164
165
166
168
«УАЗ-ХАНТЕР»РЕМОНТ и СЕРВИС | ТЕСТ-РЕМОНТЗА КОЗЛА ОТВЕТИШЬКак утверждают дилеры, «УАЗ-Хантер» редко приезжает к ним после 20–30 тыс. км – настоящие мужики предпочитают холить своих «козликов» самостоятельно. Трудоемкость работ оценил Игорь Козлов.Фото Константина Якубова.ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА«УАЗ-Хантер»ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИКаждый визит в моторный отсек «Хантера» – уже героизм: капот ложится на водосток ветрового стекла без какой-либо фиксации. Достаточно порыва ветра – и вас накроет, случаи были. Не поленитесь зафиксировать капот в поднятом положении, например, резиновым жгутом с крючками, зацепивих за проемы дверей, – целее будете.Самый популярный мотор – бензиновый ЗМЗ‑409. Доступ к свечам отличный,но высоковольтные провода и выводы катушек не имеют маркировки номера цилиндра,за это и снижаем оценку. Важно помнить,что одна катушка обслуживает первый и четвертый цилиндры, а другая – второй и третий. Не иначе! Свечи – под ключ «на 16».Конструкция воздушного фильтра в точности как на «Патриоте» (ЗР, 2008, № 11).Но на «Хантере» не нужно снимать «бочку» целиком, и это плюс. Крышка в сборес фильтроэлементом вынимается без проб­лем. Отстегнув разъем с датчика расхода воздуха и распустив червячный хомут гофра, отводим детали в сторону. Остается отвернутьцентральную гайку под ключ «на 17».С заменой масла, охлаждающей жидкости и топливного фильтра управились быстро, хотя и пришлось лечь. При таком большом дорожном просвете можно обойтисьбез смотровой канавы.С ремнями навесных агрегатов сложнее:нет автоматических натяжителей. Без опыта лучше не соваться, поскольку недотянутьили перетянуть – одинаково плохо. Для натяжения ремня ГУРа крутим ходовой винт,ослабив при этом крепеж насоса (натягза счет смещения агрегата). В приводе генератора имеется отдельный натяжной ролик.Сперва ключом «на 12» ослабляем гайку егокрепления, а затем ключом «на 10» крутимходовой винт. Здесь понадобится удлинительДЕБЮТ: представлен в 2003 году,став последней инкарнацией 469‑ймодели образца 1972 года.КУЗОВ: 5‑дверный универсал.ДВИГАТЕЛИ: в ходе эволюцииустанавливали разные агрегаты;в настоящее время – бензиновыйЗМЗ‑4091, Р4, 2,7 л, 112 л.с.,и дизельный ЗМЗ‑5143, Р4, 2,2 л, 92 л.с.КОРОБКА ПЕРЕДАЧ: М5.ПРИВОД: задний, с жесткимподключением переднего моста(без межосевого дифференциала).МОДИФИКАЦИИ:  315196-130, 315196-130-01,315196-035, 315196-035-01,315148-156 Diesel, 315148-055 Diesel.ЦЕНА В ИЮЛЕ  2012 ГОДА: бензиновая версияс тентом, без ГУРа – от 392 000 руб.,дизельная (только в полной комплек‑тации) – от 495 000 руб.164 За рулем 09/2012164-166.168_UAZ.indd 16410.08.2012 17:16:15 400–500 мм, поскольку винт расположен до‑статочно глубоко.МУЖСКОЙ РАЗГОВОРС недавних пор на часть «хантеров» ста‑ли устанавливать долгожданный дизельЗМЗ‑514. Но эти машины не все дилеры об‑служивают – на момент подготовки матери­ала завод не предоставил техдокументацию!Мы стали первопроходцами.Пожалуй, сложнее всего заменить поли‑клиновые ремни, поскольку поверх них обо‑сновался зубчатый ремень привода ТНВД.Разумеется, не сняв «зубастика» и не разо‑брав привод, те ремни никак не удалишьи не установишь. Только не надо ругать кон‑структоров за такую компоновку: им поста‑вили задачу конвертировать обычный бен‑зиновый мотор малой кровью, то есть безизменения цепного привода ГРМ, головкии блока. Вот почему натяжной ролик ремнягенератора оказался под пластиковой крыш‑кой привода ТНВД, – даже для корректиров‑ки натяжения ее надо снимать. Да и доступк ходовому винту крайне неудобен.Воздушный фильтр поменять сложнее,чем на бензиновом двигателе: крышка в сбо‑ре с фильтроэлементом упирается в ради­атор. Вместе их не вынуть. Приходится рас‑пускать хомуты крепления и снимать корпусцеликом.Для замены охлаждающей жидкости  снимаем защиту моторного отсека – долой  пять болтов под ключ «на 10». Не удивляй­тесь, если некоторые из них завернутыне по резьбе, а часть кронштейнов приваре‑на к раме криво. На скорость самой маши‑ны это не влияет, но вот на быстроту демон‑тажа – еще как. Рекомендуем целую резьбупокрыть антикором, а слизанную нарезатьвновь под М8. Сливная пробка радиаторапоказана на фото, а на блоке двигателя онав районе левой опоры (под турбиной).Доступ к топливному фильтру отлич‑ный. Отвернув два болта, отводим кор‑пус со сменным картриджем от кронштей‑на. Шланги и разъемы можно не отсоеди‑нять, в этом случае разбираем конструкциюна весу. Прежде чем вворачивать новый кар‑тридж, заполните его топливом – так лег‑че удалить воздушные пробки. При сбор‑ке будьте аккуратны с проводами «массы»:их наконечники хлипкие, легко повредитьи сами провода.Свечи накаливания обычно выхажива‑ют более 80 тыс. км. Но рано или поздно ме‑нять их придется – тогда и узнаете, что безинструмента с высокой головкой на кардан‑чике к свечам первого и четвертого цилин‑дров не подобраться.КУЛАЧНЫЕ БОИНа машинах с мостами «Спайсер» особо‑го внимания заслуживают шкворневые узлыповоротных кулаков. Обычно к 30 тыс. кмпластиковые вкладыши изнашиваются и ко‑леса встают домиком.Ключом «на 24» отворачиваем гай‑ки пальцев и, отделив прокладку от кула‑ка, снимаем шайбы. Для вывертываниявтулок понадобится оригинальный ключ3160-2304. Он неудобен, поскольку име‑ет лишь отверстие под вороток, отчего ру‑коять встает только в четырех положени‑ях (если это отверстие оказалось смещен‑ным относительно зацепов). А удобная по‑зиция для страгивания втулок весьма важ‑на, ведь момент ломовой – до 300 Н.м! Луч‑ше изготовить похожий ключ из ударной го‑ловки «на 23», сточив излишки на нажда‑ке и оставив два диаметрально противопо‑ложных усика шириной 9,5 мм. Таким рабо‑тать гораздо удобнее – можно использоватьтрещотку, обеспечив себе удобную позициюрычага. Но прежде обстучим пальцы в осе‑вом направлении, только аккуратно, чтобыне замять резьбу.Вывернув втулки, вынимаем и осматри‑ваем пальцы. Если они в язвах от коррозии,меняем. Теперь подходящим крючком подде‑ваем остатки старых вкладышей и извлекаемих пассатижами с узкими губками.Собираем в обратном порядке, не забывзаложить смазку. Затягивая втулки, важнообеспечить одинаковое расстояние от при‑валочных плоскостей шайб до поворотногошара при обязательном отсутствии люфта.В довершение затягиваем гайки пальцев мо‑ментом 80–100 Н.м.Лучше поставить более надежные ком‑плекты. Например, алтайские пальцыс пресс-масленками и вкладышами из брон‑зы служат более 200 тыс. км (ЗР, 2010, № 1).Есть даже узлы на роликовых подшипниках,однако все эти конструкции завод официаль‑но не признал.В ЧЕМ СИЛА, БРАТ?С заменой масла в агрегатах ничего необыч‑ного: сливные и заливные пробки никудане исчезли, несмотря на то что коробка пе‑редач сейчас корейская, фирмы «Даймос».Не забываем пошевелить колпачки сапунови убедиться в их подвижности, а также про‑шприцевать крестовины и подвижные муф‑ты карданных валов.Меняя передние колодки, важно пра‑вильно сориентировать прижимную пласти‑ну: она несимметрична, есть вероятность по‑ставить ее наоборот. Длинная сторона осно‑вания должна быть обращена к оси авто.Мы часто ругаем производителей  за трудоемкость замены лампочек, но по срав­нению с УАЗом другие просто ангелы.Здесь, куда ни сунься, попадаешь в ка‑менный век. Так возились со своими маши‑нами отцы и деды. Без отверток делать нече‑го, но даже они порой не помогут. Винты  крепления фар и рассеивателей фонарей  закисают после первой же зимы, и тогдане обойтись без дрели, силовых приемови крепкого словца. Мораль: смазать резьбуантикором следовало до того, как перегоре‑ли лампочки.НЕКОТОРЫЕ РАБОТЫ ПО ЗАМЕНЕ,тыс. км (лет)Масло в двигателе, масляныйфильтр10 (1)Воздушный фильтр:дизель/бензин20/30Топливный фильтр:дизель/бензин30/20Фильтр салонаотсутствуетСвечи зажигания20Ремень привода навесныхагрегатов–*Привод ТНВД дизеля40Масло в агрегатах трансмиссии40Смазка в подвижных сочлененияхкарданных валов10Антифриз в системеохлаждения60 (3)Жидкость в приводе тормозов(2)*Осмотр при каждом ТО, замена по состоянию.ПРИМЕРНАЯ СТОИМОСТЬОТДЕЛЬНЫХ РАБОТ У ДИЛЕРОВ, руб.Компьютерная диагностикадвигателя400Диагностика ходовой частии тормозов1000Замена масла и фильтра двигателя(масло API SG/CD или SGдля бензиновой версии и API CF‑4/SGили CF‑4 для дизеля)*500Замена фильтра воздушного или топливного: дизель/бензин 400/600Замена ремней привода навесныхагрегатов: дизель/бензин 1000/500Замена привода ТНВД(дизель)1700Замена охлаждающей жидкости(«Тосол-А40М» или Shell safe)* 1000Замена масла КП (маслоSAE 75W-85, API GL‑4)*500Замена масла в раздаточной коробке(масло SAE 75W-90)*500Замена масла в редукторах мостов(масло SAE 75W-90)*500Шприцевание подвижных сочлененийкарданных валов (смазка «Литол‑24»или NLGJ 3)*500Замена свечей зажигания400Замена тормозных колодокпередних/задних1000/1300Замена тормозных колодокпередних вместе с дисками1500Нормочас1000*Рекомендовано производителем.ПРИМЕРНАЯ СТОИМОСТЬ НЕКОТОРЫХЗАПЧАСТЕЙ У ДИЛЕРОВ, руб.Щетки стеклоочистителей: двепередние + одна задняя 500 + 165Масло в двигатель, порция на однузаправку (объем 7 л)2100Ремни привода вспомогательныхагрегатов: дизель/бензин 580/470Ролик натяжителя поликлиновогоремня: дизель/бензин325/250Привод ТНВД с роликом(дизель)850Свечи зажигания (комплект)480Свечи накаливания (комплект) 2140Масло в раздатку470Масло в редукторы мостов940Тормозные колодки ручника240Тормозные колодки передние600Тормозные диски передние1770Фильтры (бензин): масляный/воздушный/топливный 290/350/260Фильтры (дизель): масляный/воздушный/топливный 290/350/235За рулем 09/2012 165164-166.168_UAZ.indd 16510.08.2012 17:16:18 | ТЕСТ-РЕМОНТ«УАЗ-ХАНТЕР»  При сборкедвигателя на заво‑де во избежаниепутаницы высоко‑вольтные проводавторого и третьегоцилиндров крепятвремянкой. Когдаона теряется,  возникает шансвоткнуть не туда.  Уровень жид‑кости в бачкеГУРа должен бытьпо сеточку  на холодном дви‑гателе. Передсборкой проверьтесостояние проклад‑ки крышки: поройона перекашиваетсяпри снятии.  Воздушныйфильтр: гофр впуск‑ного патрубка отве‑ли в сторону, снявразъем с датчикарасхода воздуха(показан стрел‑кой). При сборкезаправьте пазрезиновой проклад‑ки на отбортовкукорпуса.  Вид снизуна переднюю частьдизеля: поверхполиклиновых рем‑ней установлен зуб‑чатый, он для при‑вода ТНВД. Роликремня генератораи ходовой винт ока‑зались под пласти‑ковым кожухом.  Сливная пробкапод «Торкс‑40»расположена рядомс нижним патруб‑ком радиатора,а на блоке двигате‑ля – над левой опо‑рой. Бывает, вместопробок устанавли‑вают более удобныекраники.  После заменытопливного фильтрадизеля выгоняемвоздух из системы:включаем зажига‑ние, вывертываемпробку прокачки(стрелка) и ждем,пока топливо пой‑дет без пузырьков.Подстелите ветошь!  Ремень генерато‑ра, расположенныйпервым от двига‑теля, натягиваемвращением ходо‑вого винта послеослабления гайкикрепления ролика(показаны стрелка‑ми; на фото бензи‑новая версия).  Разбираемшкворневой узелповоротного кулака.Палец еще цел,а вот вкладышразбило в клочья,стыдно демон‑стрировать. Сверхурезьбовой втулкипоказан фирменныйключ, крутить имнеудобно.  Для натяже‑ния ремня ГУРаослабляем болтыкронштейна насо‑са и контргайкуходового винта.На дизеле кон‑струкция схожая,только формакронштейна инаяи винт стоит другойстороной.  Сливныеи заливные пробкикоробки передач(М5) и раздаточнойкоробки, а такжепресс-масленкашлицевого соеди‑нения карданапоказаны стрелка‑ми. Сливная пробкараздатки – на гер‑метике.166 За рулем 09/2012164-166.168_UAZ.indd 16610.08.2012 17:16:23 | ТЕСТ-РЕМОНТ«УАЗ-ХАНТЕР»  Центральныйручной тормоз регу­лируем смещениемоболочки троса,вращая две гайки(показаны стрелка­ми). Желтый бочо­нок в нижнем углуфото – бензиновыйфильтр. Коробкапередач здесь –фирмы «Даймос».ОЦЕНКА ТРУДОЕМКОСТИ ОБСЛУЖИВАНИЯ*Замена масла в двигателеУдобная заливная горловина,приемлемый доступ к фильтру.Значимых минусов нет.Замена свечей зажиганияОтличный доступ. Нет «защиты от дурака» (можноперепутать провода местами).Замена воздушного фильтраДубовая конструкция, хорошийдоступ.Крепление корпуса хомутамиподвержено коррозии.Замена топливного фильтра   Прижимнаяпластина переднихколодок состоитиз двух деталей –вертикальнойпружины и гори­зонтальной планки.Пружина симме­трична, а планка –нет: длинной сто­роной должна бытьк центру авто.Фильтр под машиной, но притаком дорожном просвете доступвполне приемлемый.Хомут крепления с заусенцами –легко поранить руки и повредитьфильтр.Замена ремней навесных агрегатовПонятно, что, где и как крутить.Ремней два, плохой доступк ходовому винту привода генератора.Замена ОЖ двигателяЕсть сливные пробкина радиаторе и блоке. Бывает,вместо них ставят краники.В большинстве случаев требуетсяширокая емкость.Замена масла в КП В любом исполнении имеютсянеобходимые пробки. Недостатков не выявлено.Замена масла в узлах и агрегатах трансмиссии Винты ободкафары (здесь онуже снят) пока­заны стрелками.Благодаря разноуда­ленным прорезямв подвижной секцииоптику неправиль­но не во­ткнешь.Но порой и не сни­мешь из-за корро­зии крепежа.  С секциейповоротникаи габаритки двебеды: закисаютнедотянутыевинты креплениярассеивателя, а самрассеиватель из-заперетяжки винтовлопается. Уловитьсередину трудно.  Рассеивательфонаря крепит­ся саморезами.Нет проблемс коррозией,но свернутая резьбав корпусе – сплошьи рядом. Если жерезьба в норме,то при затяжке кре­пежа может трес­нуть рассеиватель.Пробки четко различимы,ни с чем не перепутаешь. Много обслуживаемых сочлененийна карданных валах**.Замена салонного фильтра***Нет. Фильтр отсутствует.Замена ламп в головных фарахБывало и хуже.Много крепежа.Замена ламп в фонаряхПонятный доступ.Надо снимать хрупкие рассеиватели.*Авто с двигателем ЗМЗ‑409 в сравнении с «Шевроле-Нива», трудоемкость обслуживаниякоторой условно оценена в четыре балла по пятибалльной шкале (ЗР, 2008, № 6).**Критикуем только с точки зрения обслуживания, а не надежности.***Вне зачета.Игорь Козлов: «Порадовала грамотно составленная инструкция по эксплуатации – не то что у некоторых иномарок.Но сколько умных книжек ни читай, без опыта и сноровки за обслуживание «Хантера» браться не стоит: машина рассчитанана рукастых парней с выдержкой и твердым характером».Благодарим компанию «ТЕХИНКОМ Авто»на улице Кулакова (Москва) за содействиев подготовке материала.168 За рулем 09/2012164-166.168_UAZ.indd 16810.08.2012 17:16:28