192
193
194
196
МАСЛА 0W‑40КОМПОНЕНТЫ | ЭКСПЕРТИЗАНеладное творится в природе: то слишком жарко, то чересчур холодно.Моторное масло, наиболее приспособленное к экстремальным изменениямтемпературы, подбирали Михаил Колодочкин и Александр Шабанов.НОЛЬ-СОРОКНас капризами погоды не удивишь.А вот как помочь машине при‑способиться к непредсказуемойпогоде? В той же Москве зимойможет быть и минус тридцать пять,и плюс пять. А летом да на солнцепеке –аж за сорок! Какое же масло подобрать,чтобы не вздрагивать от метеопрогно­за,а каждый зимний пуск вредил бымотору как можно меньше? Рецепт,кажется, есть: на прилавках стоят кани‑стры с маслами 0W‑40.Очень заманчиво! Гуру уверяют:чем меньше первая циферка, тем легчена морозе пустить мотор. Но тут жевспоминаешь, что современное маслослужит подолгу, выхаживая больше15 тыс. км. Не буду же я его менятьтолько потому, что зима смениласьлетом или наоборот! Но понравится лимотору работать летом на масле, кото‑рое подбирали под холодную зиму?Вот и проверим. Итак, экспертизамоторных масел для экстремальногоклимата!Имена участников громкие: MotulX‑max, Castrol EDGE, Mobil 1 NewLife и Liqui Moly Synthoil Energy. Всемасла дорогущие, группы качества –по API SM, а Mobil 1 даже SN/SM.ЭКСТРИМ ДЛЯ МАСЛАЧто будем проверять? Надо пойматьвсе параметры, влияющие на работумотора и в жуткий холод, и когдавокруг пекло. Для этого пришлосьмодифицировать нашу методикуресурсных испытаний.Предельные температуры холод‑ного пуска будут определяться темпера‑турой застывания и условной темпера‑турой проворачиваемости коленчатоговала. Косвенно на последнюю влияетиндекс вязкости. Сравнительныезатраты мощности стартера при холод‑ном пуске позволяют оценить моментмеханических потерь двигателя.Чтобы мотор пускался легче, маслодолжно быть менее вязким. Но ведьот вязкости зависят и скорость износа,и потери на трение (ЗР, 2008, № 3).Поэтому важно знать, что принесут«нулевки» при столь же экстремальныхплюсовых температурах: мы искус‑ственно поднимем температуру маслав поддоне, специально подогревего. Для этого врежем в маслянуюмагистраль форсунки, омывающиепоршни. Контрольные замеры темпе‑ратуры показали, что она увеличиласьна 15…20 °С.Это еще не всё! И холод, и жара уве‑личивают темп образования отложений.Мороз способствует росту низкотемпе‑ратурных отложений в масляных кана‑лах, а высокая температура повышаетуровень загрязнения камеры сгорания,в том числе самой опасной разновидно‑сти – лаков, осаждающихся на боковыхповерхностях поршней и на направ‑ляющих втулках клапанов. Они мешают192 За рулем 10/2012192-194.196(1_2v)_Supermaslo.indd 19207.09.2012 20:29:52 На правах рекламыMotul 8100 X‑max 100% Synthetic,ФранцияSAE 0W‑40, API SM/CF, ILSAC GF‑4Цена: 2500 руб. за канистру 5 лДопуски: аpproved Ford WSS M2C 937‑AСбалансированное моторное масло, одинаково успешно выступившее на всех стадияхиспытаний. Показало высокие защитные,энергосберегающие и низкотемпературныесвойства. Имеет очень высокий индекс вязкости. Незначительное количество низкои высокотемпературных отложений, обнаруженное при вскрытии двигателя, говорито качественном, стабильном базовом маслеи хорошем пакете присадок.Хорошие защитные, низкотемпературные, моющие и энергосберегающиесвойства.Цена кусачая.нормально работать кольцам и спо‑собны привести к зависанию клапанов,что одинаково неприятно. Уровень этихотложений мы тоже проверим в ходедлительного ресурсного теста.Чтобы было с чем сравнивать«великих», к участию в тесте допустилиобычную полусинтетику 10W‑40 сла‑бенького класса качества SJ. Резуль‑таты – в таблицах, смотрите и срав‑нивайте. Отметим, что для измеренияфизико-химических параметров мыбрали не свежие масла из канистр,а проработавшие заданное времяна стенде.ЗИМОЙВсе «нулевки», как и ожидалось, пока‑зали очень неплохие низкотемператур‑ные свойства. Но что интересно: дваосновных параметра, которые характе‑ризуют условия пуска на морозе, – тем‑пература застывания и условная темпе‑ратура проворачиваемости коленвала192-194.196(1_2v)_Supermaslo.indd 193D  Из какихсоображенийпроизводительавтомобилейрекомендуетту или инуюмарку масладля опреде‑ленноймодели?Исходя из базыданных тестирования конкретного маслана своих двигателях. Ни одинпроизводительне станет испытывать всесуществующиев природемасла, в этом нетсмысла.D  Насколькооправданноприменениеиспытанныхкрутых маселв повседнев‑ности?Из результатовтестированияследует, чтопереход с простенькой минералки на подобную синтетикугарантирует3…4% снижениярасхода топлива,уменьшениеизноса и отдаление срокасерьезногоремонта, а такжеоблегчениезимнего пуска,общее повышение надежностимотора.07.09.2012 15:18:08 | ЭКСПЕРТИЗАМАСЛА 0W‑40Mobil 1 New Life Fully SyntheticSAE 0W‑40, API SM/SN, ACEA A3/B3, A3/B4Цена: 1700 руб. за канистру 4 лДопуски: аpproved MB 229.5/229.3,  VW 502 00/505 00, BMW LongLife 01,  Porsche A40, Lada carsПри умеренной цене имеем качественныйпродукт. Единственное из нашей группыофициально поднялось над требованиямигруппы SM по API. Показало сбалансированные пусковые свойства при низкихтемпературах, хорошие защитные свойства.Но при вскрытии двигателя поршни былигрязноваты.Обоснованная цена при весьма достой­ном качестве. т моющей способности ожидалиОбольшего.ЧТО И КАК ОПРЕДЕЛЯЛИD  Кинематическая вязкость – важнейшийпараметр масла, определяющий его работоспособность и применимость к различнымтипам двигателя. Определялся согласно ГОСТ33-2000 при температурах 40 и 100 ºС, а такжепри 20 и 150 ºС с использованием методикиСПбГПУ. Далее полученные значения аппроксимировались на весь температурный диапазон с использованием специальных методов.D  Индекс вязкости – важнейший параметрвязкостно-температурной характеристики(ВТХ) моторного масла, рассчитываемыйпо значениям кинематической вязкости приразных температурах. Характеризует степень«пологости» ВТХ, то есть разницу между значениями вязкости при низких и при высокихтемпературах.как бы в противофазе! Смотрите сами:рекордная температура застыванияобнаружилась у Castrol EDGE: ажза –52 °С, но у него же и самая высокаяусловная температура проворачива­емости: «всего» –25 °С! А у Liqui Molyкартина противоположная: первыйпоказатель хуже, чем у остальных,а вот второй – лучше. Пожалуй, самыесбалансированные – Motul 8100 X‑maxи Mobil 1. И температура замерзанияу них неплохая: –48 °С, и температурапроворачиваемости достаточно низкая:–29…– 28 °С. Для средних российскихширот и даже для Севера это опти­мально. Кстати, индекс вязкости у этихмасел самый высокий: 190. Ну а Motul8100 X‑max отличился еще и самой низ­кой мощностью, которая требоваласьстартеру для раскрутки до пусковыхоборотов.Смотрим таблицу низкотемпера­турных отложений: они будут растизимой в первую очередь. Здесь, каки для любой грязи, работает прин­цип «меньше пачкай – чище убирай».Количество загрязнений определяетсясоставом базового масла, а качествоих отмывки – структурой и объемомпакета присадок. Тут лучше другихсмотрится Motul 8100 X‑max.ЛЕТОМНа базовой минералке износы в жаркихусловиях оказались вполне ощути­мыми: мотору явно пришлось тяжело.Мэтры же отработали куда лучше: этохорошо видно по величинам износовпоршневых колец и вкладышей под­шипников. Параметры мощностии расхода топлива, периодическизамеряемые в ходе испытаний, такжеподтвердили наблюдения. Лучшиерезультаты показали масла с наиболеевысоким индексом вязкости – Motul8100 X‑max и Mobil 1. При равноценнойD  Условная температура проворачива­емости коленчатого вала – температура,при которой вязкость достигает значения5000 сСт, условно принятого за предел проворачиваемости коленчатого вала. Определяется расчетным путем – интерполяцией замеренной ВТХ на условия низких температур.D  Температура застывания – та, при которой масло теряет текучесть. Определяетсяпо ГОСТ 20287-91.D  Низкотемпературные отложения –образуются в результате разложения,полимеризации и окисления масла при температурах порядка 90…120 ºС. Определялисьпутем точного взвешивания контрольныхвесовых элементов – грибка масляногонасоса и сетки маслоотделителя в клапаннойкрышке.Castrol EDGE Fully Synthetic, ECSAE 0W‑40, API SM/CF, ACEA A3/B3, A3/B4Цена: 1750 руб. за канистру 4 лДопуски: аpproved MB 229.5/229.3,VW 502 00/505 00, BMW LongLife 01,All Porsche vehicles except Cayenne (V6)Известная марка настраивала на высокий результат, и ожидания оправдались.Самая низкая температура застыванияговорит об очень хорошем базовом масле.Поршни после испытаний были практическичистыми – еще одно подтверждение качества. При этом цена вполне доступная. амая низкая температура застыва­Сния, высокая моющая способностьпри достойном уровне защитныхсвойств. араметры энергосбережения похуже,Пчем у других масел.D  Высокотемпературные отложения –формируются при разложении масла в зонеработы поршневой группы. Определялисьаналогично методу ПЗВ с использованиемэкспертной оценки количества и цвета отложений на боковой поверхности поршня последлительных испытаний натурного двигателя.D  Момент механических потерь – характеристика уровня потерь на трение в двигателе.Определялся методом прокрутки на стендес натурным двигателем.D  Моторные показатели двигателя –усредненные за цикл испытаний средниепоказатели мощности (крутящего момента)и удельного расхода топлива натурного двигателя, работающего на испытуемом моторном масле. Определяются на моторном стендесогласно ГОСТ 14846-81.194 За рулем 10/2012192-194.196(1_2v)_Supermaslo.indd 19407.09.2012 15:18:09 | ЭКСПЕРТИЗАМАСЛА 0W‑40ПАРАМЕТРЫ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ ПУСКОВЫЕ СВОЙСТВА ДВИГАТЕЛЯМарка маслаИндекс вязкости,ед.(больше – лучше)Базовое*Motul X‑maxMobil 10Castrol EDGELiqui Moly142190190174181Минимальнаярасчетная температурапроворачиваемости, °C(ниже – лучше)–20–28–28– 25–31Температуразастывания, ºС(ниже – лучше)–38–48–49– 52–45Момент механических потерьв пусковых режимах призакрытом/открытом дросселе,Н·м (меньше – лучше)22,5/19,520,0/17,021,0/18,021,0/18,021,0/17,5Liqui Moly Synthoil Energy, ГерманияSAE 0W‑40, API SM/СF, ACEA A3-04/B4-04Цена: 2700 руб. за канистру 5 лДопуски: MB 229.3, VW 502 00/505 00,BMW LongLife‑98, Porsche A40,Ford WSS-M2C937‑A*Базовое масло – отечественное полусинтетическое, SAE 10W‑40, API SJ.ПАРАМЕТРЫ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ ТЕМП ОБРАЗОВАНИЯ ВЫСОКОИ НИЗКОТЕМПЕРАТУРНЫХ ОТЛОЖЕНИЙМарка маслаБазовоеMotul X‑maxMobil 1Castrol EDGELiqui MolyНизкотемпературные отложения, мг (меньше – лучше)на весовом элементена весовом элементеклапанной крышкимасляного поддона5537830129352763622148138Высокотемпературные отложения,баллы (меньше – лучше)2,500,751,750,8571,625ПАРАМЕТРЫ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ ЗАЩИТНЫЕ СВОЙСТВАМарка маслаБазовое маслоMotul X‑maxMobil 1Castrol EDGELiqui MolyПотеря массы за цикл испытаний, мг (меньше – лучше)Поршневые кольцаКоренные вкладышиШатунные вкладыши1‑е компр. 2‑е компр. маслосъемное верхнийнижнийверхнийнижний33211871214105510357468946848984997231483763ПАРАМЕТРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ МОТОРНЫЕ И ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИДВИГАТЕЛЯИзменение показателейотносительно параметровна базовом масле 10W‑40, API SJMotul X‑maxMobil 1Castrol EDGELiqui MolyМоторные показателиМощность, %3,42,62,22,7Содержание токсических компонентов, %Расход топлива,%– 5,6– 2,2– 1,9– 4,4СОСНNOx– 14,2– 10,4– 11,7– 10,8– 3,4– 4,8– 8,6– 7,6– 5,9– 2,9– 0,5– 0,3Примечание. Зеленый цвет говорит об улучшении параметра, синим отмечены изменения, находящиеся в пределах точности измерений.вязкости на морозе такие маслаимеют более близкую к оптимальноуниверсальной высокотемпературнуювязкость, что обеспечивает стабильноеформирование смазочных слоев, защищающих от износа и снижающих трение. А наименьший уровень высокотемпературных отложений показали CastrolEDGE и все тот же Motul 8100 X‑max.К ТРУДНОСТЯМ ГОТОВЫ!Итак, можно сказать, что даже новыйледниковый период не помешаетнам пустить мотор. Если, конечно,туда залита синтетика класса 0W‑40.И менять ее перед летней жарой тоженезачем: с этим маслом мотор чувствуетсебя уверенно даже при перегреве.Но, понятное дело, подбор хорошего масла – это лишь лишь полдела.О свечах, аккумуляторе и разумнойпрокладке между рулем и сиденьемпри смене сезона забывать тожене следует.D  Оправданно ли в современных российских условиях применение сезонных масел типа «зима-лето»?Такое разделение имеет смысл, скажем,для коммерческого транспорта с большимипробегами, когда за сезон масло успеваетвыработать свой ресурс и подлежит замене.К тому же при частых заменах и большихобъемах заправки цена масла становитсяважным фактором экономии. Правда,сегодня сезонных масел днем с огнемне сыщешь.D  Почему при наличии несколькихразвитых систем качества масел – API,ACEA и др. – требуются еще и допускипроизводителей?Это, в общем-то, обычный конфликтинтересов производителя (масленщика)и потребителя (двигателиста). Все принятыесистемы качества – API, ACEA, ILSAC – такСамое дорогое. Показало себя вполнедостойно: наиболее низкая условная температура проворачиваемости коленчатого вала,хорошие энергосберегающие свойства. Однакозащитные функции по цилиндрам и кольцамниже, чем у других масел, – возможно, из-заболее низкой высокотемпературной вязкости.Зато самый низкий темп старения! ысокий ресурс, хорошие пусковыеВсвойства при низких температурах ена! И более высокий темп износаЦпоршневых колец, выявленныйв цикле длительных испытаний.или иначе содержат требования к физикохимическим параметрам моторных масел.А мотористам требуется, чтобы маслодобросовестно работало в моторе всю своюжизнь – от смены до смены. Поэтому дляних важны такие параметры, как уровеньвысоко- и низкотемпературных отложений,защита от износа и энергосбережение,совместимость с катализаторами, окислительная стабильность, склонность к образованию шламов. А это всё сугубо индивидуально, в разных моторах одно и то же масломожет повести себя по-разному. Поэтомуавтомобильные фирмы тестируют маслав своих моторах и по результатам выдаютдопуски.Кстати, требования допусков автомобильных компаний куда жестче, чемтребования, которые предъявляют к своейпродукции производители масла, – этопо-человечески понятно.196 За рулем 10/2012192-194.196(1_2v)_Supermaslo.indd 19607.09.2012 15:18:10