192
193
194
195
ЭКОНОМИКА | ИНТЕРВЬЮ С ГЛАВОЙ АВТОВАЗаИГОРЬ КОМАРОВ:ПАССАЖИРЫ, СЯДЬТЕ И СМОТРИТЕ!Прощаясь, наш собеседник пошутил: «Даже не знаю, как теперь без вас, – я привык». И то правда, ведьАнтон Чуйкин и Александр Батыру (фото) провели с президентом АВТОВАЗа июльские суткипрактически неразлучно…24 июля, вторник, 12:00–13:00.Линия В0, совещание по качеству«Бэ-ноль» – это платформа «Логана», то естьречь о самой новой линии завода, на которойсейчас собирают «Ларгус».Сегодня говорят о трех уже побежденныхединичных дефектах, французы (на линии В0много специалистов, прибывших с «Рено»)докладывают: здесь подвинули электрод, тамвнесли изменения в технологическую карту.Комаров, не дожидаясь переводчика, уточняетпо-английски: «То есть он должен услышатьдва щелчка?» – «Скорее, почувствоватьдве фиксации, поскольку в цехе шумно». –«Понятно, дальше», – не дает уйти в рассуждения президент. Эту фразу мы услышим ещенеоднократно.– Неполадок немного, – доволен Комаров. –А главное – они почти все единичные и несерьезные. Без дефектов не обходится ни одинстарт производства – нигде в мире.Теперь быстро в президентскую «Приору» –и на покраску В0: линию сейчас отлаживают,потому здесь одно из самых важных местна заводе. Первые «ларгусы» красят в цехе«Калины» и «Гранты», поневоле сдерживая их производство… Комаров предельноконкретен: «В чем проблемы? Нужна ли мояпомощь? Если что-то сдерживает, требуютсялюди – сразу обращайтесь». Сроки выходана плановый объем «Ларгуса» и дату запуска«Ниссана» президент намерен выдержать;сейчас, когда вы читаете этот материал, ониуже совсем близко.14:15–15:00. Разговор о стратегии развитияЗа большим столом в кабинете главы АВТОВАЗа – директор по стратегическому управлению Ирина Баклашова, директор по внешнимсвязям Игорь Буренков и автор этих строк.Комаров просматривает презентацию.На графике запусков президент задерживается. Рестайлинг «Калины», универсал«Гранта», проект «4×4», «Лада В» и «Лада С»…Здесь видны все пункты стратегии развития:укрепить позиции лидера, подтвердить конкурентоспособность, выйти в новые сегменты.– Двенадцать запусков за пять лет, и этотолько по марке «Лада», без «Ниссана», «Рено»и моторов. Речь о двигателях Н4, там новоеалюминиевое литье…192 За рулем 09/2012192-195_Komarov VAZ.indd 19210.08.2012 15:39:33 – Это по лицензии «Рено»?– Да. Семейство от 1,2 до 1,8 л.У нас останутся нынешние шестнадцатиклапанные, будет наш 1,8 л. А моторН4 – примерно для 500 тысяч автомобилей ежегодно, причем какая-то частьвыпуска пойдет на «Автофрамос» и, возможно, на питерский завод «Ниссан».Кстати, всего на АВТОВАЗе, на двух собственных площадках в Тольятти и Ижевске, мы будем делать 1,4–1,5 млн.автомобилей.– Трех марок?– Да. «Лад» из них около 900 тысяч.– А сроки?– 2017 год.Тут лицо у меня, видимо, несколько переменилось, и Комаров читает на нем: «Охренеть, да?». Кстати, это самое крепкое слово, чтомы услышали от президента за сутки.15:00–16:00.Согласительная комиссияЭто встреча работодателя и работника, чтобырешить текущие вопросы. В зале человек пятьдесят: представители трудовых коллективов,Игорь Анатольевич КОМАРОВРодился в 1964 году в Энгельсе (Саратовскаяобласть). В 1986‑м окончил МГУ им. Ломоносова по специальности «экономист» и поступил на работу в Институт экономическихпроблем развития науки и техники (ВНИИЭПРАНТ). С 1987‑го по 1992‑й проходилслужбу в вооруженных силах. Затем работалв банковской сфере: первый вице-президентИнкомбанка, Национального резервногобанка, заместитель председателя правленияСбербанка. С 2002‑го по 2008 год – заместитель генерального директора «Норильского никеля» по экономике и финансам.С октября 2008‑го – советник гендиректора корпорации «Ростехнологии», с мая2009‑го – исполнительный вице-президентОАО «АВТОВАЗ». 29 августа 2009 года назначен президентом ОАО «АВТОВАЗ».когда температура на рабочих местах превышала норму. Может, найдем вариантпоощрения людей?Комаров:– Два года назад, в сильную жару,мы договорились, что надо премировать автовазовцев, которые обеспечилиработу завода в экстремальных условиях.Готовьте документ – в течение суток получите резолюцию.Я видел, как Комаров переживает,отложив полугодовые премии. Вот егослова: «Считаю, что приятные новостиза нас всегда объявят. А если неприятные – должен прийти сам руководитель,потеть и краснеть».профсоюз, руководство АВТОВАЗа. Сначала всёгладко: профсоюз просит увеличить количествомашин, выделяемых заводчанам в этом году,до 6,5 тысячи. Принимается.Затем главный вопрос: в 2011‑м по результатам первого полугодия сотрудники получилипремиальные, – будут ли дополнительныевыплаты теперь, в 2012‑м? Тем более чтозаметно подорожали услуги ЖКХ… Комаровберет слово:– Как вы знаете, в этом году у нас дваважных события – старт продаж «Гранты»,запуск «Ларгуса». Итоги первого полугодияпока официально не утверждены, но цифраесть – 469 млн. рублей убытков. Это первыеубытки за последние два-два с половинойгода. Их планировали, поскольку и мы,и наши партнеры прекрасно знаем, чтозапуск новой модели всегда сопряженс серьезными затратами.В этой связи опрометчиво и недальновидно обещать премию. Последние двазаседания правления мы посвятили этомувопросу: как выйти на прибыль и сохранить возможность повышения зарплаты?Сейчас я прошу два месяца, чтобы провести все необходимые мероприятияи выделить нужную сумму.Глава профкома Николай Карагин:– Конечно, мы не можем не учитыватьфинансово‑экономическое положение.Поработаем с коллективом, готовы отложитьрешение на два месяца. Но есть еще вопросо деньгах. В июне-июле были жаркие дни,16:00–17:00. Выезд на КППВице-президент по безопасности и режимуПавел Жукалин показывает рентген-установкуна одном из пропускных пунктов. Комаровсмотрит на экран с полупрозрачным грузовиком. «Ну, на что здесь обратите внимание?» –спрашивает девушку-оператора. Вот круглыекакие-то устройства в дверях, а эти черные прямоугольники – аккумуляторы. «Такв них, – встреваю, – и надо добровывозить!» Тут Комаров метнул на меня взгляд,пойманный фотографом. Хорошо, не выгнал.А Жукалин позже показал мне коллекциюфото – что и как тащат с завода. Бутафорские10 FILM / 11 / 12 FILM / 10 FILM / 11 / 12 FILM / За рулем 09/2012 193192-195_Komarov VAZ.indd 19310.08.2012 15:39:39 | ИНТЕРВЬЮ С ГЛАВОЙ АВТОВАЗааккумуляторы там уже были… Служба безопасности работает активно – случаи хищенийсократились в разы.Кстати, президентскую «Приору Премьер»на проходных останавливают так же, каки остальные машины. Досмотра, конечно, нет,но пропуск водитель показывает.19:30–20:00. За рулемСегодня, признается президент, легкий день –полвосьмого, а он уже едет домой. Обычнона работе до десяти-одиннадцати вечера…Комаров довольно лихо ведет «Гранту» с автоматом по улицам Тольятти, так что на любимыйвопрос журналистов: «Какой у вас автомобиль?» – ответ уже частично получен.– У вас, знаю, еще «Ниссан GT-R» есть.Где катаетесь?– В Москве. А в Тольятти – «Гранта» спортивная, на базе кубковой сделана, с 200‑сильным мотором. Думаем выпускать мелкойсерией. Обычно я или на ней, или на «Ларгусе»на работу езжу. Если предстоят деловыевстречи извне – за руль не сажусь, чтобыне суетиться в поисках парковки.20:00–21:00. ФутболРаз в неделю Комаров старается игратьв футбол; правда, не всегда хватает времени.На работе коллеги, на поле соперники: французы отчаянно бьются с русскими, директорас вице-президентами, технари с экономистами.– В футболе ваша команда победила.А еще какой спорт уважаете?– Лыжи. Ски-туринг – видели, наверное,как на специальных лыжах народ в гору поднимается? В Тольятти часто встаю на беговыелыжи, здесь их любят. А футболом я в детствесерьезно занимался и одно время за юношейЦСКА играл.– Что насчет «Лады» в автоспорте?– На следующий год возвращаемсяв Мировую серию WTCC. Кубок «Гранты»,конечно, поддерживаем. Сейчас обсуждаемс ЛУКОЙЛом проект совместной команды.21:00–23:00. Разговор по душамВ доме Комарова сейчас тихо, дети должныприехать только на следующей неделе.Мы напросились на продолжение интервьюв этом, как утверждает «Википедия», приобретенном Комаровым комплексе недвижимости,включающем в себя яхт-клуб, собственныйпляж и трехэтажный особняк.Любопытно, что факт покупки дома заводчане восприняли положительно и вместо того,чтобы обсуждать его цену, сделали верныйвывод: значит, останется, – не на короткоевремя приехал, а для долгой и серьезной работы. Прошлись по участку: залив,мостки, водные мотоциклы наличествуют.В доме, правда, два этажа.– А где же яхт-клуб?– Все это строили десять лет назад.Да, когда-то здесь была база водных видовспорта, предприятие, которое владело всемкомплексом: бухточкой, эллингом, яхтами.– Вы говорили, что на прежних местахполучали больше...– Это правда.– То есть автомобиль для васнечто такое, над чем стоит работатьи за меньшие деньги?– В том числе. Я работал в банках,в сырьевом бизнесе: компания показывала 5-6 млрд. долларов чистой прибыли после уплаты налогов – это другоеизмерение (потому и могу позволитьсебе такой дом – заработал достаточно).И понимание жизни, конечно. АВТОВАЗ – это вызов, как теперь говорят.И я судьбе за него благодарен.– Вы можете вспомнить, какпрозвучало предложение насчетАВТОВАЗа? Ведь это было ровнотри года назад…– Да, кстати! Я работал в «Ростехнологиях», занимался другими проектами,которые касались горной, металлургическойтемы. А коллеги вели АВТОВАЗ – такой проблемный актив: завод находился в тяжелом состоянии. И однажды – фактическина слабó – Игорь Завьялов, замдиректораГК «Ростехнологии», предложил помочь сделать антикризисную программу АВТОВАЗа.Договорились, что это проект на шесть-восемьмесяцев, итог которого – утвержденная программа реструктуризации.23 FILM / 24 /23 FILM / 24 /– С тех пор эти «шесть-восемь месяцев»всё длятся?– Буквально за месяц мы разработали программу и в июне 2009‑го представили на советдиректоров, который проходил в Париже(альянсу «Рено-Ниссан» уже принадлежало25% акций АВТОВАЗа. – А.Ч.). Она предполагала радикальные меры по изменению численности, по долгам, по социалке… И к августуСергей Викторович (Чемезов, генеральныйдиректор «Ростехнологий». – А.Ч.) сказал:надо, мол, ее тебе самому и выполнять.– Значит, из Парижа вы вернулисьна коне?– Там вопрос стоял так: лишь бы нашелсячеловек, который возьмется отвечать за всеэто. Мы прямо выложили: по году ожидаембольше 20 млрд. убытков. Машин на складах на четыре-пять месяцев вперед, а мывсё производим. Чтобы заработать, нужноостановиться на два месяца и распродаватьавтомобили. Социальные программы сжать:мы отдаем 9 млрд., хотя сами в убытке. Персонал сократить на 30%, или 30 тысяч человек!Когда я всё это сказал, повисла тишина.Гробовая. Потом Гон (президент альянса «РеноНиссан». – А.Ч.) сказал: «Я вас поздравляю».«С чем?» – спрашиваю. «Стало понятно, гдеи насколько глубоко мы находимся, и ясно,в каком направлении выходить».Мне акционер один в шутку сказал: если,мол, сократишь 30 тысяч человек и реструктурируешь долги, памятник тебе поставимнапротив Христа-Спасителя. Даже на конеможем. Одна проблема – он будет безголовы…– Действительно, как вам это удалось?– Главное – стали честно обсуждатьситуацию с коллективом. Рабочим объяснили:продажи упали, численность персоналаизбыточная, половину времени мы не работаем, а стоим. Нужно или сокращаться, илине оплачивать вынужденный простой – нечемпросто. Надо писать заявления, что вы готовыне получать деньги... Из 102 тысяч только27 человек не подписали бумаги! Тогдаи стало ясно: люди верят, с таким коллективом мы добьемся многого.Снижение численности: 15 тысяч – этолюди пенсионного и предпенсионного194 За рулем 09/2012192-195_Komarov VAZ.indd 19410.08.2012 15:39:43 контролируемая компания – несколько инаясторона дела. Вопрос о центре капитализациии собственности для меня вторичен по отноше­нию к единой маркетинговой и технологиче­ской политике. Чем проще и яснее структура,тем проще и яснее ответственность.12:00–13:00.Ижевский автозаводвозраста, наименее защищенные. Им пред­ложили уйти с выплатой корпоративнойпенсии, а это большие суммы – и по 100,и по 200 тысяч. Для остальных семи тысяччеловек организовали два дочерних предпри­ятия, которые стали заниматься подготовкойи модернизацией производств, ремонтами.Конечно, изучали зарубежный опыт – чтолюдям предложить, куда перевести, каквыплачивать? Огромную помощь оказали пра­вительство РФ и «Ростехнологии».– Это, видимо, самый тяжелый периодза три года?– Нас «полоскали» тогда все. Уверяли,что ничего не получится, что АВТОВАЗ обанк­ротится. Мы стали объяснять, представлятьпрограмму. Качество? Все понятно, надо улуч­шать. Кстати, за два года количество дефектову поставщиков уменьшили в десять раз. Болеечем втрое снизили собственные дефекты.АВТОВАЗ недоинвестировали 20 лет. Моделине обновляли. Мы делаем и это (конкретныедела теперь-то видны, не так ли?). Не верите?Тогда, пассажиры, сядьте и смотрите!..Разные были моменты – эмоциональные,тяжелые дни, но какой-то конкретный самыйчерный назвать не смогу.– Может быть, пуск «Гранты», когда онау премьера не завелась?– Да нет, Владимир Владимирович сам жевсе и объяснил вашим коллегам: у меня,говорит, «Нива», я привык педалью пока­чать, а здесь не надо! Наоборот, это оченьпозитивный момент, я сам из такой ситуациине выбрался бы, не отмылся. Нам потом зво­нили с «Эха Москвы», спрашивали, как это мытакой хороший пиар-ход придумали.– А самый светлый день за три года?– Тоже пуск «Гранты», наверное. Рискибольшие, сроки кратчайшие, работа с постав­щиками сложная, но это машина, сделаннаяпо новым стандартам. Первая машина послекризиса, и моя первая.192-195_Komarov VAZ.indd 19525 июля, 10:30–11:30. Самолет Тольятти – ИжевскСегодня в столице Удмуртии начинают соби­рать «Гранту». Ижевский автозавод – собствен­ность АВТОВАЗа, и туда отправляется целаяделегация из Тольятти.– Часто летаете?– Мой рекорд – 11 перелетов за неделю.Казахстан, Ижевск, Украина, Москва.– Где сейчас проводите больше времени – на заводе или в Москве?– В основном в Тольятти. Первый год оченьмного вопросов решалось в правительствеи с акционерами, поэтому часто в Москвулетал. Сейчас больше всего волнует запускновых моделей, модернизация производ­ства, – в Москве бываю раз в неделю, не чаще.– Сегодня, очевидно, попрощаемсяс «классикой»?– На АВТОВАЗе мы это сделали год назад,а в Ижевске пока сохранятся небольшиеобъемы «четверки» (полторы-две тысячимашин в месяц) и фургонов «Иж» (штук тристачетыреста). Это грань окупаемости и эффектив­ности. Так что до конца года, скорее всего,закончим производить «классику» и здесь.– То есть в дальнейшем Ижевск ограничится одной моделью?– На каком-то этапе – да. Начинаемс седана «Гранта», в 2014‑м поставим на кон­вейер хэтчбек, который только там и будемделать. Вообще, за техническую сторону ижев­ского проекта отвечают специалисты «Нис­сана», так что перспективы там большие.– Кстати, об альянсе: он получит половину акций АВТОВАЗа?– Пятьдесят процентов плюс одну акцию.Сделка будет заключена в 2014 году. Это необ­ходимое условие дальнейшего развития– А у АВТОВАЗа будут акции «РеноНиссан?»– Не обязательно обмениваться акциями,чтобы входить в альянс. Кто главный, а ктоЗа пять месяцев здесь построена линия сварки«Гранты». А всего от приказа № 741 по органи­зации производства прошло 300 дней (заим­ствую словцо – охренеть!). Ижевский стартрешит вопрос с дефицитом «Гранты». Сохранитработников в Удмуртии. Заложит перспективуна сотрудничество с альянсом. В 2012‑м здесьсделают примерно 50 тысяч машин, из нихбольше половины – на новой линии «Гранты».А впереди-то мощности на 220 тысяч! Началобольшого дела, о котором говорил Комаров,перерезая ленточку вместе с президентомРеспублики Удмуртия Александром Волковыми гендиректором Ижевского автозавода Алек­сеем Алексеевым:– Самый тяжелый период у любогозавода – выход из кризиса, организациятрудоспособного коллектива. Ижевск вместес АВТОВАЗом делает реальные машины дляреальной жизни. Это – философия бренда«Лада». Вместе нам предстоят большие про­екты. Успехов, твердости, уверенности, что мыстоим на правильном пути. Поздравляю!После митинга задаю последний вопрос:– Вы по образованию экономист. Затембанки, потом «Норникель»… Когда же учились автомобильному делу?– Никогда. Есть общее понимание того,как устроен бизнес, как управляют сложнымитехнологическими процессами и большимитрудовыми коллективами.Конечно, автомобильное производствоспецифично. Вначале приходилось тяжело.Но мне не важно – и не нужно – быть самымлучшим инженером и конструктором. Главное,чтобы у меня трудились лучшие. Работаешьответственно, понимаешь задачи и цели.И – доверяешь своим людям. И они понимают,что ты от них ждешь.Это просто.32 FILM / 32 FILM / 10.08.2012 15:39:48