268
ЭКОНОМИКА | СБОР НА УТИЛИЗАЦИЮМЕСТО НА СВАЛКЕНикогда еще важныеэкономические законыне принимали в России такбыстро и так некрасиво, как этослучилось с утилизационнымсбором, считаетИгорь Моржаретто.четам,сборы могутсоставить до 120 млрд.рублей ежегодно.В Голландии утилизационныйсбор для легковых авто – 45 евро,в Германии – до 100 евро, в Японии –90–170 евро (с учетом класса машины).Это реальная сумма, необходимая дляутилизации. В Москве сегодня утилиза­ция одной машины обходится в 3 тыс.рублей плюс доставка до пункта сбора.Однако постановление правительстваустанавливает совсем иные цены дляотслуживших свое легковых автомо­билей: от 17 тыс. до 110 тыс. рублей.Откуда такие цифры?Депутат Вячеслав Лысаков считает:«Утилизационный сбор – не болеечем барьер на пути иномарок в Рос­сию, в первую очередь подержанных…При этом я не вижу, чтобы действи­тельно создавалась утилизационнаяинфраструктура. Деньги со сбора простопойдут в бюджет, перемешаются тамс остальными средствами – и на этомвсё». Мы согласны с его мнением: этоАвтомобилиЛегковые, для перевозкине более 8 пассажиров,полной массой до 3,5 т:c электро­двигателемc двигателем рабочимобъемом:не более 1000 см³от 1000 до 2000 см³от 2000 до 3000 см³от 3000 до 3500 см³более 3500 см³При ввозе физическимилицами для личногопользованияТранспортные средства,с момента выпускакоторых прошло более3 лет (на дату уплатыутилизационного сбора),коэффициентРАЗМЕРЫ УТИЛИЗАЦИОННОГО СБОРА ПРИ ВВОЗЕЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ В РОССИЮ(базовая ставка – 20 тыс. руб.)Новые транспортныесредства, коэффициентПоправки к закону «Об отходахпроизводства и потребления»и Бюджетному кодексу РФ, кото­рые ввели понятие «утилизаци­онный сбор», были приняты в рекорднокороткие сроки: от момента одобренияпроекта в профильном комитете до под­писания его президентом прошломеньше месяца! В эти две недели уло­жились и три слушания в Думе, и дажеутверждение в Совете Федерации.За предыдущие 10 лет депутаты19 раз предлагали внести разныепоправки в этот закон, и 18 раз боль­шинством голосов их отклоняли… В этотраз – прошли без сучка без задоринки.Как было написано в пояснительнойзаписке к проекту, он «устанавливаетправовые основы для развития в Рос­сии системы утилизации… автотранс­портных средств». Кто бы спорил,избавляться от старья стране необхо­димо. Автопарк в России немолодой:в 2013 году потребуется утилизироватьоколо 1,5 млн. автомобилей, в 2015‑м –более 2 млн. и дальше в таком же темпе.Сборы на эти цели взимают во многихстранах мира. Появление подобныху нас обоснованно; правда, надо строитьпрактически с нуля новую отрасль про­мышленности.На сайте Минпромторга 20 июлявывесили проект постановления прави­тельства «Об утилизационном сборе»,которое должно было вступить в силус 1 сентября. Но в конце августа вдругвыяснилось, что с предложенными став­ками не согласны Минтранс, Минфини другие. Ставки чуть-чуть подкоррек­тировали, и премьер-министр подписалпостановление 30 августа.Некрасиво для государствен­ной машины. У автобизнеса, как этони странно звучит, экономика плано­вая, – а как спланировать работу, еслинет расценок? Вот сейчас все лихора­дочно пустились в перерасчеты и пере­стройку логистики.В постановлении нет ни одногослова о том, на что пойдут собранныесредства. Ни об экологии, ни о созданииотрасли по переработке утиля. Хотяречь идет о гигантских суммах: по рас­0,865,30,865,31,342,663,475,508,2616,1228,5035,010,10,15инаяформа таможен­ного барьера, а экология –лишь неуклюжее прикрытие.Что же, попробуем подсчитать,насколько изменится цена на новыеи подержанные автомобили с сентября.Те, что произведены в РФ, от сбораосвободят: заводы возьмут на себяобязательство обеспечить «безопас­ную утилизацию автомобилей послеутраты потребительских свойств».Не распространяется сбор и на темашины, что были ввезены в Россиюдо сентября.Но с конца августа, в связи со всту­плением в ВТО, снижены заградитель­ные пошлины на ввоз иномарок юриди­ческими лицами – с 30 до 25%. Как развзамен их вводятся утилизационныесборы.За новую машину на таможнефизлицо заплатит утилизационныйсбор 2 тыс., за подержанный – 3 тыс.рублей (высокие пошлины сохраняютсяв прежнем размере). А вот если ино­марки ввозит компания, расчет будетсовсем иным. Взять, к примеру, 2‑литро­вую «Мазду‑3». Сокращение пошлинына 5% снизит цену примерно на 20 тыс.,но за ее будущую утилизацию возьмут27 тыс. рублей. Выходит, «трешка»может подорожать тысяч на семь.Поздравляю почитателей этой модели.С мощными авто дело совсем худо.Цена «Лексуса-RX 350» может вырастина 35 тыс. рублей. Если же какая-тобезумная компания решит ввезтив страну трехлетний RX 350, она должнабудет уплатить в качестве утилизацион­ного сбора 570 тысяч!Я не против защиты национальнойпромышленности. Возможно, так и надопоступать, но давайте тогда называтьвещи своими именами. Ведь последнемувладельцу авто, сдавшему его на свалку,должны выдать деньги, как когда-тозалог за бутылку пива. Или же при­нять в переработку бесплатно. Вот этоутилизация, а сейчас – обычный налог.Мудрые у нас чиновники…268 За рулем 10/2012268_Sbor-Util.indd 26807.09.2012 16:20:47