КЛАССИКИРАФ-977ДМ «ЛАТВИЯ»БЕЗ ГРАНИЦ | ЖИВЫЕЗДРАВСТВУЙ, LATVIJA!256 За рулем 09/2012265-260_RAF V2.indd 25610.08.2012 9:57:28 Маленькие щетки двигаютсяпо стеклу не просто медленно,а преувеличенно медленно.Но вовсе не потому, чтомашина латышская. Такова уж кон‑струкция узла 21‑й «Волги». Было бысовсем смешно, кабы не ливень…РИЖСКИЙ МАЛЫЙСоздание первого в СССР микроав‑тобуса неслучайно доверили заводув Риге, ведь автомобильные тради‑ции здесь древние: еще до Октябрь‑ской революции делали «лейтнеры»и «руссо-балты», в 1930‑х собирали«форды» и монтировали собственныекабины на советских грузовых шасси,после войны производили полно‑размерные автобусы РАФ (Рижскаяавтобусная фабрика) с оригинальнымикузовами на газовском шасси. Так чтов прибалтийской республике былисоответствующие инженерные и рабо‑чие кадры.Первый микроавтобус построилик московскому Фестивалю моло‑дежи и студентов – потому и назвали«Фестиваль». Однако производствомашин нового для СССР классашло совсем не гладко. Автобусыс двигателями «Победы» (РАФ‑10)и «Москвича» (РАФ‑08, – такихсоздали совсем немного) имели несу‑щий кузов. Не самый удачный: онтребовал повышенного внимания, уси‑ления и доводки. Кроме того, подвески,тормоза, рулевое управление легковыхмашин с трудом справлялись с нагруз‑ками куда более тяжелого 11‑местногоавтобуса.Эта проблема преследовала рижанвсе четыре десятка лет, пока заводстроил автобусы. Впрочем, тут не ихвина: унификация была обязательной,любая попытка от нее уйти пресекаласьсверху.В 1958‑м на рижской улице Дунтесначали выпуск модернизированногоРАФ‑977, дав ему не требующее пере‑вода имя Latvija.ПРОБЕГ В 1968‑ЙГрузовики и автобусы, служившие в советских учреждениях, времящадило куда реже, нежели частные легковые машины. А ужвозрождение любого из них – событие. Сергей Канунниковвспоминал историю редкого нынче микроавтобуса РАФ-977,путешествуя на нем вместе с Константином Якубовым (фото).У этого двухцветного автобуса сложнаяи запутанная судьба. По документам,он построен в 1962 году, к нынешнемухозяину попал уже с кузовом модели977ДМ – с тремя (а не с пятью) боко‑выми окнами и широкой пассажирскойдверью (такой вариант выпускалидо 1976‑го). Проще перечислить, чтоот машины дожило до наших дней,чем то, чего не хватало. По сути, авто‑мобиль воссоздан заново. С началаЗа рулем 09/2012 257265-260_RAF V2.indd 25710.08.2012 9:57:36 КЛАССИКИ| ЖИВЫЕРАФ-977ДМ «ЛАТВИЯ»ЕЩЕ МИКРО-, НО УЖЕ АВТОБУСМодель РАФ‑977 с силовым агрегатоми передней подвеской «Волги» ГАЗ‑21появилась в 1958 году. С 1960‑го выпускалимодернизированный РАФ‑977В, с 1961‑го –977Д со слегка иным дизайном и моторомв 75 л.с. вместо 70 сил. РАФ‑977ДМ произ‑водили с 1968 года по 1976‑й. Эта, послед‑няя версия отличалась в основном кузовом.На базе стандартного микроавтобусавыпускали туристические машины с люкомв крыше, маршрутные такси, санитарныеавтомобили, автопоезда РАФ‑980-979, экс‑портные и южные версии. В Риге создалипрототип фургона РАФ‑977К, который легв основу ЕрАЗа‑762. Некоторое времямикроавтобусы под маркой ЛАРЗ‑977 соби‑рали на Украине, в Луганске.В начале 1960‑х рижские микроавто‑бусы возили по международным выставкам.Показывали даже на престижном автоса‑лоне в Женеве.второй жизни «рафик» прошел всегонесколько сотен километров.Кстати, об уменьшительномназвании. Помню, как лет тридцатьсорок назад просвещенные мужчиныи мальчишки смеялись над дамами,считающими, будто во фразе «За тобойзаедет «рафик» говорится о некомюжном госте.Залезть на водительское местонепросто: высоко и надо еще протиснуться между большим волговскимрулем и маленьким сиденьем. Егокороткая спинка давит куда-то нижелопаток. Но в целом даже менее тесно,чем ожидал. Нужно только привыкнутьк почти горизонтально расположенномурулю и педалям. Правую ногу, снявс газа или тормоза, приткнуть сложно.А ведь педали при реставрации даженемного раздвинули – ступня нынешнего владельца машины больше моей.Рычагом трехступенчатой коробкипередач от ГАЗ‑21 орудовать несложно.Даже ходы вполне приемлемые.Правда, ветераны РАФа посмеялись:«Покатался бы на сильно поезженноймашине – там поискал бы передачи!».«Рафик» куда поворотливее, чемя ожидал. Сижу, считай, на колесе –обзор вперед идеальный. Спереди,помимо тонкой стенки с решеткойрадиатора, фарами и эмблемой, –ничего. Впрочем, с точки зрениябезопасности современные автобусынедалеко уехали от 977‑го.Волговскому 75‑сильному моторунелегко разгонять машину, чья снаряженная масса более 1700 кг. Пустьи микро-, но автобус! А если заполнить его пассажирами и довести массудо паспортных 2550 кг? Тормоза – барабанные без усилителя – тоже оченьдалеки от современных стандартов.Давить на педаль нужно сильно и загодя.Вот и шоссе – широкое и не слишком заполненное транспортом. Постепенно прибавляю скорость, но быстрее80 км/ч ехать не хочется. Высокаямашина на узеньких диагональныхшинах так и норовит улизнуть с траектории. Только успевай ворочать тяжеловатым рулем с солидным люфтом.А тут еще дождь, с которым еле справляются слабенькие щетки и шумныйвентилятор, пытающийся осушитьизнутри ветровое и боковые стекла.Чтобы регулировать температуруи потоки в салоне, приоткрыли форточки – стекла дверей не опускаются.А на ранних машинах вместо дверныхфорточек были сдвижные стекла.Конечно, в годы молодости«рафика» были другие скоростьи интенсивность движения. Но дорогиуж точно – не лучше. За рулем такоймашины место не расслабленному пользователю, а собранному Шоферу!РАДОСТЬ И БЕДАВ 60‑е и 70‑е годы такие «рафики» привычно дополняли городские и сельские258 За рулем 09/2012265-260_RAF V2.indd 25810.08.2012 10:03:29 Волговский рульувенчан рафовскойэмблемой. СтарожилыРАФа говорят, чтотак вроде бы делалина части машин.Легенда, думаю,но красивая.Конечно, салон отделан богаче, чем полвека назад. Владелецподчеркивает: строилмашину под себя.Но общая стилистикасохранена да и всяначинка родная. Забываемой уженожной кнопкой«лягушкой» подаваливоду на ветровоестекло. На свежей машинесубтильным рычагомработать, в общем-то,несложно. Для прохода назадодно из сидений откидывается. Ручник, действующий на трансмиссию, – справа от водителя. На панелиприборов загораетсякрасная лампочка. Если уж ставить в РАФ«музыку», лучше волговской не подобрать.За рулем 09/2012 259265-260_RAF V2.indd 25910.08.2012 10:06:47 КЛАССИКИ| ЖИВЫЕРАФ-977ДМ «ЛАТВИЯ»Редакция благодаритВалдиса Гилисаза предоставленный автомобильи помощь в организации съемки.пейзажи огромной страны: служилив государственных учреждениях, иногда возили туристов, но еще чаще мелькали как маршрутки и кареты скоройпомощи.Первые приносили радость помешанным на машинах мальчишкам, –если удавалось уговорить родителейпоехать на «рафике», уплативпо 10 копеек с человека, а не по пять,как в автобусе. Особое счастье – оказавшись рядом с водителем (понятияо безопасности тогда были совсем другие), смотреть на мир с этого взрослогоместа и, краем глаза, на умелые действиярулем, педалями и рычагом коробки.А вот белые машины с краснымикрестами и надписями и оранжевоймигалкой на крыше вызывали беспокойство. Особенно если приезжалив родной двор.Зато была еще одна радостнаямодификация «рафика» – автопоездбез дверей и боковых стекол. Такиеработали в аэропортах и, на радостьдетворе, в парках. В комплект РАФ-10 «Фестиваль», Прототип РАФ-081957 год«Спридитис», 1958 годпарковых радостей, наряду с мороженым и аттракционами, непременнодолжна войти поездка на автопоезде,ползущем свои несколько сотен метровчуть быстрее спешащих пешеходов.ПУТЕВКА ВО ВТОРУЮ ЖИЗНЬНынче никто уже не расскажет о первой жизни этого яркого и нарядного«рафика». Немало сил и временипонадобилось, чтобы его возродить.Некоторые элементы и детали хозяинзаказывал на свой вкус, не скрывая,что отошел от оригинала. Однакорижские музейщики неспроста далимашине высокую оценку. Подлинныев ней не только главные части и узлы(кузов, основные элементы салона,силовой агрегат, ходовая часть),но и дух того далекого времени, ощущения и воспоминания, рожденныелатвийским автобусом. А это трудноизмерить лошадиными силами и километрами.Переменчивая приморская погодаопять шалит: после короткого ливнясовсем летнее солнце. Вот и «Латвия»побежала веселее, а управлять ею вродеполегче. Мы, кажется, подружились.Не знаю, как ей, а мне – повод длянекоторой гордости. РАФ-977 «Латвия»,1958 год РАФ-980-979,1959 год Часы от ГАЗ‑21 вполне гармоничновписались в интерьер автобуса – род‑ственника «Волги». Сумка с инструментом живет в сту‑пеньке за пассажирской дверью. РАФ-980-979,1962 год260 За рулем 09/2012265-260_RAF V2.indd 26010.08.2012 10:01:03