LADA GRANTAРЕМОНТ и СЕРВИС | ТЕСТ-РЕМОНТДОЧКИ-МАТЕРИНекоторые полагают, что «Гранта» с «Калиной», рожденные на одной платформе, по технике почти идентичны. Но в трудоемкости обслуживания разница все же есть, убедился Игорь Козлов.С ним согласен фотограф Константин Якубов.Про обслуживание «Калины» мы ужерассказывали (ЗР, 2008, № 9). Напомним, та машина была с шестнадцатиклапанником ВАЗ‑11194, механической коробкой передач, кондиционером и антиблокировочной системой. Посмотрим, что изменилось в лучшую сторону,а что в худшую.ПРОТИВОСТОЯНИЕТестовая «Гранта» оснащена 8‑клапанным мотором 21116. Свечи здесь как на ладони, но не спешите радоваться: преждечем браться за инструмент, удалите мусорсо дна свечных колодцев, иначе он непременно осыпется в цилиндры. Горстка песка способна значительно снизить ресурс двигателя, в этом даже не сомневайтесь. Снявнаконечники высоковольтных проводов, разбейте слипшиеся песчинки жесткойкисточкой и выдуйте их сжатым воздухом (на худой конец используйте насадку к шинному насосу). Теперь свечи можносмело выворачивать. Рекомендуем, дабы впредь облегчить себе задачу, вырезать суконные колечки и надеть их на изоляторы – пусть на них вся дрянь скапливается. Тогда перед снятием останется лишьскрепить мусор, капнув на колечки моторного масла, и аккуратно извлечь их, подцепив проволочным крючком. На «Калине»с двигателем 11183 та же проблема, поэтому в данной дисциплине между «девчонками» полный паритет.По части замены масла, воздушногои топливного фильтров ничего не изменилось. Независимо от конфигурации двигателей масляный фильтр по-прежнему доступениз-под капота, для замены воздушного надовывернуть четыре винта крышки, для замены топливного – лечь на землю (он под днищем, справа от бензобака).ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКАLada GrantaДЕБЮТ: начало производства –октябрь 2011 года.КУЗОВ: седан.ДВИГАТЕЛИ: бензиновые,Р4, 1,6 л, 82 л.с.; Р4, 1,6 л, 87 л.с.(с облегченной ШПГ); Р4, 1,6 л, 98 л.с.КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ: М5, А4.ПРИВОД: передний.КОМПЛЕКТАЦИИ: «Стандарт»,«Норма», «Люкс», «Люкс+».ЦЕНА В СЕНТЯБРЕ 2012 ГОДА: 259 000–373 000 руб.,в зависимости от комплектации.228 За рулем 11/2012228.230.232.234_Granta TO.indd 22805.10.2012 15:52:02 | ТЕСТ-РЕМОНТLADA GRANTAЗаменить охлаждающую жидкость проще на «Гранте». У нее внизу правого бачкарадиатора теперь удобная пробка-барашеквзамен прежней, под крестовую отвертку.Но всё так же сложно поймать широко стекающий поток – без тазика или корытане обойтись.С приводом навесных агрегатов «Гранты» явно перемудрили. Мы ругали «Калину»с ручной регулировкой натяжения и надеялись на внедрение автоматического натяжителя. Однако завод пошел по другому пути:генератор просто закрепили на блоке, лишиввозможности смещения. Так поступают многие производители, экономя на «лишних»деталях, – но при этом применяют эластичный поликлиновой ремень. А у «Гранты» оннастолько дубовый, что готов разнести подшипники в пух и прах. Что, собственно, и делает. Это решение ругают не только владельцы, но и механики: при замене агрегата (илиремня) нужны минимум двое – один проворачивает вывешенное колесо при включенной передаче, а другой заводит ремень на ручьи шкивов. Предложенные заводом оправкиупрощению процесса не способствуют.На наш вкус, мы доработали бы привод под прежнюю калиновскую схему, заменив кронштейн генератора и все-таки установив натяжитель. Но продавцы запчастейтоже не спят: осознав возможный спрос, онивзвинтили цены на соответствующие деталивчетверо-впятеро. Заводу не грех объявитьотзывную компанию, признав свою ошибку,однако пока АВТОВАЗ молчит.Впрочем, с приводом генератора «Калины» тоже не все безупречно. Родной ремень 6РК1018 долго не живет, а достойныхимпортных аналогов в природе нет. Можно найти только более длинный (1035 мм)или короткий (1000 мм). Последний все жеможно установить, укоротив на 10 мм резьбовой конец штока натяжного устройства(ЗР, 2012, № 9).Ремень ГРМ вряд ли станете менять самостоятельно, а если решитесь, то знайте:на 8‑клапанной «Гранте» это проще, чемна похожем моторе «Калины», посколькув приводе появился полуавтоматическийнатяжитель.ДАЙТЕ МНЕ АВТОМАТНаконец-таки АВТОВАЗ внедрил долгожданную автоматическую коробку передач!Пусть не самую продвинутую, зато надежную и проверенную временем на «НиссанеТиида» (ЗР, 2010, № 1; 2012, № 9). Но в Интернете и по сей день не затихают спорыпо поводу целесообразности установкиименно этого агрегата японской компании Jatco. Дескать, нам подсунули древнийAY-K3, у которого всего четыре ступени, –а такие нынче не в моде. Возражу: еслиАВТОВАЗ уложился в жесткие нормы токсичности с этими четырьмя, честь ему и хвала. Отдельное спасибо австрийской компании AVL, настроившей «мозги» коробкисообразно характеру двигателя 21126 (только с ним пока поставляется автомат).Эту АКП отличает удобство замены масла и контроль уровня при помощи старогодоброго щупа, что наверняка оценят владельцы, предпочитающие обслуживать машину самостоятельно. Отработку сливаемв мерную емкость и через трубку щупа заливаем столько же свежего масла. Пустив двигатель, водим селектор по всем положениямс краткой задержкой в каждом и, оставивв режиме Р, проверяем уровень. Фильтр дилеры не меняют, считая его вечным, да и регламентом это не предусмотрено. Если все женадумаете заменить элемент, снимите поддон, открутив крепеж.С заменой масла в МКП ничего не изменилось, сливная пробка и щуп осталисьна прежних местах. Обещанный через полгода после старта продаж «Гранты» тросовыйпривод переключения передач пока не внедрен.В тормозах тоже все по-прежнему. Независимо от наличия антиблокировочной системы сложность только одна – подтянутьручник. Для этого придется снять защитныйэкран на днище, накрывающий резонатор, –а его крепеж так и остался, мягко скажем,доморощенным: гайка, гровер и две шайбы,меньшая из которых нужна для того, чтобыгайка не провалилась через большую. Неужели так сложно внедрить единственную шайбус большим наружным диаметром и маленьким внутренним, облегчив жизнь и собственным сборщикам, и автолюбителям?ДО ЛАМПОЧКИПорадовала простота замены лампочек.С головной оптикой и у «Калины» все просто, – правда, только применительно к варианту с 8‑клапанным мотором. На шестнадцатиклапаннике для доступа к правой фареследует снять бачок омывателя. На «Гранте»он стал иной формы и уже не так мешает.Здорово, что предусмотрели столь необходимые дневные ходовые огни с отдельнымилампами, не завязанными с ближним светом.Еще больший восторг вызвала заменаламп в фонарях. Мы так ругали за даннуюоперацию «Калину»: в ней надо снимать фонари, а их крепление с отдельными шайбочками и гаечками, так и норовящими бесследно ускользнуть в полость крыла, не выдерживало никакой критики. Наконец-то сделано по-человечески: отстегнул клапан в обшивке багажника – и вот они, лампочки.В третьем стоп-сигнале обосновалисьсветодиоды. По ресурсу они значительнопревосходят лампы накаливания, что не может не радовать: лезть в эту секцию вряд ликогда придется. А вот фонари подсветки номера слегка огорчили: без крестовой отвертки лампочки теперь не поменяешь. Почемуне использовали калиновские фонарики,неплохо себя зарекомендовавшие в планегерметичности и простоты крепления, таки осталось загадкой.НЕКОТОРЫЕ РАБОТЫ ПО ЗАМЕНЕ,тыс. км (лет)Масло в двигателе,масляный фильтр15 (1)Воздушный фильтр30Топливный фильтр30Фильтр салона15Свечи зажигания30Поликлиновой ремень30Масло в МКП/АКП75Антифриз в системе охлаждения75Жидкость в приводе тормозов 45 (3)ПРИМЕРНАЯ СТОИМОСТЬОТДЕЛЬНЫХ РАБОТ У ДИЛЕРОВ, руб.Компьютерная диагностикадвигателя425Диагностика ходовой частии тормозов850Замена масла и фильтрадвигателя (масло SL-CFот 15W‑40 до 5W‑50,см. инструкцию)330Замена фильтра: воздушного/салонного/топливного 140/170/255Замена генератора вместес поликлиновым ремнем1020Установка приводагенератора от «Калины»(замена кронштейна,установка натяжителя)850Замена ОЖ (типырекомендованныхжидкостей см. в руководствепо эксплуатации)510Замена масла МКП255Замена тормозной жидкости640Замена тормозных колодок:передних/задних330/990Замена передних тормозныхколодок вместе с дисками560Регулировка углов установкиколес680Нормочас850ПРИМЕРНАЯ СТОИМОСТЬ НЕКОТОРЫХЗАПЧАСТЕЙ У ДИЛЕРОВ, руб.Щетки стеклоочистителей(правая и левая)330Масло в двигатель (порцияна одну заправку 3,4 л)1700Натяжитель поликлиновогоремня в сборе (от «Калины»)6000Поликлиновой ремень500Кронштейн генератора(от «Калины»)1500Тормозные колодки:передние/задние410/540Тормозные диски передние2580Комплект фильтров(масляный, воздушный,топливный, салонный)1200Свечи зажигания (4 шт.)240230 За рулем 11/2012228.230.232.234_Granta TO.indd 23005.10.2012 15:52:02 | ТЕСТ-РЕМОНТLADA GRANTA Опорные буферы капота легкопрокручиваются,а должны стоятьв определенномположении, иначезакрытый капотперекашивается.Рекомендуем посадить их на клей. Принцип регулировки натяженияполиклиновогоремня «Калины»не назовешь идеальным, но возможность все жеесть. Что мешалосоорудить подобную конструкциюна «Гранте»? Компактный упоркапота «Гранты»более удобен,поскольку не мешается при замене илиобслуживании привода ГРМ, навесныхагрегатов. И точкиопоры выбраныудачно. При натяжении ремня ГРМ«Гранты» (мотор21116) важнолишь совместитьмушку с прорезью(показаны стрелками), после чегоможно затянутьцентральный болт.Необходимое усилие обеспечит пружина ролика. Выноснойтопливный фильтр –неоспоримое достоинство обеих моделей с учетом чистоты нашего бензина.Видели бы вы этотузел в разрезепосле 30 тыс. км!Легкие курильщикана сигаретной пачкеи те более привлекательны. На «Калине»с мотором 11183натяжение ремняГРМ проверяетсяпо старинке – усилием пальцев приповороте ведущейветви ремня на 90°.Часть «грант» тожекомплектуетсятакими моторами. В правом бачкерадиатора «Гранты»предусмотренудобный краникдля слива охлаждающей жидкости.Сливная пробкана блоке цилиндровна прежнем месте –правее масляногощупа. Позаимствованный у «Тииды»автомат отличаетудобный щупс фиксатором.На «Гранте» он расположен не стольдоступно, какна японской модели: мешает корпусвоздушного фильтра. Но это не критично. Абсолютнонеприемлемое дляроссийских условийрешение: шкивыи ремень ловятгрязь с дороги,оттого изнашиваются, поэтому приводтребует периодической регулировки.Но на «Гранте» онане предусмотренаконструктивно. Чтобы добратьсядо регулировкиручника, снимаемзащитный экранрезонатора и смещаем его вперед.При сборке установите весь крепежчетко в прежнейпоследовательности.232 За рулем 11/2012228.230.232.234_Granta TO.indd 23205.10.2012 15:52:04 | ТЕСТ-РЕМОНТLADA GRANTA Чтобы снятькрышку секцииближнего-дальнегосвета, нажмитевниз на этот отросток. На 8‑клапанном моторедоступ отличный,а на 16‑клапанномлишь немногимхуже. С «Калиной»не сравнить.ОЦЕНКА ТРУДОЕМКОСТИ ОБСЛУЖИВАНИЯ*Замена масла в двигателе**Чуть более удобная крышкамаслозаливной горловины.Замена воздушного фильтра Ничего не изменилось: крепление крышки так и осталось на четырех саморезах.Замена свечей зажиганияВсе по-прежнему: на восьмиклапаннике загрязняются свечные колодцы,а на 16‑клапанном моторе легко уронить и потерять болты крепления катушек.Замена поликлинового ремня Нет. В правомуглу – бачок омывающей жидкости.Благодаря новойформе он не мешаетзамене ламп в правой фаре. Пальцамиза колбу лампы Н4не хвататься!Менее продуманная нештатнаясиловая защита моторного отсека.Отсутствует натяжитель, генераторзакреплен на блоке без возможностисмещения.Замена ОЖ двигателяУдобная пробка-барашек,не нужен инструмент.Сложно уловить широко стекающийпоток.Замена масла в КП***Предусмотрен автомат. Заменитьмасло в нем не сложнее, чемв МКП.Слегка затруднен доступ к щупу АКП.Замена тормозных колодок Все по-прежнему: так и остался доморощенным крепеж экрана резонатора.Замена салонного фильтраНе выявлено. Наконец-то присмене ламп в фонарях можно обойтисьбез инструмента. Правую накладку «жабо» сложнеезаправить за отбортовку крыла.Замена ламп в головных фарахОтличный доступ независимоот конфигурации двигателя. Нет.Замена аккумулятора (или снятие-установка)Доступ к креплению клеммостался столь же удобным.Сбоку обосновался дополнительныйблок предохранителей, его крышкулегко раздавить.Замена ламп в фонаряхОтличный доступ. Для заменылампы подсветкиномера «Гранты»нужна крестоваяотвертка,а на «Калине»достаточно поддетьрассеиватель.Первый вариантотличаетсячуть лучшейгерметичностью. Салонныйфильтр как стоялв неудачном месте,так там и остался.Основная сложность – вынутьзащитный экран,не сломав егона морозе, и не растерять закладныепластины саморезов.Карманы в обивке багажникамогли бы сделать симметричнымиотносительно изнанок фонарей.*В сравнении с «Ладой-Калина», трудоемкость обслуживания которой условно оцененав четыре балла по пятибалльной шкале (ЗР, 2008, № 9). Впервые в материалах этой рубрикиотошли от привычной системы оценок, сравнив очередную легковушку не с «Приорой»,а с «Калиной».**С учетом одинаковой конфигурации двигателей.***Вне зачета, АКП на «Калине» не предусмотрена.Игорь Козлов: «Легкостью замены лампочек «Гранта» произвела приятное впечатление, это безусловный шаг навстречупотребителю. Еще шаг – внедрение простого и добротногоавтомата. Но с приводом генератора завод дважды шагнулназад. В общем в плане ремонтопригодности своих моделейАВТОВАЗ пока топчется на месте».Благодарим компанию «Техинком-Авто»на улице Кулакова в Строгине (Москва) за содействиев подготовке материала.234 За рулем 11/2012228.230.232.234_Granta TO.indd 23405.10.2012 15:52:07