ГРУЗОВИКИ | ЭКОКУРСЫ DAFМАКРОЭКОНОМИКАГолландский производитель грузовиков, а точнее, его эксклюзивный дистрибьютор VH-DAF точно знает, чтоприведет за ученическую скамью и водителей-частников, и крепких логистиков-администраторов. Программапо экономии затрат на топливо! Секреты курса для умножадных разведал Сергей Баландюк.Поначалу все выглядело совсемне так. Казалось, будто попална летние курсы «Ауди кваттро»или программу «МерседесБенц AMG», только с весьма экзотическими участниками. На полигонеФСО «головастики» ДАФ-XF и CF лихостартовали с пробуксовкой, крутили«змейки», отстреливали в затяжныхзаносах, оттормаживались на скользких искусственных покрытиях, пролетали по ваннам для аквапланирования.Подумалось, что прежде, чем приступить к тихим играм, курсантам даютотвести душу в непрофильных активностях или освежить начальную школуезды. Однако то было лишь показательное выступление – сама программана столь эффектную демонстрациюпретендовать не могла. Ведь экономиятоплива – штука скучная. Тем не менеелучшее знание особенностей машиныи умение правильно распоряжатьсяими – суть курсов – помогут сэкономитьна расходе 3–10%, а в более понятномрублевом эквиваленте – до 150 тысячв год. Стоит же наука 200 евро на человека, затраты окупятся за две недели«правильной» эксплуатации.Емкая программа рассчитанана один день (теория плюс практика).Мой инструктор Эдуард только-толькопрошел аналогичную программуна родине производителя в Эйндховене и энергично делится свежимизнаниями: «К моему двадцатилетнемуопыту курсы особенно ничего не добавили, но обогатили рядом тонкостей.Однако менее опытным или вкатаннымв другую машину будет очень полезно».Действительно, плавной работой акселератором, максимальным использованием повышенных передач, моторноготормоза и инерции никого не удивишь.Да и ездой по эконометру, наверное,тоже. Особенно берегущих каждуюкопейку дальнобойщиков.Дилер не скрывает: эта программаподготовки заточена под конкретнуюгамму грузовиков ДАФ – под все модификации с двигателем серии MX.«Переключаемся на 1300 об/мин –середина зеленой шкалы тахометра.Опускаться ниже 900 оборотов не рекомендуем: двигатель скисает, зеленыйпунктир на то намек». А мотор – 12,9 л,шесть цилиндров в ряд, 410 сили 2000 Н.м – провоцирует явнонетяжеловесной живостью. С пустымполуприцепом магистральщик XF(кабина XXL) выстреливает километров до шестидесяти не хуже компактной малолитражки. «Здесь и кроетсяглавный враг экономичности: шоферызачастую увлекаются динамикойи ленятся – переключаются черезодну. Для этого приходится загонятьстрелку за 2000–2500 об/мин, почтипо-легковому, – а так выйти на приемлемые режимы не получится». Активнее пользуемся моторным тормозом.Чем выше масса автопоезда, тем чащеи раньше его надо задействовать: сэкономишь больше, чем на пустой фуре.Но самый главный ответ яне услышал: есть ли «дорожная карта»для «бескризисной экономики»?Ведь зачастую «отжатые» литрысолярки обходятся слишком дорого.Достаточно вспомнить отчаянныеобгоны на спусках, подкатыванияпод тихоходов, заклиненные накатомкоробки. Но моральная сторона экономики не в компетенции производителей. А жаль, ведь такой семинарпомог бы сэкономить гораздо больше.И не только денег. Опытномудальнобойщику законыэкономииизвестны.Но есть своинюансы.220 За рулем 09/2012220_DAF Eco.indd 22009.08.2012 16:05:44