ЭКОНОМИКА | ИНТЕРВЬЮ С ГЛАВОЙ АВТОВАЗаИГОРЬ КОМАРОВ:ПАССАЖИРЫ, СЯДЬТЕ И СМОТРИТЕ!Прощаясь, наш собеседник пошутил: «Даже не знаю, как теперь без вас, – я привык». И то правда, ведьАнтон Чуйкин и Александр Батыру (фото) провели с президентом АВТОВАЗа июльские суткипрактически неразлучно…24 июля, вторник, 12:00–13:00.Линия В0, совещание по качеству«Бэ-ноль» – это платформа «Логана», то естьречь о самой новой линии завода, на которойсейчас собирают «Ларгус».Сегодня говорят о трех уже побежденныхединичных дефектах, французы (на линии В0много специалистов, прибывших с «Рено»)докладывают: здесь подвинули электрод, тамвнесли изменения в технологическую карту.Комаров, не дожидаясь переводчика, уточняетпо-английски: «То есть он должен услышатьдва щелчка?» – «Скорее, почувствоватьдве фиксации, поскольку в цехе шумно». –«Понятно, дальше», – не дает уйти в рассуждения президент. Эту фразу мы услышим ещенеоднократно.– Неполадок немного, – доволен Комаров. –А главное – они почти все единичные и несерьезные. Без дефектов не обходится ни одинстарт производства – нигде в мире.Теперь быстро в президентскую «Приору» –и на покраску В0: линию сейчас отлаживают,потому здесь одно из самых важных местна заводе. Первые «ларгусы» красят в цехе«Калины» и «Гранты», поневоле сдерживая их производство… Комаров предельноконкретен: «В чем проблемы? Нужна ли мояпомощь? Если что-то сдерживает, требуютсялюди – сразу обращайтесь». Сроки выходана плановый объем «Ларгуса» и дату запуска«Ниссана» президент намерен выдержать;сейчас, когда вы читаете этот материал, ониуже совсем близко.14:15–15:00. Разговор о стратегии развитияЗа большим столом в кабинете главы АВТОВАЗа – директор по стратегическому управлению Ирина Баклашова, директор по внешнимсвязям Игорь Буренков и автор этих строк.Комаров просматривает презентацию.На графике запусков президент задерживается. Рестайлинг «Калины», универсал«Гранта», проект «4×4», «Лада В» и «Лада С»…Здесь видны все пункты стратегии развития:укрепить позиции лидера, подтвердить конкурентоспособность, выйти в новые сегменты.– Двенадцать запусков за пять лет, и этотолько по марке «Лада», без «Ниссана», «Рено»и моторов. Речь о двигателях Н4, там новоеалюминиевое литье…192 За рулем 09/2012192-195_Komarov VAZ.indd 19210.08.2012 15:39:33 – Это по лицензии «Рено»?– Да. Семейство от 1,2 до 1,8 л.У нас останутся нынешние шестнадцатиклапанные, будет наш 1,8 л. А моторН4 – примерно для 500 тысяч автомобилей ежегодно, причем какая-то частьвыпуска пойдет на «Автофрамос» и, возможно, на питерский завод «Ниссан».Кстати, всего на АВТОВАЗе, на двух собственных площадках в Тольятти и Ижевске, мы будем делать 1,4–1,5 млн.автомобилей.– Трех марок?– Да. «Лад» из них около 900 тысяч.– А сроки?– 2017 год.Тут лицо у меня, видимо, несколько переменилось, и Комаров читает на нем: «Охренеть, да?». Кстати, это самое крепкое слово, чтомы услышали от президента за сутки.15:00–16:00.Согласительная комиссияЭто встреча работодателя и работника, чтобырешить текущие вопросы. В зале человек пятьдесят: представители трудовых коллективов,Игорь Анатольевич КОМАРОВРодился в 1964 году в Энгельсе (Саратовскаяобласть). В 1986‑м окончил МГУ им. Ломоносова по специальности «экономист» и поступил на работу в Институт экономическихпроблем развития науки и техники (ВНИИЭПРАНТ). С 1987‑го по 1992‑й проходилслужбу в вооруженных силах. Затем работалв банковской сфере: первый вице-президентИнкомбанка, Национального резервногобанка, заместитель председателя правленияСбербанка. С 2002‑го по 2008 год – заместитель генерального директора «Норильского никеля» по экономике и финансам.С октября 2008‑го – советник гендиректора корпорации «Ростехнологии», с мая2009‑го – исполнительный вице-президентОАО «АВТОВАЗ». 29 августа 2009 года назначен президентом ОАО «АВТОВАЗ».когда температура на рабочих местах превышала норму. Может, найдем вариантпоощрения людей?Комаров:– Два года назад, в сильную жару,мы договорились, что надо премировать автовазовцев, которые обеспечилиработу завода в экстремальных условиях.Готовьте документ – в течение суток получите резолюцию.Я видел, как Комаров переживает,отложив полугодовые премии. Вот егослова: «Считаю, что приятные новостиза нас всегда объявят. А если неприятные – должен прийти сам руководитель,потеть и краснеть».профсоюз, руководство АВТОВАЗа. Сначала всёгладко: профсоюз просит увеличить количествомашин, выделяемых заводчанам в этом году,до 6,5 тысячи. Принимается.Затем главный вопрос: в 2011‑м по результатам первого полугодия сотрудники получилипремиальные, – будут ли дополнительныевыплаты теперь, в 2012‑м? Тем более чтозаметно подорожали услуги ЖКХ… Комаровберет слово:– Как вы знаете, в этом году у нас дваважных события – старт продаж «Гранты»,запуск «Ларгуса». Итоги первого полугодияпока официально не утверждены, но цифраесть – 469 млн. рублей убытков. Это первыеубытки за последние два-два с половинойгода. Их планировали, поскольку и мы,и наши партнеры прекрасно знаем, чтозапуск новой модели всегда сопряженс серьезными затратами.В этой связи опрометчиво и недальновидно обещать премию. Последние двазаседания правления мы посвятили этомувопросу: как выйти на прибыль и сохранить возможность повышения зарплаты?Сейчас я прошу два месяца, чтобы провести все необходимые мероприятияи выделить нужную сумму.Глава профкома Николай Карагин:– Конечно, мы не можем не учитыватьфинансово‑экономическое положение.Поработаем с коллективом, готовы отложитьрешение на два месяца. Но есть еще вопросо деньгах. В июне-июле были жаркие дни,16:00–17:00. Выезд на КППВице-президент по безопасности и режимуПавел Жукалин показывает рентген-установкуна одном из пропускных пунктов. Комаровсмотрит на экран с полупрозрачным грузовиком. «Ну, на что здесь обратите внимание?» –спрашивает девушку-оператора. Вот круглыекакие-то устройства в дверях, а эти черные прямоугольники – аккумуляторы. «Такв них, – встреваю, – и надо добровывозить!» Тут Комаров метнул на меня взгляд,пойманный фотографом. Хорошо, не выгнал.А Жукалин позже показал мне коллекциюфото – что и как тащат с завода. Бутафорские10 FILM / 11 / 12 FILM / 10 FILM / 11 / 12 FILM / За рулем 09/2012 193192-195_Komarov VAZ.indd 19310.08.2012 15:39:39 | ИНТЕРВЬЮ С ГЛАВОЙ АВТОВАЗааккумуляторы там уже были… Служба безопасности работает активно – случаи хищенийсократились в разы.Кстати, президентскую «Приору Премьер»на проходных останавливают так же, каки остальные машины. Досмотра, конечно, нет,но пропуск водитель показывает.19:30–20:00. За рулемСегодня, признается президент, легкий день –полвосьмого, а он уже едет домой. Обычнона работе до десяти-одиннадцати вечера…Комаров довольно лихо ведет «Гранту» с автоматом по улицам Тольятти, так что на любимыйвопрос журналистов: «Какой у вас автомобиль?» – ответ уже частично получен.– У вас, знаю, еще «Ниссан GT-R» есть.Где катаетесь?– В Москве. А в Тольятти – «Гранта» спортивная, на базе кубковой сделана, с 200‑сильным мотором. Думаем выпускать мелкойсерией. Обычно я или на ней, или на «Ларгусе»на работу езжу. Если предстоят деловыевстречи извне – за руль не сажусь, чтобыне суетиться в поисках парковки.20:00–21:00. ФутболРаз в неделю Комаров старается игратьв футбол; правда, не всегда хватает времени.На работе коллеги, на поле соперники: французы отчаянно бьются с русскими, директорас вице-президентами, технари с экономистами.– В футболе ваша команда победила.А еще какой спорт уважаете?– Лыжи. Ски-туринг – видели, наверное,как на специальных лыжах народ в гору поднимается? В Тольятти часто встаю на беговыелыжи, здесь их любят. А футболом я в детствесерьезно занимался и одно время за юношейЦСКА играл.– Что насчет «Лады» в автоспорте?– На следующий год возвращаемсяв Мировую серию WTCC. Кубок «Гранты»,конечно, поддерживаем. Сейчас обсуждаемс ЛУКОЙЛом проект совместной команды.21:00–23:00. Разговор по душамВ доме Комарова сейчас тихо, дети должныприехать только на следующей неделе.Мы напросились на продолжение интервьюв этом, как утверждает «Википедия», приобретенном Комаровым комплексе недвижимости,включающем в себя яхт-клуб, собственныйпляж и трехэтажный особняк.Любопытно, что факт покупки дома заводчане восприняли положительно и вместо того,чтобы обсуждать его цену, сделали верныйвывод: значит, останется, – не на короткоевремя приехал, а для долгой и серьезной работы. Прошлись по участку: залив,мостки, водные мотоциклы наличествуют.В доме, правда, два этажа.– А где же яхт-клуб?– Все это строили десять лет назад.Да, когда-то здесь была база водных видовспорта, предприятие, которое владело всемкомплексом: бухточкой, эллингом, яхтами.– Вы говорили, что на прежних местахполучали больше...– Это правда.– То есть автомобиль для васнечто такое, над чем стоит работатьи за меньшие деньги?– В том числе. Я работал в банках,в сырьевом бизнесе: компания показывала 5-6 млрд. долларов чистой прибыли после уплаты налогов – это другоеизмерение (потому и могу позволитьсебе такой дом – заработал достаточно).И понимание жизни, конечно. АВТОВАЗ – это вызов, как теперь говорят.И я судьбе за него благодарен.– Вы можете вспомнить, какпрозвучало предложение насчетАВТОВАЗа? Ведь это было ровнотри года назад…– Да, кстати! Я работал в «Ростехнологиях», занимался другими проектами,которые касались горной, металлургическойтемы. А коллеги вели АВТОВАЗ – такой проблемный актив: завод находился в тяжелом состоянии. И однажды – фактическина слабó – Игорь Завьялов, замдиректораГК «Ростехнологии», предложил помочь сделать антикризисную программу АВТОВАЗа.Договорились, что это проект на шесть-восемьмесяцев, итог которого – утвержденная программа реструктуризации.23 FILM / 24 /23 FILM / 24 /– С тех пор эти «шесть-восемь месяцев»всё длятся?– Буквально за месяц мы разработали программу и в июне 2009‑го представили на советдиректоров, который проходил в Париже(альянсу «Рено-Ниссан» уже принадлежало25% акций АВТОВАЗа. – А.Ч.). Она предполагала радикальные меры по изменению численности, по долгам, по социалке… И к августуСергей Викторович (Чемезов, генеральныйдиректор «Ростехнологий». – А.Ч.) сказал:надо, мол, ее тебе самому и выполнять.– Значит, из Парижа вы вернулисьна коне?– Там вопрос стоял так: лишь бы нашелсячеловек, который возьмется отвечать за всеэто. Мы прямо выложили: по году ожидаембольше 20 млрд. убытков. Машин на складах на четыре-пять месяцев вперед, а мывсё производим. Чтобы заработать, нужноостановиться на два месяца и распродаватьавтомобили. Социальные программы сжать:мы отдаем 9 млрд., хотя сами в убытке. Персонал сократить на 30%, или 30 тысяч человек!Когда я всё это сказал, повисла тишина.Гробовая. Потом Гон (президент альянса «РеноНиссан». – А.Ч.) сказал: «Я вас поздравляю».«С чем?» – спрашиваю. «Стало понятно, гдеи насколько глубоко мы находимся, и ясно,в каком направлении выходить».Мне акционер один в шутку сказал: если,мол, сократишь 30 тысяч человек и реструктурируешь долги, памятник тебе поставимнапротив Христа-Спасителя. Даже на конеможем. Одна проблема – он будет безголовы…– Действительно, как вам это удалось?– Главное – стали честно обсуждатьситуацию с коллективом. Рабочим объяснили:продажи упали, численность персоналаизбыточная, половину времени мы не работаем, а стоим. Нужно или сокращаться, илине оплачивать вынужденный простой – нечемпросто. Надо писать заявления, что вы готовыне получать деньги... Из 102 тысяч только27 человек не подписали бумаги! Тогдаи стало ясно: люди верят, с таким коллективом мы добьемся многого.Снижение численности: 15 тысяч – этолюди пенсионного и предпенсионного194 За рулем 09/2012192-195_Komarov VAZ.indd 19410.08.2012 15:39:43 контролируемая компания – несколько инаясторона дела. Вопрос о центре капитализациии собственности для меня вторичен по отношению к единой маркетинговой и технологической политике. Чем проще и яснее структура,тем проще и яснее ответственность.12:00–13:00.Ижевский автозаводвозраста, наименее защищенные. Им предложили уйти с выплатой корпоративнойпенсии, а это большие суммы – и по 100,и по 200 тысяч. Для остальных семи тысяччеловек организовали два дочерних предприятия, которые стали заниматься подготовкойи модернизацией производств, ремонтами.Конечно, изучали зарубежный опыт – чтолюдям предложить, куда перевести, каквыплачивать? Огромную помощь оказали правительство РФ и «Ростехнологии».– Это, видимо, самый тяжелый периодза три года?– Нас «полоскали» тогда все. Уверяли,что ничего не получится, что АВТОВАЗ обанкротится. Мы стали объяснять, представлятьпрограмму. Качество? Все понятно, надо улучшать. Кстати, за два года количество дефектову поставщиков уменьшили в десять раз. Болеечем втрое снизили собственные дефекты.АВТОВАЗ недоинвестировали 20 лет. Моделине обновляли. Мы делаем и это (конкретныедела теперь-то видны, не так ли?). Не верите?Тогда, пассажиры, сядьте и смотрите!..Разные были моменты – эмоциональные,тяжелые дни, но какой-то конкретный самыйчерный назвать не смогу.– Может быть, пуск «Гранты», когда онау премьера не завелась?– Да нет, Владимир Владимирович сам жевсе и объяснил вашим коллегам: у меня,говорит, «Нива», я привык педалью покачать, а здесь не надо! Наоборот, это оченьпозитивный момент, я сам из такой ситуациине выбрался бы, не отмылся. Нам потом звонили с «Эха Москвы», спрашивали, как это мытакой хороший пиар-ход придумали.– А самый светлый день за три года?– Тоже пуск «Гранты», наверное. Рискибольшие, сроки кратчайшие, работа с поставщиками сложная, но это машина, сделаннаяпо новым стандартам. Первая машина послекризиса, и моя первая.192-195_Komarov VAZ.indd 19525 июля, 10:30–11:30. Самолет Тольятти – ИжевскСегодня в столице Удмуртии начинают собирать «Гранту». Ижевский автозавод – собственность АВТОВАЗа, и туда отправляется целаяделегация из Тольятти.– Часто летаете?– Мой рекорд – 11 перелетов за неделю.Казахстан, Ижевск, Украина, Москва.– Где сейчас проводите больше времени – на заводе или в Москве?– В основном в Тольятти. Первый год оченьмного вопросов решалось в правительствеи с акционерами, поэтому часто в Москвулетал. Сейчас больше всего волнует запускновых моделей, модернизация производства, – в Москве бываю раз в неделю, не чаще.– Сегодня, очевидно, попрощаемсяс «классикой»?– На АВТОВАЗе мы это сделали год назад,а в Ижевске пока сохранятся небольшиеобъемы «четверки» (полторы-две тысячимашин в месяц) и фургонов «Иж» (штук тристачетыреста). Это грань окупаемости и эффективности. Так что до конца года, скорее всего,закончим производить «классику» и здесь.– То есть в дальнейшем Ижевск ограничится одной моделью?– На каком-то этапе – да. Начинаемс седана «Гранта», в 2014‑м поставим на конвейер хэтчбек, который только там и будемделать. Вообще, за техническую сторону ижевского проекта отвечают специалисты «Ниссана», так что перспективы там большие.– Кстати, об альянсе: он получит половину акций АВТОВАЗа?– Пятьдесят процентов плюс одну акцию.Сделка будет заключена в 2014 году. Это необходимое условие дальнейшего развития– А у АВТОВАЗа будут акции «РеноНиссан?»– Не обязательно обмениваться акциями,чтобы входить в альянс. Кто главный, а ктоЗа пять месяцев здесь построена линия сварки«Гранты». А всего от приказа № 741 по организации производства прошло 300 дней (заимствую словцо – охренеть!). Ижевский стартрешит вопрос с дефицитом «Гранты». Сохранитработников в Удмуртии. Заложит перспективуна сотрудничество с альянсом. В 2012‑м здесьсделают примерно 50 тысяч машин, из нихбольше половины – на новой линии «Гранты».А впереди-то мощности на 220 тысяч! Началобольшого дела, о котором говорил Комаров,перерезая ленточку вместе с президентомРеспублики Удмуртия Александром Волковыми гендиректором Ижевского автозавода Алексеем Алексеевым:– Самый тяжелый период у любогозавода – выход из кризиса, организациятрудоспособного коллектива. Ижевск вместес АВТОВАЗом делает реальные машины дляреальной жизни. Это – философия бренда«Лада». Вместе нам предстоят большие проекты. Успехов, твердости, уверенности, что мыстоим на правильном пути. Поздравляю!После митинга задаю последний вопрос:– Вы по образованию экономист. Затембанки, потом «Норникель»… Когда же учились автомобильному делу?– Никогда. Есть общее понимание того,как устроен бизнес, как управляют сложнымитехнологическими процессами и большимитрудовыми коллективами.Конечно, автомобильное производствоспецифично. Вначале приходилось тяжело.Но мне не важно – и не нужно – быть самымлучшим инженером и конструктором. Главное,чтобы у меня трудились лучшие. Работаешьответственно, понимаешь задачи и цели.И – доверяешь своим людям. И они понимают,что ты от них ждешь.Это просто.32 FILM / 32 FILM / 10.08.2012 15:39:48