228
230
232
234
LADA GRANTAРЕМОНТ и СЕРВИС | ТЕСТ-РЕМОНТДОЧКИ-МАТЕРИНекоторые полагают, что «Гранта» с «Калиной», рожденные на одной платформе, по технике почти идентичны. Но в трудоемкости обслуживания разница все же есть, убедился Игорь Козлов.С ним согласен фотограф Константин Якубов.Про обслуживание «Калины» мы ужерассказывали (ЗР, 2008, № 9). На­помним, та машина была с шестна­дцатиклапанником ВАЗ‑11194, ме­ханической коробкой передач, кондицио­нером и антиблокировочной системой. По­смотрим, что изменилось в лучшую сторону,а что в худшую.ПРОТИВОСТОЯНИЕТестовая «Гранта» оснащена 8‑клапан­ным мотором 21116. Свечи здесь как на ла­дони, но не спешите радоваться: преждечем браться за инструмент, удалите мусорсо дна свечных колодцев, иначе он непре­менно осыпется в цилиндры. Горстка песка  способна значительно снизить ресурс дви­гателя, в этом даже не сомневайтесь. Снявнаконечники высоковольтных проводов,  разбейте слипшиеся песчинки жесткойкисточкой и выдуйте их сжатым возду­хом (на худой конец используйте насад­ку к шинному насосу). Теперь свечи можносмело выворачивать. Рекомендуем,  дабы впредь облегчить себе задачу, выре­зать суконные колечки и надеть их на изо­ляторы – пусть на них вся дрянь скаплива­ется. Тогда перед снятием останется лишьскрепить мусор, капнув на колечки мотор­ного масла, и аккуратно извлечь их, подце­пив проволочным крючком. На «Калине»с двигателем 11183 та же проблема, поэто­му в данной дисциплине между «девчонка­ми» полный паритет.По части замены масла, воздушногои топливного фильтров ничего не измени­лось. Независимо от конфигурации двигате­лей масляный фильтр по-прежнему доступениз-под капота, для замены воздушного надовывернуть четыре винта крышки, для заме­ны топливного – лечь на землю (он под дни­щем, справа от бензобака).ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКАLada GrantaДЕБЮТ: начало производства –октябрь 2011 года.КУЗОВ: седан.ДВИГАТЕЛИ: бензиновые,Р4, 1,6 л, 82 л.с.; Р4, 1,6 л, 87 л.с.(с облегченной ШПГ); Р4, 1,6 л, 98 л.с.КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ: М5, А4.ПРИВОД: передний.КОМПЛЕКТАЦИИ: «Стандарт»,«Норма», «Люкс», «Люкс+».ЦЕНА В СЕНТЯБРЕ  2012 ГОДА: 259 000–373 000 руб.,в зависимости от комплектации.228 За рулем 11/2012228.230.232.234_Granta TO.indd 22805.10.2012 15:52:02 | ТЕСТ-РЕМОНТLADA GRANTAЗаменить охлаждающую жидкость проще на «Гранте». У нее внизу правого бачкарадиатора теперь удобная пробка-барашеквзамен прежней, под крестовую отвертку.Но всё так же сложно поймать широко стекающий поток – без тазика или корытане обойтись.С приводом навесных агрегатов «Гранты» явно перемудрили. Мы ругали «Калину»с ручной регулировкой натяжения и наде­ялись на внедрение автоматического натяжителя. Однако завод пошел по другому пути:генератор просто закрепили на блоке, лишиввозможности смещения. Так поступают многие производители, экономя на «лишних»деталях, – но при этом применяют эластичный поликлиновой ремень. А у «Гранты» оннастолько дубовый, что готов разнести подшипники в пух и прах. Что, собственно, и делает. Это решение ругают не только владельцы, но и механики: при замене агрегата (илиремня) нужны минимум двое – один проворачивает вывешенное колесо при включенной передаче, а другой заводит ремень на ручьи шкивов. Предложенные заводом оправкиупрощению процесса не способствуют.На наш вкус, мы доработали бы привод под прежнюю калиновскую схему, заменив кронштейн генератора и все-таки установив натяжитель. Но продавцы запчастейтоже не спят: осознав возможный спрос, онивзвинтили цены на соответствующие деталивчетверо-впятеро. Заводу не грех объявитьотзывную компанию, признав свою ошибку,однако пока АВТОВАЗ молчит.Впрочем, с приводом генератора «Калины» тоже не все безупречно. Родной ремень 6РК1018 долго не живет, а достойныхимпортных аналогов в природе нет. Можно найти только более длинный (1035 мм)или короткий (1000 мм). Последний все жеможно установить, укоротив на 10 мм резьбовой конец штока натяжного устройства(ЗР, 2012, № 9).Ремень ГРМ вряд ли станете менять самостоятельно, а если решитесь, то знайте:на 8‑клапанной «Гранте» это проще, чемна похожем моторе «Калины», посколькув приводе появился полуавтоматическийнатяжитель.ДАЙТЕ МНЕ АВТОМАТНаконец-таки АВТОВАЗ внедрил долгожданную автоматическую коробку передач!Пусть не самую продвинутую, зато надежную и проверенную временем на «НиссанеТиида» (ЗР, 2010, № 1; 2012, № 9). Но в Интернете и по сей день не затихают спорыпо поводу целесообразности установкиименно этого агрегата японской компании Jatco. Дескать, нам подсунули древнийAY-K3, у которого всего четыре ступени, –а такие нынче не в моде. Возражу: еслиАВТОВАЗ уложился в жесткие нормы токсичности с этими четырьмя, честь ему и хвала. Отдельное спасибо австрийской компании AVL, настроившей «мозги» коробкисообразно характеру двигателя 21126 (только с ним пока поставляется автомат).Эту АКП отличает удобство замены масла и контроль уровня при помощи старогодоброго щупа, что наверняка оценят владельцы, предпочитающие обслуживать машину самостоятельно. Отработку сливаемв мерную емкость и через трубку щупа заливаем столько же свежего масла. Пустив двигатель, водим селектор по всем положениямс краткой задержкой в каждом и, оставивв режиме Р, проверяем уровень. Фильтр дилеры не меняют, считая его вечным, да и регламентом это не предусмотрено. Если все женадумаете заменить элемент, снимите поддон, открутив крепеж.С заменой масла в МКП ничего не изменилось, сливная пробка и щуп осталисьна прежних местах. Обещанный через полгода после старта продаж «Гранты» тросовыйпривод переключения передач пока не внедрен.В тормозах тоже все по-прежнему. Независимо от наличия антиблокировочной системы сложность только одна – подтянутьручник. Для этого придется снять защитныйэкран на днище, накрывающий резонатор, –а его крепеж так и остался, мягко скажем,доморощенным: гайка, гровер и две шайбы,меньшая из которых нужна для того, чтобыгайка не провалилась через большую. Неужели так сложно внедрить единственную шайбус большим наружным диаметром и маленьким внутренним, облегчив жизнь и собственным сборщикам, и автолюбителям?ДО ЛАМПОЧКИПорадовала простота замены лампочек.С головной оптикой и у «Калины» все просто, – правда, только применительно к варианту с 8‑клапанным мотором. На шестна­дцатиклапаннике для доступа к правой фареследует снять бачок омывателя. На «Гранте»он стал иной формы и уже не так мешает.Здорово, что предусмотрели столь необходимые дневные ходовые огни с отдельнымилампами, не завязанными с ближним светом.Еще больший восторг вызвала заменаламп в фонарях. Мы так ругали за даннуюоперацию «Калину»: в ней надо снимать фонари, а их крепление с отдельными шайбочками и гаечками, так и норовящими бесследно ускользнуть в полость крыла, не выдерживало никакой критики. Наконец-то сделано по-человечески: отстегнул клапан в обшивке багажника – и вот они, лампочки.В третьем стоп-сигнале обосновалисьсветодиоды. По ресурсу они значительнопревосходят лампы накаливания, что не может не радовать: лезть в эту секцию вряд ликогда придется. А вот фонари подсветки номера слегка огорчили: без крестовой отвертки лампочки теперь не поменяешь. Почемуне использовали калиновские фонарики,неплохо себя зарекомендовавшие в планегерметичности и простоты крепления, таки осталось загадкой.НЕКОТОРЫЕ РАБОТЫ ПО ЗАМЕНЕ,тыс. км (лет)Масло в двигателе,масляный фильтр15 (1)Воздушный фильтр30Топливный фильтр30Фильтр салона15Свечи зажигания30Поликлиновой ремень30Масло в МКП/АКП75Антифриз в системе охлаждения75Жидкость в приводе тормозов 45 (3)ПРИМЕРНАЯ СТОИМОСТЬОТДЕЛЬНЫХ РАБОТ У ДИЛЕРОВ, руб.Компьютерная диагностикадвигателя425Диагностика ходовой частии тормозов850Замена масла и фильтрадвигателя (масло SL-CFот 15W‑40 до 5W‑50,см. инструкцию)330Замена фильтра: воздушного/салонного/топливного 140/170/255Замена генератора вместес поликлиновым ремнем1020Установка приводагенератора от «Калины»(замена кронштейна,установка натяжителя)850Замена ОЖ (типырекомендованныхжидкостей см. в руководствепо эксплуатации)510Замена масла МКП255Замена тормозной жидкости640Замена тормозных колодок:передних/задних330/990Замена передних тормозныхколодок вместе с дисками560Регулировка углов установкиколес680Нормочас850ПРИМЕРНАЯ СТОИМОСТЬ НЕКОТОРЫХЗАПЧАСТЕЙ У ДИЛЕРОВ, руб.Щетки стеклоочистителей(правая и левая)330Масло в двигатель (порцияна одну заправку 3,4 л)1700Натяжитель поликлиновогоремня в сборе (от «Калины»)6000Поликлиновой ремень500Кронштейн генератора(от «Калины»)1500Тормозные колодки:передние/задние410/540Тормозные диски передние2580Комплект фильтров(масляный, воздушный,топливный, салонный)1200Свечи зажигания (4 шт.)240230 За рулем 11/2012228.230.232.234_Granta TO.indd 23005.10.2012 15:52:02 | ТЕСТ-РЕМОНТLADA GRANTA  Опорные буфе­ры капота легкопрокручиваются,а должны стоятьв определенномположении, иначезакрытый капотперекашивается.Рекомендуем поса­дить их на клей.  Принцип регу­лировки натяженияполиклиновогоремня «Калины»не назовешь иде­альным, но воз­можность все жеесть. Что мешалосоорудить подоб­ную конструкциюна «Гранте»?  Компактный упоркапота «Гранты»более удобен,поскольку не меша­ется при замене илиобслуживании при­вода ГРМ, навесныхагрегатов. И точкиопоры выбраныудачно.  При натяже­нии ремня ГРМ«Гранты» (мотор21116) важнолишь совместитьмушку с прорезью(показаны стрел­ками), после чегоможно затянутьцентральный болт.Необходимое уси­лие обеспечит пру­жина ролика.  Выноснойтопливный фильтр –неоспоримое досто­инство обеих моде­лей с учетом чисто­ты нашего бензина.Видели бы вы этотузел в разрезепосле 30 тыс. км!Легкие курильщикана сигаретной пачкеи те более привле­кательны.  На «Калине»с мотором 11183натяжение ремняГРМ проверяетсяпо старинке – уси­лием пальцев приповороте ведущейветви ремня на 90°.Часть «грант» тожекомплектуетсятакими моторами.  В правом бачкерадиатора «Гранты»предусмотренудобный краникдля слива охлаж­дающей жидкости.Сливная пробкана блоке цилиндровна прежнем месте –правее масляногощупа.  Позаимство­ванный у «Тииды»автомат отличаетудобный щупс фиксатором.На «Гранте» он рас­положен не стольдоступно, какна японской моде­ли: мешает корпусвоздушного филь­тра. Но это не кри­тично.  Абсолютнонеприемлемое дляроссийских условийрешение: шкивыи ремень ловятгрязь с дороги,оттого изнашивают­ся, поэтому приводтребует периодиче­ской регулировки.Но на «Гранте» онане предусмотренаконструктивно.  Чтобы добратьсядо регулировкиручника, снимаемзащитный экранрезонатора и сме­щаем его вперед.При сборке устано­вите весь крепежчетко в прежнейпоследователь­ности.232 За рулем 11/2012228.230.232.234_Granta TO.indd 23205.10.2012 15:52:04 | ТЕСТ-РЕМОНТLADA GRANTA  Чтобы снятькрышку секцииближнего-дальнегосвета, нажмитевниз на этот отросток. На 8‑клапанном моторедоступ отличный,а на 16‑клапанномлишь немногимхуже. С «Калиной»не сравнить.ОЦЕНКА ТРУДОЕМКОСТИ ОБСЛУЖИВАНИЯ*Замена масла в двигателе**Чуть более удобная крышкамаслозаливной горловины.Замена воздушного фильтра Ничего не изменилось: крепление крышки так и осталось на четырех саморезах.Замена свечей зажиганияВсе по-прежнему: на восьмиклапаннике загрязняются свечные колодцы,а на 16‑клапанном моторе легко уронить и потерять болты крепления катушек.Замена поликлинового ремня Нет.  В правомуглу – бачок омывающей жидкости.Благодаря новойформе он не мешаетзамене ламп в правой фаре. Пальцамиза колбу лампы Н4не хвататься!Менее продуманная нештатнаясиловая защита моторного отсека.Отсутствует натяжитель, генераторзакреплен на блоке без возможностисмещения.Замена ОЖ двигателяУдобная пробка-барашек,не нужен инструмент.Сложно уловить широко стекающийпоток.Замена масла в КП***Предусмотрен автомат. Заменитьмасло в нем не сложнее, чемв МКП.Слегка затруднен доступ к щупу АКП.Замена тормозных колодок  Все по-прежнему: так и остался доморощенным крепеж экрана резонатора.Замена салонного фильтраНе выявлено. Наконец-то присмене ламп в фонарях можно обойтисьбез инструмента. Правую накладку «жабо» сложнеезаправить за отбортовку крыла.Замена ламп в головных фарахОтличный доступ независимоот конфигурации двигателя. Нет.Замена аккумулятора (или снятие-установка)Доступ к креплению клеммостался столь же удобным.Сбоку обосновался дополнительныйблок предохранителей, его крышкулегко раздавить.Замена ламп в фонаряхОтличный доступ.  Для заменылампы подсветкиномера «Гранты»нужна крестоваяотвертка,а на «Калине»достаточно поддетьрассеиватель.Первый вариантотличаетсячуть лучшейгерметичностью.  Салонныйфильтр как стоялв неудачном месте,так там и остался.Основная сложность – вынутьзащитный экран,не сломав егона морозе, и не растерять закладныепластины саморезов.Карманы в обивке багажникамогли бы сделать симметричнымиотносительно изнанок фонарей.*В сравнении с «Ладой-Калина», трудоемкость обслуживания которой условно оцененав четыре балла по пятибалльной шкале (ЗР, 2008, № 9). Впервые в материалах этой рубрикиотошли от привычной системы оценок, сравнив очередную легковушку не с «Приорой»,а с «Калиной».**С учетом одинаковой конфигурации двигателей.***Вне зачета, АКП на «Калине» не предусмотрена.Игорь Козлов: «Легкостью замены лампочек «Гранта» произвела приятное впечатление, это безусловный шаг навстречупотребителю. Еще шаг – внедрение простого и добротногоавтомата. Но с приводом генератора завод дважды шагнулназад. В общем в плане ремонтопригодности своих моделейАВТОВАЗ пока топчется на месте».Благодарим компанию «Техинком-Авто»на улице Кулакова в Строгине (Москва) за содействиев подготовке материала.234 За рулем 11/2012228.230.232.234_Granta TO.indd 23405.10.2012 15:52:07