СНГ«УЗДЭУАВТО»ЭКОНОМИКА | АВТОПРОМПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТМашины «Уз-Дэу» нам хорошо знакомы – в России бегает более полумиллиона узбекских авто. Историюстановления автопрома в южной республике изучал Игорь Моржаретто. Фото Дмитрия Федорова.Виюне 1992‑го Республику Кореяпосетил президент Узбеки‑стана Ислам Каримов. Заглянули на заводы группы «Дэу», да таквдохновился успехами «островного»государства, что уже в июле подписалмеморандум о строительстве в Узбеки‑стане автомобильного завода «Дэу».Решили приспособить площади огром‑ного завода тракторных прицеповв городе Асака, под Андижаном.Корпуса отремонтировали, завезликорейское оборудование, обучилибудущих сотрудников, и 25 марта1996 года с конвейера сошли первыеузбекские автомобили – микроавто‑бусы «Дамас». А 19 июля запустили ужетри полноценные сборочные линии:с них сходили «Нексия», «Дамас»и «Тико». Прошло меньше четырехлет с начала переговоров и всего двас половиной года после старта строительства.ПО ЗАВЕТАМ ХОДЖИНАСРЕДДИНАКорейский концерн пообещал постро‑ить в стране не просто сборочныйзавод, а практически целую отрасль, –Узбекистан в ответ предложил небыва‑лые преференции. Страна практическиполностью закрыла рынок для любыхиностранных автомобилей, как новых,так и подержанных. Какая еще «сво‑бодная конкуренция» в восточнойстране, которая ставит перед собойамбициозные цели!Исключение сделали лишь дляроссийского АВТОВАЗа. Понятнопочему: в Россию отправляли узбекскиемашины. Но ввоз автомобилей из Рос‑сии всегда сопровождался таким коли‑чеством процедур, таил такую массупрепон, что никогда не был массовым.Например, дилеры АВТОВАЗа одновремя не имели права конвертироватьвыручку в манатах в иные валюты.В результате весь бизнес становилсяпрактически бессмысленным.В общем, тогда узбеки россиянперехитрили. И цели своей достигли:в стране появился автопром. Ведь кромеголовного завода в Асаке возниклошесть предприятий по выпуску ком‑плектующих – как правило, совместныхс корейскими же фирмами. (В Анди‑жане и окрестностях стали изготовлятьбамперы, сиденья, обивку салона, глу‑шители и бензобаки, лаки и краски…)Сейчас их почти два десятка! Толькоюжнокорейские компании в 1990‑егоды вложили в узбекский автопром безмалого 1,5 млрд. долларов!АМЕРИКАНСКИЙ СЛЕДПонятно, что назвать автомобилииз Асаки современными было труднодаже в конце прошлого века. «Тико»и «Дамас» построены на плат‑форме «Сузуки-Альто» второго262 За рулем 10/2012262-265(2X1_2V)_uzbek.indd 26207.09.2012 16:20:57 На правах рекламыпоколения (модель выпускали в Японии с 1982 по 1988 год), а «Нексия» –и вовсе прямой потомок «ОпеляКадет» 1984 года. Ну и что? Затоэти модели были доступны по цене,неплохо собраны, недорого обходилисьв эксплуатации. Для небогатых жителей Узбекистана, соседних стран Центральной Азии, а также России – прекрасный выбор. На протяжении десятилет и «Нексия», и «Матиз» входилив десятку лидеров продаж в РФ.Новые модели в Асаке появлялись крайне редко, зато новые комплектации – регулярно. Так, в 2003‑мс конвейера начали сходить «матизы»с автоматом, два года спустя под капотом появился и двигатель объемом 1 л(прежде был только 0,8 л). В 2001 годуотпраздновали первый юбилей: выпуск250‑тысячного автомобиля.Конечно, «Уз-Дэу» чуть не подкосила история с банкротством южнокорейской компании «Дэу». В начале2000‑х резко сократился выпуск автомобилей в Асаке, долго и мучительношли переговоры о дележе «наследства».Руководство предприятия настойчивоискало компанию с мировым именем,которая согласилась бы выкупить долюкорейской фирмы и инвестироватьв узбекский автопром.Решился «Дженерал моторс» –в 2008‑м создали новое совместное Краса и гордостьузбекского автопрома «Нексия»на конвейере завода в Асаке. Выставка достижений местнойавтомобильной промышленности.За рулем 10/2012 263262-265(2X1_2V)_uzbek.indd 26307.09.2012 16:25:01 СНГ| АВТОПРОМ«УЗДЭУАВТО»История компании «Уз-Дэу» («Джи-Эм-Узбекистан»): 1992–2012 годынаиболее современное, но и крупнейшее моторное производствов Центральной Азии: его мощность –225 тыс. двигателей в год. В Ташкентепланируют собирать современныедвигатели семейства ЭКОТЕК объемом1,2 и 1,5 л для «Шевроле-Спарк»и «Кобальт». Да-да, новый мировой автомобиль, который «Джи-Эм»намерен продавать в России и другихстранах СНГ, тоже будут выпускатьв Узбекистане.СОБИРАЕМ МАРКИпредприятие «Джи-Эм-Узбекистан».Доля американцев в альянсе – 25%,узбекского концерна «Узавтосаноат» –75%. Дела СП сразу пошли в гору.В том же 2008‑м удалось запуститьв серию рестайлинговую «Дэу-Нексия»(готова она была еще в начале 2000‑х).Узбекский завод сохранил правона бренд «Дэу», хотя автомобили,которые выпускались для внутреннегорынка страны, уже получили шильдик«Шевроле».А в ноябре 2011‑го открыли заводдвигателей в Ташкенте. Это не только Оборудование вполне современное,но уровень автоматизации невелик. Да этои не нужно, ведь завод выполняет социальную функцию – снижается уровень безработицы в области.Прошлый год стал самым продуктивным для узбекского СП за все 20 летего существования. Вывести автозаводв Асаке на проектную мощность –250 тыс. машин в год – пока не удалось,но до заветной планки остался одиншаг. В 2011 году предприятие увеличило выпуск еще на 2% – до 222 тысяч.Сейчас в Асаке выпускают автомобили под марками «Шевроле» и «Дэу»(для разных рынков). По полномуциклу здесь собирают пять моделей:«Нексию» (в прошлом году выпустили 86,2 тыс.), «Матиз» (55,8 тыс.),«Дамас» (20,8 тыс.), «Спарк» (30 тыс.)и «Лачетти» (23,9 тыс.). Первые четыре Требования к качеству собранныхавтомобилей – на мировом уровне. Этоподтверждают многочисленные международные сертификаты. Рабочие на заводе получают не оченьбольшую (по мировым меркам), но стабильную зарплату. Поэтому желающихустроиться сюда хоть отбавляй.264 За рулем 10/2012262-265(2X1_2V)_uzbek.indd 26407.09.2012 16:21:02 На правах рекламы На улицахТашкента и другихгородов страныпреобладают«нашемарки». «ШевролеКобальт» начнутсерийно выпускать в Асаке ещев нынешнем году, он постепенновытеснит с конвейера «Нексию».локализованы на 55–70%, и это даетправо ввозить их беспошлинно в Россию и другие страны СНГ. «Лачетти»локализовали пока на 30%; она выпускается только для внутреннего рынка.Еще собирают небольшими партиями«Шевроле-Эпика» и «Каптива» (в прошлом году – 4,4 тыс.) – в основномпо заказам местных госструктур.МОСКВА – ТАШКЕНТВ международном экономическомсообществе у Узбекистана очень плохаярепутация: в мировом рейтинге Всемирного банка страна занимает 166‑еместо (среди 183 стран) по удобствуведения бизнеса, причем ситуациятолько ухудшается. По условиям ведения международной торговли странавообще скатилась на последнее место.В последнее время узбекские властииспортили отношения и с крупнымироссийскими партнерами.По некоторым сведениям, в Минпромторге этой осенью готовят ответные меры Узбекистану: они могутповлиять на поставки автомобилейиз Асаки. Уже сейчас российские правительственные эксперты рекомендуютнашим компаниям при заключенииконтрактов с государственными компаниями Узбекистана брать стопроцентную предоплату за поставленныйтовар – во избежание коммерческихрисков.262-265(2X1_2V)_uzbek.indd 26507.09.2012 16:21:04