258
ЗАКОНАОСАГО ДОРОЖАЕТБЕЗОПАСНОСТЬ | БУКВА«ГРАЖДАНКА»С ЗАПРОСАМИПо общему мнению, ОСАГО работает плохо, довольных выплатами – единицы. Минфин предлагает внести в правила изменения и… в очереднойраз пересмотреть тарифы. Увы, это вряд ли приведет к улучшению работы системы, уверен Сергей Смирнов.Впояснительной записке к законопроектусказано, что предложения по пересмотрутарифов базируются на желании «повы‑сить качество услуг». Но если законо‑проект примут, ничего, кроме дополнительныхзатрат, мы не получим.Основные предложения Минфина каса‑ются увеличения страховых выплат: еслипострадало железо – со 120 до 400 тысяч,а в случае причинения вреда здоровью –до 500 тысяч рублей вместо сегодняшних160 тысяч. Еще планируют расширить круглиц, имеющих право на компенсацию в случаесмерти участника ДТП. Деньги за погибшегосмогут получить не только нетрудоспособныеблизкие родственники, как сейчас, но и рабо‑тающие члены семьи.Сейчас, чтобы получить деньги на лече‑ние, нужно собрать огромное количествосправок, пройти судебные экспертизы… Дажеесли вы подготовили все необходимые бумаги,получить компенсацию за утраченное здоровьефактически нереально. Страховые компанииплатят только за то, что не входит в рамкиобязательного медицинского страхования.Да и выплатят деньги в лучшем случае спустя30 дней, отведенных на рассмотрение заявле‑ния. Сами суммы выплат по здоровью мини‑мальны. Они составили 0,06% всех страховыхвыплат! Предложение Минфина – разработатьспециальную таблицу, где будут прописанывсе случаи ушибов‑переломов. Новая системаможет упростить процесс. А компенсациипо здоровью должны принять вид фиксиро‑ванных сумм. Сломал в аварии руку? Получипо прейскуранту 50 тысяч. Затратил больше –попытайся компенсировать разницу, предста‑вив необходимые документы.Страховым компаниям предлагают уста‑навливать стоимость полисов самостоятельно,но в пределах, обозначенных государством.При таких условиях начнется тарифная битва.Небольшие и не слишком щепетильные компа‑нии могут продавать полисы с максимальнымискидками: главное – собрать деньги, а чтопотом – посмотрим. От подобного подходамогут пострадать не только добросовестныекомпании, но и тысячи клиентов.Еще предлагают потерпевшим получитьстраховку не деньгами, а услугами автосервиса –как по договорам страхования каско. ХотяВ МИНФИНЕРАЗРАБОТАН ПАКЕТПОПРАВОК К ЗАКОНУОБ ОСАГО. ЕСЛИОНИ ВСКОРЕБУДУТ ПРИНЯТЫ,ЦЕНА ПОЛИСАПОВЫСИТСЯ,ПО РАЗНЫМРАСЧЕТАМ,В 1,5–2 РАЗА.и сейчас есть такая возможность: многие компа‑нии давно практикуют такую услугу.Сейчас убытки от аварии можно покрыть,обратившись не в страховую компанию ви­­новника, а в свою. Согласно новому проектуследует обращаться только к своему страхов‑щику. При этом сохранятся прежние условия:участников ДТП двое, нет пострадавшихлюдей, помяты лишь железки.По статистике, к этой категории относитсябольшинство аварий. И страховщики давнодоговорились между собой, что компанияпотерпевшего клиента получает от страховойвиновника фиксированную сумму: 12 тысячна ремонт отечественного авто, 23 тысячи –на иномарку. Как правило, этих денег хва‑тает на выплату по закону, с учетом износа(но не на ремонт!), и страховщиков такоеположение вещей устраивает. Если же затратына ремонт больше, страховщики под любымипредлогами отказывают в выплатах по пря‑мым обращениям (то есть в свою компанию).По новым правилам, страховщик не сможетотказать.Есть дельные предложения в новом про‑екте, но в целом потуги Минфина похожина попытку сделать косметический ремонтв квартире, где требуется капитальный.Большинство пострадавших недовольнодвумя вещами: волокитой при оформлениии неполной выплатой денег. Минфин пытаетсябороться с этим, увеличивая сборы с автомоби‑листов. Хотя задачу можно решить проще, бездополнительных поборов.Необходимо принять единый стандарт,по которому эксперты рассчитывали бы сто­имость восстановления автомобиля. И всё!Меньше будет спорных вопросов, быстрееи точнее выплаты. Но ОСАГО работает уже10 лет, а единой методики нет до сих пор!Порой одна и та же экспертная организациядля одной и той же разбитой машины готовадать два разных расчета: для страховой ком‑пании (заниженный) и для владельца машины(завышенный; об этом мы уже писали в ЗР,2011, № 7). Но похоже, что единый документстраховщикам совсем не нужен – гораздовыгоднее договориться с Минфином об уве‑личении сборов. И занижать выплаты потер‑певшим в авариях, пользуясь брешью в законе.Мы возражаем против такого решения.258 За рулем 10/2012258_Urist.indd 25807.09.2012 16:02:01