266
ЭКОНОМИКА | ИНТЕРВЬЮДОРОЖЕ, ЧЕМ В АМЕРИКЕЧто будет с российскими ценами на бензин и когда мы все дружно перейдем на альтернативные видытоплива? Об этом в беседе с Игорем Моржаретто рассуждает председатель Комитета по энергетикеГосдумы РФ Иван Грачев.– Мировые цены на нефть снижаются который месяц подряд, однако на этом фоне стоимость топлива на АЗС медленно, но все жерастет. Выходит, мы живем по своим экономическим законам?– Я думаю, объяснение надо искать в том, чторубль накрепко привязан к нефти. В этом планемы стали абсолютно зависимой страной. И бюд­жет у нас каждый раз корректируется в соответ­ствии с динамикой мировых цен на нефть. Ведьчто происходит: если цены, допустим, на лон­донской бирже падают, то одновременно рубльпо отношению к доллару становится дешевлепримерно на столько же процентов. Давали,скажем, 30 рублей за доллар, а теперь – 33 рубля.Одновременно меняется и рублевая цена бен­зина. Добавьте еще инфляцию – процентовшесть в год. Все очень просто объясняется. Этонормально в рамках экономических законов длясырьевой страны. Но ничего хорошего тут нет;плохо, что все хозяйство привязано к нефти, ценына которую очень неустойчивы. Шутка сказать,прогнозы стоимости барреля к концу года рас­ходятся от 60 до 150 долларов! Можно ли строитьна подобных данных развитие огромной страны?– А как вообще будет меняться ценана топливо – продолжит расти? До какогопредела?– Я уверен, что стоимость углеводородов будеттолько увеличиваться. Есть старая истина, кото­рую никто не смог опровергнуть: благосостояниеподнимается пропорционально потреблениюэнергоресурсов. То есть чем богаче население,тем больше оно потребляет энергии – нефти,газа, электричества… Углеводороды исчерпа­емы, адекватной замены им никто не нашел.Пока. Спрос на энергию растет, дешевыеисточники заканчиваются. Так что цены на нихпродолжат расти и стоимость топлива дляавтомобилей тоже. Это мировая тенденция. Хотяколебания возможны. Особенно когда начнетсяследующая волна глобального кризиса.– Может ли власть влиять на процессыценообразования?– Конечно. Но мой прогноз – развитие стра­ны пойдет, как и прежде, по инерционномусценарию; если власть и станет вмешиватьсяв цено­образование, то только от случая к случаю,в «ручном режиме». Хотя мы добываем зна­чительно больше, чем нужно для внутреннегопотребления. Регулировать цены топлива в дол­госрочной перспективе реально. Скажем, зафик­сировать, что в ближайшие десять лет литр бен­зина должен стоить один доллар, и держать этосоотношение с помощью налогов и таможенныхпошлин на экспорт нефтепродуктов, – разрабо­тать для этого специальную формулу.То же самое сделать для электроэнергии.А то получается, что цены на бензин и элек­тричество у нас уже выше, чем в США. Кстати,в Америке, где самый либеральный рынок, ценына электроэнергию фиксируются на 10–20 лет.Так что регулирование цен на основе долгосроч­ных договоров между государством и компа­ниями не только возможно, но и целесообразно.И никаких отклонений от рыночных принциповтут нет.– Недавно глава думского комитета по транспорту заявил, что хотел бы повысить акцизыв топливе с нынешних трех до семи-восьмирублей за литр. Эти деньги позволят, наконец, отремонтировать все российские дорогии построить новые. Вы с ним согласны?– Я категорически против! Нельзя сегодняповышать налоги и акцизы. Могу привести при­мер из области энергетики. Коммунальщикивсе время жалуются, что им не хватает денегна ремонт и содержание теплосетей и под этимпредлогом повышают платежи. Но если разо­браться, то выяснится, что на генерацию теплау нас используется вдвое больше энергии, чемв Европе. Почему? Латать старые коммуникациивдвое дороже, чем уложить новые. При этомнадо держать постоянно бригады ремонтников,которые умеют только откапывать и закапыватьтрубы. Если поставить в квартирах современ­ные окна, тут же сразу сокращаются потеритепла. И так далее, по всей цепочке… А еслиеще разобраться со всеми ненужными посред­никами, управляющими компаниями, с кор­рупцией в этой сфере, наконец… Получается,что совсем незачем повышать тарифы, – надоих зафиксировать и разобраться, как и на чтотратятся деньги. То же самое с дорогами: кудауходят средства? Мы все время слышим: у насстоимость строительства дорог самая высокаяв мире. Но почему при этом дороги развалива­ются после года эксплуатации?– В мире активно развивается альтернативная энергетика: появляется все большемашин с гибридной силовой установкой,электроприводом. Но чтобы это направлениеактивно развивалось у нас, нужны льготыпроизводителям, исследователям, покупателям. Как вы считаете, нельзя ли для началахотя бы снизить таможенные пошлинына ввоз электромобилей, например?– Наш комитет уже сделал первые шаги в этомнаправлении, когда мы принимали закон261‑ФЗ «Об энергоэффективности». Там естьраздел, где мы описываем, какие технологиипризнаем энергоэффективными и в какомслучае можно получать федеральные и реги­ональные преференции и субсидии. К их числуотносятся и автомобили, работающие на элек­тричестве, природном газе. На основанииэтого закона правительство может приниматьконкретные решения. Для России это важно,так как у нас самые большие в мире запасыприродного газа и по выработке электроэнер­гии мы в числе первых. С помощью налогови пошлин можно стимулировать развитие такойтехники.Надо делать так, как в Европе: вводитьналоговые льготы для тех, кто строит электро­заправки, налоговые вычеты для граждани организаций, которые покупают электро­мобили… Однако в России очень сложныйзаконодательный процесс – от принятия законадо непосредственного постановления прави­тельства и приказа Минфина. Но движениев этом направлении уже началось.266 За рулем 10/2012266_grachev.indd 26607.09.2012 18:00:33