз. Хозяин доволен: можно ездить!Но через несколько дней отметки на щупе вновьутонули. Почему?Причина проста: мужчины не сообразили, чтоголовка из-за перегрева покоробилась – снизу вогнута корытцем. Поэтому ремонт, сведенный лишьк замене прокладки, оказался косметическим.Что же это такое – перегрев? Если в уличнойпробке мотор нагрелся сильнее обычного и гудитвключившийся вентилятор, не стоит паниковать.Это нормальная работа системы охлаждения.Другое дело, если вентилятор не включается и температура неуклонно лезет вверх. Когда зашкалит,а из-под капота вырвется перегретый пар, не стоитрассчитывать, что это просто шутки неисправныхдатчиков, – скорей выключайте двигатель.Спровоцировать неприятность способнытакже грязный (внутри и снаружи) радиатор, неисправный термостат, поломка помпы, обрыв ремняее привода (там, где он отдельный) и многое другое. И нередко – разгерметизация системы, ведьпри отсутствии избыточного давления жидкостькипит уже при 100 градусах (см. график), тогда каксовременные моторы оптимально работают приболее высоких температурах – так настроены.Температура охлаждающей жидкости не постоянна, но должна оставаться в заданных конструктором пределах. Но каких? В работающемдвигателе жидкость нагрета почти до кипения,но кипеть не должна. Вот такой тонкий баланс!Пока рубашка охлаждения омывается жидкостью,все лишние калории теплоты рассеивает радиатор.И детали двигателя, испытывая лишь упругиедеформации, благоденствуют. Но если жидкостьзакипит – беда.Процесс часто начинается на входе в помпу,перед крыльчаткой, где статическое давление жидкости самое низкое. Пар, попадающий на лопастикрыльчатки, снижает ее напор. Замедляется циркуляция, и, если теперь жидкость закипит в рубашкеохлаждения, это уже катастрофа: теплоемкостьпара ничтожна, температуры деталей неудержимолезут вверх – особенно тех, что в середине головкиблока. Но в ее ажурной конструкции все связано:внутренние, самые горячие стенки стремятся рас  В двигателес «мокрыми» гильзами следует проверять, на одном лиуровне их верхниеторцы.  В этом двигателебыла негерметичнапрокладка головки,жидкость попадалана поршни и смывала нагар.  Жесткаястальная линейкаи набор щуповпозволяют точнооценить деформацию головки.  На специализированном предприятии, измеривглубину «корытца»,поверхность прилегания головкифрезеруют.172 За рулем 09/2012172-173(1_2V)_PEREGREV.indd 17210.08.2012 10:50:15 На правах рекламы  Зависимость температуры кипения ОЖ от ееабсолютного давления.шириться сильнее наружных, а те мешают! В результате внутренние сжаты, а внешние растянуты.Чем больше разность температур, тем сильнее этипротиворечия и тем скорее напряжения наиболеегорячих точек металла достигнут предела текучести. И тогда головка получит необратимую пластическую деформацию. Ее привалочная поверхность(в прошлом плоская) приобретает форму вогнутого внутрь корытца.Чем проверяем? Специнструмент (поверочнаяштанга) дорог. Нам хватает хорошей стальной линейки с набором щупов.При глубине «корытца» не более 0,05 ммобычно достаточно заменить прокладку. Если егоглубина не превышает 0,3 мм, фрезеруем привалочную поверхность головки, проверяем герметичность клапанов. Если нужно, притираем. А придеформации до 0,5 мм в дополнение к упомянутому фрезеруем и седла клапанов, которые наверняка ощутимо деформированы. При еще большемкороблении головку чаще всего бракуют.А что с распредвалами? Не будем говоритьо страшном – когда поршни и камеры сгоранияплавятся, а распредвалы свариваются с головкойнамертво. Тут уж впору покупать новый двигатель,а прежний – на погост. Если же нейтрализатор ещене кашляет расплавленным алюминием, то кулачковому валу обычно хватает зазоров в постелях,чтобы выполнять свои функции. Хотя, конечно,каждый случай ремонта индивидуален. Что касается упомянутого двигателя «Фабии», то он не получил столь страшных повреждений. Поверхностьприлегания головки к блоку пришлось фрезеровать на глубину всего 0,15 мм, герметичность клапанов нарушена не была.Но не забудем, что у «Фабии» «мокрые» гильзы. Еще при разборке стало ясно: охлаждающаяжидкость текла в картер не через прокладку головки (тогда на поршнях были бы видны промоины),а уходила низом – через медные уплотнительныекольца гильз. Вот и гильзы второго и третьего цилиндров слегка приподняты и от руки шевелятся!Значит, под них могли попасть твердые частицы, –тогда утечка закономерна и еще не побеждена.Поэтому мы сняли поддон, извлекли гильзы,выбросили старые медные кольца и, хорошенькоочистив посадочные места, поставили новые. Собирали двигатель в полной уверенности, что теперь все будет в порядке. И не ошиблись.172-173(1_2V)_PEREGREV.indd 17310.08.2012 10:50:16