250
251
252
253
БЕЗ ГРАНИЦ | ПУТЕШЕСТВИЕМОНГОЛИЯСТАРАЯ «ОКА»ДО УЛАН-БАТОРАДОВЕЗЕТТеплым сентябрьским утром дваавтомобиля ВАЗ-11113 выехалииз Санкт-Петербурга в сторонудалекого Улан-Батора...– «Ока»?! Да она до границыгорода не доедет!Идея проверить, насколько малобюджетным может быть подобноеавтопутешествие, не вызвала понимания среди знакомых. Но мы стартовали, снарядив два автомобиля: мой,получивший имя Зеленый, и Баклажандрузей – Мишки и Маринки.Первая граница. На дезинфекционной губке Баклажан глохнет, и, подудивленными взглядами пограничников, мы торжественно вталкиваем егов Казахстан.– Куда направляетесь?– В Монголию!Наверное, таможня восприняланаш ответ как шутку, но пропустила.Казахские дороги относительнопустынны. Заправки есть, но бензинаобычно нет. Апофеозом топливногокризиса стал для нас последний поселок – Бейнеу. В него мы въехали с ужедавно горящей лампочкой, а бензина,по словам местных, не было всюпоследнюю неделю. Утром отправилиськ высокопоставленному директорузаправки.– Международная экспедиция?Сколько топлива надо?На клочке бумаги нам выписывают«талон» на 80 литров.«Кенгурятник», «люстра»,хищный выступлебедки – типичныйоблик экспедиционногоавтомобиля. Ну а если этостаренькая малолитражкастоимостью от силы в одноколесо рейдового монстра?Свой вариант реализовалВладимир Шарлаев.Узбекские пограничные службыславятся своей дотошностью. Говорят,за монетку в 10 рублей, завалившуюсяпод подкладку, тут же выписывалиштраф – в стократном размере. На этойгранице мы провели больше суток.Казахи пропускают относительнобыстро – часов за пять успеваешьи очереди дождаться, и досмотрпройти. Но вот дальше…Сотни машин беспорядочно толпятся на нейтральной полосе. Каким-тообразом формируется очередь, и, чтосамое интересное, она соблюдается.Ночью просыпаешься, проезжаешьдесяток метров куда-то в сторону,чтобы дать дорогу фуре, и засыпаешьснова. Как вам ночевка в «Оке» вдвоем?НЕМНОГО СТАТИСТИКИПусть каждый сам решит для себя,насколько затратен подобный автотуризм.Маршрут: 22 000 км, шесть стран, восемьграниц, 79 суток в пути.Топливо: 1500 литров.Затраты: 160 000 рублей на машину, включая покупку автомобиля.Ремонт: каждый день.Участники: Зеленый – СеАЗ-11113(2002 год выпуска), куплен за 27 500 рублей,предстартовая замена масла, прокладок;капитан команды – Владимир Шарлаев,штурман на части маршрута – ДмитрийФедоров;Баклажан – СеАЗ-11113 (2002 год выпуска),куплен за 20 000 рублей, перед стартомкапремонт двигателя; водитель – МихаилНечаев, штурман – Марина Нечаева.250 За рулем 09/2012250-253_OKA.indd 25010.08.2012 10:25:41   Минные поля на берегу Пянджа. Мы ночевали в 10 километрах выше по течению.  Граница на замке! Ночевка на берегуПянджа. За речкой – Афганистан, а нарядпограничников появился только в обед.Зачем вникать в такие мелочи, как паспортаи пропуска? Намного интереснее сделатьснимок на память.  Мургаб – самый высокогорный райцентрСССР. Утром, когда взошло солнце, термометрпоказывал минус двадцать…Но в соседних-то легковушках помещается по девять человек! Это гастарбайтеры возвращаются с заработковдомой. Четыре-пять дней в пути плюс6000–7000 рублей за радость тесногообщения с соотечественниками.Дальше – Муйнак, что на берегуАральского моря. Меньше чем за сороклет море погибло, и вместо волнна горизонте теперь пылевые смерчи.Оказалось, что «Ока» по песку едетвесьма неохотно. Наша идея подъехатьк кораблям закончилась двухчасовымкопанием и толканием.Узбекистан. Въезды на большинство АЗС попросту завалены бетонными блоками. Марка бензина ужене важна – хоть какого-нибудь! Найдешь перекупщика, и он вынесет тебепятилитровые баклажки, наполненныежидкостью, похожей на топливо.На погранпереходе таджики вседелают быстро, весело... и за деньги.Точнее, пытаются развести на бакшиш.– Служба экологического контроля! С вас 2 доллара за дезинфекциюавтомобиля.– Хорошо.Получаем бумажку, чек.– А дезинфекция-то где?– Ну, если очень хотите…Из шланга неохотно брызгаютна колеса водой. Затем усатый погранецотводит в будку и поясняет, что надо бызаплатить, иначе он обидится. Некий«дорожный сбор» в итоге составилпо 25 долларов. Бумажка об оплатепомогла на выезде как аргумент приотказе платить за что-либо еще.В Среднюю Азию мы направилисьради Памирского тракта. Это самаявысокогорная автомобильная дорогабывшего Советского Союза. Высшаяточка тракта – перевал Ак-Байтална высоте 4655 метров над уровнемморя. В инструкции по эксплуатации «Оки» вычитали, что она пригодна для использования на высотахдо 4500 метров. А выше?За пару часов лето сменилось осенью, а затем и вовсе пошел мокрыйснег. Тридцать три лошадиные силыс трудом тащат машину вверх дажена первой передаче. Неожиданно капотокутывают клубы пара – закипели.Соединение вентилятора напрямуюпомогает, и вот мы уже на перевале.Дальше – недавно пробитый туннель: думаю, именно сюда попадаютдуши нарушителей ПДД. Строили егоиранцы. Что-то не рассчитали, и подземная река устремилась внутрь туннеля! Несколько километров в густомЗа рулем 09/2012 251250-253_OKA.indd 25110.08.2012 10:30:42 | ПУТЕШЕСТВИЕМОНГОЛИЯ  Современные монголы часто предпо­читают «железного коня». Идеальноесредство передвижения по бескрайнимстепям.  Перевальный взлет. На такой высо­те мощности не хватает даже машинес одним водителем. Но пара дополнитель­ных человеческих сил поможет «Оке»покорить высочайший перевал СССР!  Ремонт сломанной опоры двигате­ля в походных условиях. Кусок старойпокрышки, хомут и проволока – можноехать дальше!  Выбирать среди марок бензина в Узбе­кистане не принято: радуешься тому, что есть.  6000 километров от дома. Первое про­битое колесо.тумане из испарений и выхлопныхгазов. Всего 20 минут езды во чревегоры, а кажется, что прошла вечность.На въезде в Душанбе Баклажанотказался двигаться дальше: двигательревет, а колеса не крутятся! Перваямысль – полетела коробка или сцепление. Но это испытание будет позже.А пока – «всего лишь» ШРУС. Неприятно, но не смертельно (если естьзапасной).Справа шумит река. За нейпо узкой тропинке бредут ослиныекараваны. Афганистан. Порой черезПяндж, вдоль которого вьется грунтовка, можно перебросить камень.На том берегу неспешно течет совсеминая жизнь. После небольшого бродав очередной раз отказали стартери система охлаждения, – остановилисьна ночевку прямо на берегу. Ночьюникто нас не беспокоил, как и утром.После Хорога дорога устремиласьк высокогорному Памирскому плато.На термометре минус двадцать – ужепосле восхода солнца! Высота чутьменьше 4000 метров. К нашему удивлению, Зеленый едет! Баклажан не стольсознателен, хотя это уже не важно:несколько сотен метров на веревке,и мы готовы двигаться дальше.Подъем становится круче, кислорода все меньше – и вот уже «Оке»не хватает разреженного воздуха.Сажаем за руль самого легкого участника – Маринку, а сами изо всех силналегаем сзади. Вроде пошла! Но стоитпрекратить толкать, как двигательперестает справляться и машина почтиостанавливается. Догоняем, сноваупираемся в багажник. Кислородамало не только двигателю – вытолкалина перевал и сами упали на землю,чтобы отдышаться. Да, не зря производитель ограничил порог эксплуатациипо высоте… Но впереди наконец-тоспуск, а это значит, что Памирскийтракт пройден! Впереди нас ждетсамое интересное – Монголия.Красная Юрта. Пограничники,изъяв паспорта и оставив машинына таможне, отправили нас ночевать252 За рулем 09/2012250-253_OKA.indd 25210.08.2012 10:28:09   Узбекистан, Хива.Этот старинныйгород по-особенномуоткрывается именноночью. Кажется,что попал в сказкуи из-за угла сейчаспоявится убегающий  от разбойников АлиБаба.  Школа ремонта.Михаил Нечаевизучает автоделов боевых условиях.  Таджикистан,дорога вдольПянджа. Чтобыпонять, насколькохороши российскиедороги, стоит сюдасъездить.в юрту к одному из работников.К полуночи сюда ввалились дальнобойщики. Засыпаем под предложенияповернуть обратно и пророчествао холодной зимовке в снегах, еслине одумаемся.В монгольской степи дорогаможет шириться на километры. Колеирасходятся, пересекаются... Нелегкоприходится машинам в этой стране.Особой популярностью пользуютсяздесь УАЗы и ЗИЛы, а также мотоциклы ИЖ. На наши машины смотрелис удивлением – похоже, никто здесьтаких не видел! И не верили, что этороссийская техника: мол, такое могутпроизводить только в Германии иливо Франции.2000 километров по Монголииобошлись нам в три разорванныепокрышки, пробитую коробку передач,глушитель и опору двигателя. Коробкузалепили «холодной сваркой», лысойлетней резиной заменили рваныеколеса, а опору двигателя соорудилииз хомута и куска покрышки. Позже,в городе Гоби-Алтай, местные механики сварили нам новую опору и починили глушитель – опыта у них предостаточно.Улан-Батор – долгожданныйфиниш! Или нет? Изначально былаидея доехать до столицы Монголиии бросить останки автомобилей здесь,но Зеленый и Баклажан еще полны сил,а до дома каких-то 6000 километровпрекрасного российского асфальта!Трассы с разметкой, инфраструктуройи сервисом. Дороги, по которым можноспокойно проезжать сотни километрови даже не особо уставать.…Когда по правому борту показалсяБайкал, поймал себя на мысли: «Вотя и почти дома! Еще чуть-чуть – и путешествие закончится». До дома оставалось каких-то 5000 километров…  Международный погранпереход «КызылАрт». Холодно, ветрено, но радостно!За рулем 09/2012 253250-253_OKA.indd 25310.08.2012 10:25:56