ПЛАТФОРМЫТЕХНИКА | ОБОЗРЕНИЕКУБИКИ И РУБЛИКИЧто такое автомобильная платформа и из чего она состоит? Этот вопрос порой ставит в тупик дажезнатоков автомобильной техники. Поэтому Максим Сачков и взялся искать ответы.ЧТО ТАКОЕ ПЛАТФОРМАПлатформа – это набор конструктивных элементов, служащих основой для постройки многих моделей.Современный принцип унификациидеталей и узлов позволяет упрощатьпроизводство, снижая тем самымзатраты. Еще до начала разработкиновой платформы специалистырешают, какие машины будут на нейбазироваться: определяют размерыи типы кузовов, диапазон объемовдвигателя, варианты трансмиссиии привода. Задача непростая, ведьодну платформу используют автомобили с различными кузовами,разных классов и даже марок. Этои задает конструкцию «тележки» –насколько она будет гибкой.Иными словами, какие частиу нее неприкосновенны, а какиеможно корректировать.ИЗ ЧЕГО СОСТОИТПЛАТФОРМАИменно потому, что на одной платформе могут поехать от одногодо нескольких десятков моделей,универсального набора нет. Каждый разработчик сам определяетминимальный и расширенный списки элементов унифицированнойосновы. Как минимум сюда войдетсиловая структура кузова: конструкция передней и задней частейпола, отводящих энергию при удареи служащих базой для установкиостальных деталей, узлов и агрегатов. Например, элементов подвескии рулевого управления, двигателей,прочих кузовных деталей, составляющих скелет автомобиля.Часто в платформе учитываютархитектуру подвески, линейкумоторов и коробок передач и дажекаркас сидений, – по сути, остаетсялишь нарастить верхнюю частькузова.СЕДАН И ВСЕДОРОЖНИК –НА ОДНОЙ ПЛАТФОРМЕПроследим метаморфозы популярной платформы B0 на примеремарки «Рено». Родоначальник4 -18 кг3 -10 кг Автомобили на MQBплатформе легче предшественников на 40–60 кг.1 – подвеска: от излишковизбавили оптимизированные по геометрии и массеэлементы, а также новыематериалы, в первую очередь сплавы и композиты;2 – двигатель: основнойвклад в борьбу с килограммами – минус почтипуд – внес корпус коленвала, выполненный полностью из алюминиевогосплава; на пару с лишнимкилограммов похуделиколенвал и турбокомпрессор; полкило снялис поршней;3 – интерьер: уменьшилась масса каркасовпередних и задних сидений, а также панели при-боров; компактнее и легчестали элементы климатической установки;4 – кузов: большая частькузовных деталей поласделана из стали методомгорячей штамповки, ониочень легкие и при этомобеспечивают необходимую жесткость и безопасность;5 – электрика: числоэлектронных системи устройств растетот поколения к поколению,тем не менее новые технологии при производствекомпонентов позволиливыиграть в массе и размерах.148 За рулем 09/2012148-151(1_3G)_Platform.indd 14810.08.2012 10:34:00 «Логан» – седан класса B. Чтобысделать универсал MCV (он же«Лада-Ларгус»), вживили вставкумежду передней и задней частямипола. На этой основе построилииной каркас, определивший обликновой модели. Вседорожнику«Дастер» усилили платформу(чтобы не страшны были повышенные нагрузки при поездках по плохим дорогам), главным образомв средней части, в районе центрального туннеля. Для лучшей устойчивости автомобиля с выросшимМодульный принцип CMF,разработанный Nissan*ный ПередняяТип кузова МоторчастьотсеккузоваМинивэнКроссоверСеданХэтчбеквысокийкапотнизкийкапотСалонЗадняячастькузовасредняявысокая тяжелаяпозициясредняяпозиция средняялегкаянизкаяпозициятяжелаялегкая*Автомобиль компонуют из четырех основных модулей.5 -3 кг1 -6 кгдорожным просветом расшириликолею. Дополнительный запаспрочности придали передней подвеске. Кстати, сзади у полноприводных версий вместо упругойпоперечной балки – независимаяконструкция на основе стоек«Мак-Ферсон». Все эти измененияплатформы от модели к моделипредусмотрели еще в 1998 году,на этапе закладки. Теперь понимаете, насколько это сложнаяи дорогая работа? Неудивительно,что даже крупные концерны объединяются, чтобы спроектироватьновую «тележку». Один из свежихпримеров – совместный продукт«Мазды» и «Фиата», проектирующих основу для моделей «МаздаMX‑5» и «Альфа Ромео-Спайдер».СКОЛЬКО ЖИВЕТ ПЛАТФОРМАДолголетие во многом зависитот того, насколько удачной оказалась сама разработка. Обычноиз нее выжимают все соки и списывают, лишь когда «тележка»морально устаревает, а автомобили,построенные на ней, начинают проигрывать конкурентам в ездовыххарактеристиках, безопасности,комфорте. Иногда платформа переживает несколько поколений. Возьмем хотя бы «Фольксваген-Гольф»:если не считать незначительныемодернизации, основа у пятогои шестого поколений одинаковая.Случается, что старую платформу«донашивают» более бюджетныемодели. Еще пример от того же концерна: появившийся в 2008 году«СЕАТ-Эксео» получил в наследство платформу предыдущего«Ауди-А4», продлив ей тем самымжизнь на несколько лет.ПЛАТФОРМЫ СЛЕДУЮЩЕГОПОКОЛЕНИЯСуществующие в нынешнем видеплатформы постепенно уступаютместо модульным конструкциям –более технологичным и выгоднымв производстве. Если объяснятьна пальцах, автомобили будутстроить из «кубиков». Эдакий конструктор «Лего» для взрослых.2 -22 кг Из «кубиков» составляют и электрооборудование.«Фольксваген» назвал такую конструкцию MIB (ModularenInfotainmentbaukasten – модульный мультимедийный комплекс).Она включает в себя три уровня оборудования для моделей разных ценовых сегментов. Можно подобрать подходящий центральный процессор и скомпоновать его с любой панелью управления.Например, у «Ауди» это джойстик с тачпадом (сенсорная площадка для ввода команд), у «Фольксвагена» – сенсорный экран.За рулем 09/2012 149148-151(1_3G)_Platform.indd 14910.08.2012 10:34:07 | ОБОЗРЕНИЕПЛАТФОРМЫАВТОМОБИЛИ ИЗ МОДУЛЕЙУЖЕ ЕСТЬ На одной платформе уже строят модели, у которых разные не только кузова, но и силовыеагрегаты. Платформу V (следующее поколение известной B0) используют не только бензиновыеи дизельные версии, но и электромобили – например, «Ниссан-Лиф», соплатформенный моделям «Микра» и «Джук».крепления двигателя, то есть сделавмонтаж беспроблемным сразу длянескольких моделей, удастся сократить количество вариаций моторапочти на порядок.Кроме того, вместо бензиновогоагрегата можно без серьезных переделок установить дизель, гибриднуюустановку или даже электромотор.Принцип тот же: один «кубик» вытащил, другой поставил на его место.И так с большинством элементов,из которых состоит автомобиль.Из определенного набора двигателей, коробок, элементов шасси,рулевого управления, электронныхкомпонентов можно собрать и сверхкомпактный городской автомобиль,и среднеразмерный вседорожник.Только надо выработать четкие правила и соблюдать их при расстановкеэтих «кубиков». Тогда количествоневзаимозаменяемых компонентовдля модельного ряда в целом сокращается многократно. Например, задаводинаковый угол наклона и точки5КУБИКИ ИЗ КУБИКОВ4631Пионер – «Фольксваген» с платформой MQB (Modularer Querbaukasten –поперечно-модульная конструкция). Немцы не только представиликонцепцию, но и успели выпуститьсерийный автомобиль, построенный по такому принципу. Перваяласточка – «Ауди-А3», за ней последует«Гольф» седьмого поколения, сначалас двигателем внутреннего сгорания,потом с электромотором. А «Джетта»откроет счет модульным гибридам.Всего до 2018 года планируют выпустить четыре десятка моделей на платформе MQB размерностью от «Поло»до «Пассата». Как видите, гибкостьу такой модульной схемы выше, чему нынешних «тележек».О постепенном переходе к модулямзаявляет и «Ниссан», представившийновую концепцию проектированиябудущих моделей CMF (CommonModule Family – единое модульноесемейство). Любой автомобиль состоитиз четырех модулей – моторногоотсека, салона, передней части полакузова и задней. В придачу набор электронных компонентов, которые тоже2 Основные модули для сборки бензиновых двигателей семейства EA211, разработанных«Фольксвагеном»: 1 – алюминиевый блок двигателя; 2 – модуль поддона со встроеннойсистемой фильтрации масла и кронштейнами навесных агрегатов; 3 – модуль привода газораспределения и навесных агрегатов; 4 – модуль выпуска с турбокомпрессором и нейтрализатором; 5 – крышка головки цилиндров со встроенным модулем, управляющимфазами газораспределения; 6 – модуль впуска с интегрированным охладителем воздуха.Из модулей планируют собирать и силовыеагрегаты. Так, «Фольксваген» в глобальнойстратегии MQB выделил два передовыхнаправления: для бензиновых двигателейэто MOB (Modulare Ottomotorbaukasten),а для дизельных – MDB (ModulareDieselmotorbaukasten). Новые семействаполучили обозначения EA211 и EA288.По подсчетам специалистов концерна,максимальная унификация по методу MQBсократит количество модификаций двигателей и коробок аж на 90%. Причем выбордля покупателя ничуть не оскудеет.Строить двигатели из готовых модулейрассчитывает и БМВ, используя концепциютак называемого универсального цилиндрадля 3-, 4‑ и 6‑цилиндровых моторов. Расчетная мощность каждого цилиндра – примерно 40 кВт, а значит, мощность агрегатовследующего поколения попадает в диапазон 160–330 л.с. Преимущества очевидны:унификация основных комплектующих(поршни, кольца, шатуны, клапаны), единыеточки крепления (это позволяет, например, использовать одинаковые модулинавесного оборудования), стандартизацияпроизводственных мощностей. Вдобавоксокращаются трудозатраты на разработкуи доводку, ведь подобрать основныенастройки двигателя придется, по сути,лишь единожды.150 За рулем 09/2012148-151(1_3G)_Platform.indd 15010.08.2012 10:34:11 MQB позволяет в довольно широких пределах растягивать и сжиматьгабариты. Неизменным остается лишь расстояние от центра переднего колесадо педального узла. «Фольксваген» готовит аналогичную платформу MLB(Modularer Laеngsbaukasten) для моделей с продольным расположением двигателя (в первую очередь для «Ауди»), а в «Порше» работают над заднеприводной конструкцией MSB (Modularer Standardantriebsbaukasten).подбирают в зависимости от моделии комплектации. Комбинируя разныеварианты всех этих составляющих,выстраивают практически весь модельный ряд – от маленького городскогоавто до большого вседорожника илиминивэна. Уже в следующем годумашины этой марки, построенныеиз «кубиков», появятся на рынке.ПЛАТФОРМА – ЭТО ПЛОХОИЛИ ХОРОШО?Маркетологи чаще говорят о преимуществах, старательно прикрывая недостатки, которые вряд ли понравятсяпокупателям. Для производителейтакой способ построения автомобилей,конечно, выгоден. Платформенныйпринцип позволяет ускорить выпускновых моделей, оптимизировать производство, снизить затраты. Было былогичным ожидать и снижения цен,однако числа на ценниках новыхмашин, несмотря на стремление к максимальной унификации, от поколенияк поколению только растут.Платформенный принцип и болеесовершенный модульный оказываютсяне очень-то выгодными в эксплуатации.Например, если случится техническийсбой при производстве какого-нибудьузла, под отзыв пойдут все соплатформенники. А во что выльется ремонтв постгарантийный период? Будут лимодули ремонтопригодны, или их придется менять целиком?Другой немаловажный аспект:излишнее сокращение номенклатурыдеталей ведет к обезличиванию моделей. Уже сейчас порой с ходу не отличишь «Тойоту» от «Субару», а «Мицубиси» от «Пежо» или «Ситроена».И наконец, эстет никогда не поставитрядом автомобиль, разработанныйизначально для премиум-класса,и ширпотреб в дорогой обертке.С точки зрения технологий современные платформы – очереднойшедевр и шаг вперед. Но восхищатьсяэтими чудесами техники следуетсдержанно. И не стоит забывать, чторасплачиваться (в прямом смысле)за достижения конструкторов придетсянам, потенциальным покупателям.На правах рекламы148-151(1_3G)_Platform.indd 15110.08.2012 10:34:12