КЛАССИКИ«МОСКВИЧ-423Н»БЕЗ ГРАНИЦ | ЖИВЫЕПРАВОНА ОТДЫХПалатка, рюкзак, походная плита. А если ко всему этому добавитьавтомобиль, да еще такой… Сергей Канунников вспомнил временазарождения отечественного автотуризма.Фото Константина Якубова.326 За рулем 10/2012326-328.330.332_Moskvich 423.indd 32607.09.2012 18:45:20 Из динамиков «Спидолы»(знатоки латышскогоделают ударение на пер‑вом слоге!) – последнегодостижения советскойрадиотехники в целоми рижского заводав частности – слышен хрипловатый,негромкий, но очень родной, задушев‑ный баритон Марка Бернеса или про‑зрачный голосок начинающей, но ужеизвестной Майи Кристалинской. Ветертреплет листву и норовит сдуть в речкушезлонг – атрибут высшего турист‑ского комфорта. И все это привезеносюда благодаря этому не помпезномуи не расфуфыренному, зато симпатич‑ному и трудолюбивому «Москвичу».ЗА ПЯТОЙ ДВЕРЬЮВ 1950–1960‑е годы слово «первый»по отношению к отечественным авто‑мобилям чаще всего звучало в связис московским заводом малолитражекМЗМА. Вот и первый универсал родилсяименно там. Правда, сначала не зала‑дилось. Вернее, машина-то получилась,но серийным деревянно-металлический«Москвич‑400-421» не стал. Вероятно,решили, что для работы советскимлюдям достаточно фургона, ну а немного‑численные частники радовались и седану.Зато в 1957‑м, примерно черезгод после запуска в производство«Москвича‑402», стартовал цельно‑металлический пятидверный 423‑й,не только вид, но и название кузоваЗа рулем 10/2012 327326-328.330.332_Moskvich 423.indd 32707.09.2012 18:33:00 КЛАССИКИ| ЖИВЫЕ«МОСКВИЧ-423Н» По дизайнуда и по наборуоборудования«Москвич»не уступал большинству зарубежных аналогов.которого – универсал – были длясоветских автомобилистов необыч‑ными. Кстати, на заводской табличкенашего «Москвича‑423 Н» 1961 года таки написано: «Москвич»-универсал.Впервые в СССР комфорт легко‑вого авто сочетался с внушительной(для такого класса, конечно) вмести‑мостью. Причем, в отличие от появив‑шейся позже «Волги» ГАЗ‑22, котораяв частных руках оказывалась крайнередко, «москвичи» не только работалипо казенной надобности, но и жилив семьях простых советских автолюби‑телей.Впрочем, частный автомобиль ужене был чудом. Времена вообще насту‑пили относительно вольные. Советскиелюди запоем читали не издававшиесяпрежде книги, смотрели фильмы,не похожие на все виденное ранее,ходили на удивительные выставки. Однаамериканская 1959 года чего стоила!Довелось не только увидеть, но и потро‑гать умопомрачительные, причем самыеновые заокеанские автомобили.Жажда путешествовать, в том числепользуясь автомобилем, органичновписывалась в картину эпохи. Ведьсоветские люди имеют право не толькона труд, но и на отдых! Вот счастлив‑чики и колесят по Крыму, Кавказуи Прибалтике или просто едут в выход‑ные за грибами-ягодами, на рыбалку.А какой автомобиль (из тех, что былидоступны нашим родителям, дедушкамбабушкам) подходит для этого лучше,чем «Москвич»-универсал?СО ВСЕМИ УДОБСТВАМИГаз, центральное отопление, водопро‑вод с горячей (когда не отключают!) Флажок над рулемуправляет указателями поворотов. Увы,козырек над спидометром покоробилсяот солнца. Скольколет прошло!водой. Начало 1960‑х – время массовогопереезда в неказистые коробочкипятиэтажки с не то чтобы очень про‑сторными, зато благоустроенными,а главное – отдельными (послекоммуналок-то!) квартирами. Многиегорожане обзавелись даже холодиль‑никами и телевизорами. Не смейтесь:родители, а тем более бабушки тех,кто отведал этой роскоши на рубеже1950–1960‑х, часто относились к тран‑жирству детей без одобрения.Этот «Москвич» в начале 1960‑х –верх основательности и комфорта. Дачто там 1960‑е! Еще лет пятнадцатьназад в глубинке на таких простоездили. Не считая машину рари‑тетом, перевозили все, что влезет,а иногда и то, что влезало с трудом.А уж полвека назад она действи‑тельно соответствовала не только328 За рулем 10/2012326-328.330.332_Moskvich 423.indd 32807.09.2012 18:33:04 КЛАССИКИ| ЖИВЫЕ«МОСКВИЧ-423Н» Часы работают! А что такимсделается? Приемником легчеуправлять пассажиру, чем водителю.Но главное, что в«Москвиче» естьи такая роскошь –«шестиламповыйдвухдиапазонныйсупергетеродин»!скромным советским, но и, как говаривали некогда, мировым стандартам.Потому-то «москвичи» неплохо покупали не только в социалистических,но и в капиталистических (в основномскандинавских) странах. Тогда верхнеклапанный мотор мощностью 45 л.с.и четырехступенчатая коробка быливполне современны. Передняя подвеска – независимая, причем на шаровыхопорах (правда, резинометаллическиесайлент-блоки на 407‑м и его модификациях ставили только на нижниерычаги, верхние крепили на резьбовыхвтулках), амортизаторы – телескопические. Приличная печка гонит в салонтеплый воздух, мурлычет радиоприемник. Чего еще?Рачительные хозяева обязательнодобавляли толстые чехлы на сиденья с богатым набором карманов, На заднем сиденье пусть не оченьпросторно, но как-то особенно уютно. Преобразователь с 12на 220 В – очень полезное дляавтотуризма устройство. Основательность приборовсоответствует духу того времени:настоящий автолюбитель постоянно следит за здоровьем своегодруга.компенсирующим невеликое множествомест для мелочей в салоне. Хорошо быпристроить на крышу багажник, причемна универсал можно водрузить и нестандартный – длинный. Но такой еще надосделать. А заядлые туристы даже оборудовали машины преобразователемна 220 вольт!Большие колеса с бескамернымишинами (они тоже впервые в СССРпоявились на 407‑м) вместе с довольномягкими подвесками (задняя – на длинных, хотя и усиленных по сравнениюс седановскими, рессорах) обеспечивают комфорт даже на проселке. Легкийруль на быструю езду не провоцирует,как, впрочем, и весь «Москвич».Гонщики-ветераны навернякаусмехнутся. Они ведь ездили на 407‑ми по кольцу, и на ралли, гнали машиныво все их 60, а то и 70 сил (до такоймощности удавалось форсировать моторобъемом 1,4 л) – и ничего, рулили. Причем и в горах – скажем, на чемпионатеСССР в Армении.Впрочем, туристу с его универсаломгораздо больше, чем рафинированнаяуправляемость, важны проходимостьи грузоподъемность. С этим у 423‑говсе в порядке. Минимальный просвет –190 мм, а под задним мостом и вовсе200 мм. Ну а из грязи или снега в случаечего машину массой 1030 кг и вытолкать несложно. Вот радиус разворотапо нынешним меркам великоват – 6 м.В общем-то, ненамного больше, чему современных компактов, но онипокрупнее «Москвича».Некоторую неповоротливость423‑го ощущаешь как раз на пересеченной местности, где закладыватьбольшой радиус порой особенно330 За рулем 10/2012326-328.330.332_Moskvich 423.indd 33007.09.2012 18:41:01 КЛАССИКИ| ЖИВЫЕ«МОСКВИЧ-423Н»Редакция благодаритАлександра и КириллаКирилловых за предоставленныйавтомобиль и помощьв организации съемки.попадая в умелые и чуткие руки, автомобили служили не одному поколению, а порой доживали до наших днейв неплохой форме – как этот светлыйуниверсал.СОЛНЦЕ, ВОЗДУХИ «МОСКВИЧ» По современным меркам багажник невелик. Отсутствие потайных отсеков владельцыкомпенсировали множеством кармановв заботливо надетых на сиденья чехлах.неудобно. Грузоподъемность приличная: по паспорту, если ехать вдвоем,можно взять с собой 250 кг, а есливчетвером – центнер. Тоже неплохо.Что греха таить, «Москвич» перегружали и туристы, и, в первую очередь,дачники, особенно те, что увлекалисьогородом. Машины терпели – правда,поскрипывали рессорами, а со временем теряли осанку.Но рачительный хозяин, конечно,следил за здоровьем автомобиля – самили с помощью знакомого механика.Автосервис в СССР – экзотика. Однако,До наших дней «четыреста двадцатьтретьих» дожило немного. Их и делаликуда меньше, чем стандартных седанов,а эксплуатировали порой жестче. А ужтакие автомобили, как этот – нереставрированный, неплохо сохранившийсяпрактически в первозданном виде, –и вовсе наперечет.Прогретый мотор порыкивает ровно,без неприятных посторонних звуков.Передачи переключаются четко, развечто надо чуть приноровиться. Трансмиссия на ходу подвывает ровно так, какдолжна. И всё сильнее ощущение: этоговполне достаточно – мотора в 45 сил,вполне приличных для размеренныхскоростей и здравого смысла тормозов, тесноватого, но зато удивительноуютного салона, палатки и походнойутвари, рюкзака, почти не рваного шезлонга и «Спидолы». Признаться, я готовпоехать на этом «Москвиче» в дальниекрая, например, действительно, к морю.Может, еще и случится?КЛУБ ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ«Москвич‑423» на базе модели 402 выпу‑скали в 1957–1958 гг. с мотором 1,2 лмощностью 35 л.с. и трехступенчатойкоробкой передач. Таких автомобилейсделали всего 1525 штук. С 1958‑гостроили модернизированную версию423Н на базе «Москвича‑407». На машинестоял 45‑сильный мотор объемом 1,4 л,а с декабря 1959‑го и четырехступенчатаякоробка передач. В 1963–1965 гг. произ‑водили вариант на базе «Москича‑403» –модель 424 с иными элементами отделки,тормозами, некоторыми другимидеталями. На базе стандартных универ‑салов выпускали экспортные версии,а с 1958‑го по 1961‑й – полноприводный«Москвич‑411» (1515 экземпляров). Всегов 1958–1964 гг. выпустили 29 562 универ‑сала 423Н и 424.332 За рулем 10/2012326-328.330.332_Moskvich 423.indd 33207.09.2012 18:37:28