234
235
236
237
ТЕХНИКА | АНТИПРОБОЧНЫЕ СЕРВИСЫСмотрите на iPad:объезжаем пробкиУМНЫЙ В ПРОБКУ НЕ ПОЙДЕТКто рисует на карте разноцветные линии, отображающие загруженность дорог? Как собирают точнуюинформацию о заторах? Где лучше объехать пробку? С возможностями антипробочных сервисовпознакомился Кирилл Милешкин.ОТКУДА ДРОВИШКИ?Изначально данные о дорожном движении поставляли видеокамеры, размещенные на улицах города. Некоторые из них автоматически определялискорость потока, что облегчало анализситуации. Однако большая частьработы с графической схемой пробоквыполнялась вручную. Полноценногопокрытия таким методом не обеспечить, система охватывала разве чтоосновные магистрали и примыкающиек ним улицы. В этом случае разумнееоткрыть доступ к изображению с камернепосредственно пользователям, этокуда нагляднее трехцветной индикациина карте.Задача упрощается, если вдольдорог установлены сканеры потока,которые передают данные о скоростии интенсивности движения в центробработки: автоматика очень разгружает человека.Однако и здесь возникает проблема полноты и достоверностиинформации. Ведь каждая улица потребует десятков устройств, что сделаеткомплекс поистине золотым.Оптимальный метод сбора данных – от самих автомобилистов, пользующихся пробочными сервисами.Пока вы, двигаясь по маршруту, изучаете дорожную ситуацию, спутниковыесистемы позиционирования GPS илиГЛОНАСС фиксируют ваше местоположение и отслеживают скорость. Опираясь на эту информацию, компьютерв автоматическом режиме формируеткартинку загруженности улиц. Таквладельцы мобильных гаджетов становятся одновременно и поставщиками,и потребителями информации. Этааудитория постоянно растет (разумеется, все данные о передвижениях клиентов обезличены).Сегодня сведения, поступающиеот частников, практически полностьюудовлетворяют потребности операторов пробок. Однако компании подстраховываются, привлекая партнеровс большим автопарком, ежедневнокурсирующим по городу. Те не толькопоставляют мгновенные данные,но и собирают статистику с определенных участков: маршруты корпоративных машин, как правило, стандартныи повторяются изо дня в день. Ещеиспользуют обычные камеры наблюдения, информацию ГИБДД и новостных лент, а также звонки и эсэмэскиот пользователей. Изменения, отражающие уточненную обстановку, вручнуювносятся в схему пробок. Оперативность обновления данных – считаныеминуты. Так, «СитиГИД» запрашиваетсвежие новости каждые 3 минуты,«Яндекс.Пробки» – раз в 2 минуты.ЦВЕТНЫЕ КАРТИНКИИнформацию о заторах переносятна интерактивную карту города. Некоторые сервисы указывают скоростьна разных участках, однако намногопроще воспринимаются цветныелинии: зеленый – проедете с ветерком,красный – ищите маршруты объезда.Определенную сложность вносят разные типы улиц. Например,40 км/ч – роскошь для тихой улочкив центре мегаполиса и в то же времярабочая скорость для большинствашироких проспектов. Логика подсказывает маркировать дорожные ситуациина этих городских трассах разными  Стационарные сканеры дорожного потокаиспользует в Москве государственный Центрорганизации дорожного движения. Основнаязадача – информационное обеспечениеперспективной интеллектуальной системыуправления движением во всем мегаполисе.Поэтому приборы в основном отделены от светофоров десятками метров. Будет от датчикови локальная польза: данные о загруженностимагистралей выведут на светодиодные табло,установленные вдоль конкретной трассыи примыкающих к ней дорог. Полную картинупробок комплекс дать не в состоянии, но такаязадача перед ним и не стоит.  В этой ситуации поворачивающие по свободным полосам машины не повлияютна красную окраску улицы на карте. Болеепродвинутые системы отразят перекрестокдвумя цветами.234 За рулем 10/2012234-237(2X1_2V)_Probki.indd 23407.09.2012 16:03:28 На правах рекламы  Дабы не перегружать память портативного навигатора, пробки отображаются лишь по пути следования и в ближайших окрестностях.Предлагая объезды заторов, прибор не забудет о предпочтениях водителя, выбравшего в настройках самый короткий маршрут или самыйбыстрый. К слову, навигаторы с программой «СитиГИД», даже не подключенные к Интернету, помогут удачно проехать по городу: данныео традиционно проблемных участках зашиты в программу и обновляютсявместе с картами, – электронный разум, прокладывая маршрут, учтет их.цветами. Однако в этом случае зеленый однополосный проулок окажетсямедленнее параллельной красноймагистрали. Поэтому, хотя некоторыеоператоры и используют градациюгородских трасс, разница в скоростяхпри присвоении уровней минимальная.Например, у «Яндекс.Пробки» – около5 км/ч.Для получения объективной картины на конкретном участке система234-237(2X1_2V)_Probki.indd 235  Данные различных сервисовмогут не совпадать.Подтверждениетому – скриншоты«Яндекс.Пробки»и «СитиГИДа»в один момент времени. Тем не менеепомощь системводителям труднопереоценить.07.09.2012 16:03:30 | АНТИПРОБОЧНЫЕ СЕРВИСЫсверяет данные нескольких гаджетови исключает выбивающиеся из общейкартины, – ведь кто-то остановилсяу придорожного магазина, не выключив приложение в смартфоне, другойедва ползет по пустой улице, высматривая нужный номер дома, а третийи вовсе объехал глухую пробку по обочине. Общую загруженность городскихулиц указывают в баллах. За нулевойуровень берут время проезда маршрутапо свободным улицам.СПИСОК ОПЦИЙДля этого нужен доступ в Интернетс помощью внешнего или встроенногомодема и сим-карты. Пожалуй, наиболее известны сервисы «Навител»и «СитиГИД». «Гармин» используетинформацию авторитетного и признанного источника – «Яндекса», отдаваятому взамен сведения от собственныхпользователей. Кроме того, сигналпоступает не по платным сетям Интернета, а по радиоканалам RDS/TMC.Зона охвата при таком решении скромнее, но в пределах города это не принципиально.Как и в ситуации с автомобилями,потребителей стремятся побаловатьнаворотами и дополнительными функциями. Самая востребованная из них –прокладка маршрута с учетом пробок.Основная проблема разработчиков – прокладка и пересчет маршрутов.Системе приходится учитывать множество нюансов, иногда предугадыватьситуацию на десятки минут вперед илидаже видеть пробки на отдельных полосах дороги. Последнее немаловажнопри проезде развязок и перекрестков,где лишь пара рядов магистрали стоитв ожидании поворота, а остальныесвободны. Запатентованный компанией «СитиГИД» векторный алгоритмучитывает не только скорость движения, но и направление. Как уверяетразработчик, его система навигациипрокладывает наилучший маршрут, вы­­игрывая для водителя до 30% временипо сравнению с традиционным методом анализа. Карты также сообщают  Схема работы пробочного сервиса на примере «Яндекс.Пробки».236 За рулем 10/2012234-237(2X1_2V)_Probki.indd 23607.09.2012 16:03:31 На правах рекламымножество дополнительных данных,подкачиваемых из Интернета, – эторемонтные работы на дорогах, аварии,размещение камер видеофиксациинарушений и прочие нюансы, влия­ющие на скорость движения. Любите­лям статистики предложат архивы про­бок или усредненные показатели на туили иную дату и время суток.Для телеканалов, радиостанцийи справочных служб антипробочныесервисы поставляют расширенную вер­сию программы. Например, «Яндекс.Пробки» сообщает общую длину зато­ров в городе, оценивает быстроту дви­жения по каждой магистрали в баллах(причем отдельно для каждого направ­ления) или высчитывает потери вре­мени относительно эталонного на томили ином участке. Дополнительнаяинформация никогда не помешает.  Системыпозиционирования даютпогрешностьдо несколькихметров, то естьпорой «выводят» машинуза границыдороги. В этомслучае автоматика, сверившись с реальным расположением объектов,корректируетотображаемуютраекторию.За рулем 10/2012 237234-237(2X1_2V)_Probki.indd 23707.09.2012 16:03:33