136
137
ЗРТОЛЩИНОМЕРЫКОМПОНЕНТЫ | ПРОВЕРЕНОСМОТРИМ ВГЛУБЬПокупая автомобиль на вторичном рынке (а порой и на первичном, увы),хочется убедиться, что продавец не скрыл темные пятна в его истории –к примеру, участие в ДТП с кузовным ремонтом. Обнаружить признакишпаклевки, перекраски и даже замены деталей помогут толщиномеры.Но не все и не всегда, предупреждает Алексей Воробьев-Обухов.Заводское лакокрасочноепокрытие (ЛКП) современного автомобиляимеет вполне определенную и примерно одинаковуюу всех моделей толщину: какправило, 100–140 мкм. Если жедеталь рихтовали, то, самипонимаете, под слоем краскиможет быть даже пара миллиметров шпаклевки. Но дажеесли деталь просто меняли,последующая окраска в автосервисе тоже будет далекаот заводских стандартов. В этомслучае типичное значениетолщины вряд ли будет менее200 мкм – обычно немногобольше. Ну а если ремонтникипоскупились на грунтовку,то возможна и обратная картина: ЛКП может оказатьсятоньше 100 мкм.Толщиномеры дают возможность выявить эти отклонения. Стоят они от 400 рублейдо многих тысяч. Мы приобрели «великолепную семерку»таких приборов и сравнилиих возможности, удобство,стабильность показаний. Подопытным кроликом выступил«Фиат-Албеа», на которомменяли правую заднюю дверьи ремонтировали правую жезаднюю стойку. Подробности, как обычно, в подписяхи таблице; приборы расположены в художественном беспорядке.Скажем сразу: даже самыйпримитивный толщиномерпозволил обнаружить шпаклевку, но не перекраску.Приборы более высокогокласса проверяют толщинуЛКП и на алюминиевых деталях. Что же касается работыпо пластику, то здесь, увы,поможет лишь ультразвуковойтолщиномер ценой с недорогое авто на том же вторичномрынке.ИТ-01*Изготовитель ООО «АПЭЛ», ТольяттиОриентировочная цена  3000 руб.Толщиномер-индикатор*Изготовитель ООО «Джет Авто», МоскваОриентировочная цена  400 руб.Принцип работы – магнитный. Простейшаякоробочка с магнитиком и стрелочкойвнутри не внушала доверия, зато работалав любую погоду без батареек, кнопочеки прочих излишеств. На подопытномавтомобиле с ходу определила шпаклевкуна стойке, а вот к замененной двериосталась равнодушна. Этот прибор родомиз СССР выпускается без изменений многолет, если не десятилетий.*Выявляет скрытые дефекты кузоваавтомобиля.Индуктивный толщиномер,специализируется только на стальныхкузовах. Очень прост в пользовании, имеетяркий светодиодный индикатор и фонарик,который поможет при инспектированиискрытых полостей или днища. Сразу выявили замененную дверь, и выправленнуюстойку. К недостаткам отнесем ферритовыекольца катушек датчика: ими легко можнопоцарапать краску, особенно если вестиприбором по ней, чтобы непрерывносчитывать показания.*Индикатор толщинынемагнитныхпокрытий.ЕТ-14*Изготовлен  по заказу ООО «Евротрэйд»Ориентировочная цена  6000 руб.Вполне профессиональный прибор, о чемговорят и пластиковый кейс, и возможностьнакапливания результатов и последующейих закачки в компьютер через USB-порт.Управление режимами и калибровкой –через англоязычное меню. Но бумажнаяинструкция не русифицирована. А онанужна: настройка прибора не так ужпроста. Определить халтурно окрашеннуюдверь и зашпаклеванную стойкудля прибора – семечки. Не будет проблеми с алюминиевыми деталями.*Толщиномер лакокрасочных покрытий.ЕТ-04*Изготовитель не указанОриентировочная цена  3000 руб.Индикатор, по способу отображения толщины ЛКП похожийна САRAT-с, но работающий на электромагнитном принципе.Здесь датчик точечный, и потому криволинейные поверхностидля него не проблема. Управляется единственной кнопкой.Видимо, поэтому на подробной инструкции сэкономили:рассказано лишь, что означают комбинации светодиодов, хотя этои так понятно по надписям около них. Замененную дверь приборувидел на пределе своих возможностей, на правленую стойкууказал однозначно. Перед алюминиевыми кузовами пасует.*Тестер толщины лакокрасочного покрытия.136 За рулем 09/2012136-137_Tolchinomer.indd 13610.08.2012 14:25:31 САRАТ-с*Изготовитель ФИЗИКА ПРОЦЕССАООО «ПМУ», Великие ЛукиОриентировочная цена 1900 руб.Индикатор на емкостном принципе, при включении напоминаетцветомузыку: переливается светодиодами всех цветов.Работает по стали или алюминию, но только по сухим: влагавызывает загорание синего светодиода – и на этом измерениязаканчиваются. Прибор надежно выявил зашпаклеваннуюстойку, о замененной двери пытался сигнализировать, но как-тонеуверенно. К недостаткам отнесем большую площадь датчика(30 мм в диаметре), что вносит погрешность на выгнутыхповерхностях. Есть, однако, возможность обнулить индикациюв любом месте и потом проверять лишь отклонения толщины.*Устройство для контроля толщины лакокрасочногопокрытия.CHY 113*Изготовитель CHY FIREMATE Company, ТайваньОриентировочная цена 3600 руб.Электромагнитный цифровой прибор показываеттолщину покрытия только на черных металлах.В комплект входят неокрашенный диски пленка толщиной 102 мкм, имитирующаяслой краски, – они нужны для первоначальнойкалибровки. К достоинствам следует отнестиподпружиненный датчик, который гарантируетстабильность силы прижатия к поверхностикузова. С поставленной задачей справился, сразуобнаружив более толстое покрытие на двери.Но алюминиевого капота «Ауди-А6» в упорне видит. Мы выбрали именно этот толщиномер,исходя из лучшего соотношения цена/качество.*Толщиномер покрытий.ЕТ-11S*Изготовитель Ориентировочная цена CHY FIREMATE Company, Тайвань5300 руб.Внешне очень похож на CHY 113, но, в отличие от него, имееткомбинированный электромагнитный и вихретоковый датчик, чтопозволяет уверенно работать и по алюминию. Материал деталиприбор определяет сам, зажигая на дисплее надписи Fe илиNon Fe. Соответственно калибровочных дисков в комплекте два:стальной и алюминиевый. При испытаниях уверенно «высветил»и дверь, и стойку. Стоит ли переплачивать за «цветмет», еслине собираетесь брать «алюминиевое» авто, решать вам.*Прибор для измерения толщины лакокрасочного покрытия.Любой толщиномер – это прибор, определяющий расстояние от датчика до основыкузовной детали. Самый легкий случай,если эта основа стальная, то есть ферромагнитная. Здесь можно обойтись простым магнитным прибором стоимостьюв несколько сотен рублей. Принцип егоработы незатейлив: в корпусе спрятан постоянный магнит, механическисоединенный со стрелкой-указателем.Чем ближе магнит оказывается к металлу,тем сильнее его притяжение и темна больший угол отклоняется стрелка.Даже батарейка не нужна! Минусы –очень невысоки чувствительность и точность. Но слой шпаклевки толщинойоколо миллиметра он уловит с гарантией.Более дорогими и точными являютсяэлектромагнитные толщиномеры, работающие на основе датчиков Холла илина принципе электромагнитной индукции.В последнем случае кузов как бы замыкает магнитную цепь трансформатора.И чем меньше зазор, определяемый толщиной ЛКП, тем сильнее сигнал. Можнотакже измерять изменение индуктивности катушки-сенсора. Такие приборыназываются индуктивными.С немагнитными материалами сложнее. К алюминию ничего не притягивается, и влияние его на индуктивностькатушки очень слабое. Но можно навестив нем вихревые токи – тем более сильные, чем тоньше покрытие. Так работаютвихретоковые толщиномеры. Отреагируютна алюминий и емкостные датчики. В нихкузов становится как бы второй обкладкойконденсатора, образованного им и двумяэлектродами прибора. Чем тоньшепокрытие, тем больше измереннаяемкость. К недостаткам отнесем высокуючувствительность к влаге: она приводитк «короткому замыканию» электродов.Кроме того, их площадь довольно велика,поэтому таким прибором трудно работатьпо гнутым поверхностям.А вот отличить пластмассу от нанесенной на нее краски сможет только ультразвуковой толщиномер-эхолот. Он измеряет время до прихода отраженногоультразвукового импульса. Представьте,насколько точным должен быть измеритель временной задержки!ПОКАЗАНИЯ ПРИБОРОВ НА КУЗОВНЫХ ДЕТАЛЯХ FIAT ALBEA, мкмИндикатор «Джет Авто»САRАТ-сИТ-01 (в мм)ЕТ-04CHY 113ЕТ 11SЕТ-14Крыша0зеленый0,17<150125125125Капот0зеленый0,18<150127132131Багажник0зеленый0,17<150125140139Дверь0зеленый0,24150194236205Стойка0,7 (мм)желтый0,70200–500240–800280–900300–1206За рулем 09/2012 137136-137_Tolchinomer.indd 13710.08.2012 14:27:24