ГРУЗОВИКИ | ЛИАЗУ 75 ЛЕТГОРОДСКОЙ РОМАНСОдин из крупнейших российских автобусных заводов отмечает юбилей, дав повод Сергею Канунниковувспомнить самые яркие эпизоды своей истории.Это предприятие никогда не числили гигантом. Но по автобусным меркам завод совсемне заштатный – в лучшие времена строил до 10 000 машин в год.Вряд ли можно было найти в СССРкрупный город, где бы не работалимашины, построенные в Подмосковье. А началось все совсем прозаичнов 1937-м, когда в городе ЛикиноДулёво основали предприятие по облагораживанию древесины (кстати,неподалеку от куда более знаменитогов былые времена фарфорового завода).С 1945 года завод числился механическим и выпускал электропилы, нехитрые станки, лебедки. Именно сюдас перегруженного московского Заводаимени Лихачева в конце 1950-х передали производство городских автобусов ЗИЛ-158. Планировали, кстати,и междугородные ЗИЛ-127, но в итогеих просто перестали выпускать.Едва освоив свой первый автобус,ликинцы принялись за разработкуперспективных моделей. Конечно,не все они стали серийными, но завод, ЛиАЗ(ЗИЛ)-158 выпускали с 1959 по 1970 год. Девятиметровую машину оснащали 109-сильной «шестеркой» объемом 5,55 л. Механическаяпятиступенчатая коробка передач получила синхронизаторы лишь в 1961-м. Всего 158-х построили 62 290 штук. Несколько прототипов ЛиАЗ-Э676 создали уже в 1961 и 1962 году. Ониполучили новый 150-сильный мотор V8 марки ЗИЛ-130, гидроусилительруля, иные, перспективные агрегаты и лишь чуть модернизированныйкузов. Совсем скоро решили проектировать абсолютно новую модель. Первый в СССР сочлененный автобус (машины с прицепами не в счет)тоже построили в Ликине. Для модели ЛиАЗ-5Э676 длиной 15,5 м150-сильный мотор оказался явно слаб. Поэтому к подобной конструкциинаша промышленность вернулась лишь через десятилетия. Знаменитый, самый массовый в историизавода ЛиАЗ-677 выпускали три десятка лет:с 1967 по 1996 год. Машину отличали передовые дляСССР двухступенчатая гидромеханическая трансмиссия,подвески на пневмобаллонах, трехрядная планировка салона,увеличивающая вместимость, большая накопительная площадка сзади. Прототипы, созданные совместно с НАМИ, появились ужев 1962-м, первые 11 автобусов опытно-промышленной партии построилив 1967-м. Всего собрали 194 197 машин полутора десятка модификаций. Около7000 автобусов отправили на экспорт.276 За рулем 11/2012276.278_LiAZ.indd 27605.10.2012 17:03:24 | ЛИАЗУ 75 ЛЕТ Экскурсионных автобусов ЛиАЗ-677Вс 37 посадочными местами и одной пассажирской дверью спереди сделали очень немного. К первому в своей истории заднемоторному автобусу ЛиАЗ-5256 заводшел долго. Ранние прототипы, созданные совместно с львовским Всесоюзнымконструкторско-экспериментальным институтом (ВКЭИавтобуспром) и заводом «Икарус»,появились уже в 1980-м. Промышленнуюпартию из 14 машин собрали лишь в 1985 году.Автобус с тремя пассажирскими дверями оснащали 195-сильным дизелем КамАЗ. Модельв сильно модернизированном виде, с различными силовыми агрегатами, во множествемодификаций строят по сей день. Одно из последних достижений ЛиАЗа – электробус вместимостью 90 человек. Двенадцатиметровая машина модели 6274с литиево-ионными аккумуляторами и электромотором в 90 кВтимеет запас хода 200 км. Для полной зарядки требуется 6,5 ч. Единственный прототип ЛиАЗ-677П (перронный) для аэропортов с четырьмяпассажирскими дверями и салоном на 110 пассажиров построили в 1974-м. ЛиАЗ-5930 – передвижная телевизионная станция (ПТС) «Магнолия». Подобныемашины, в том числе для цветного телевидения, на базе модели 677 собиралис 1976 по 1983 год.возникший как дочерний, на протяжении последующих 50 лет часто и справедливо упоминали в связи с передовыми для страны конструкциями.Трудно встретить соотечественника, родившегося в ХХ веке и хоть разне ездившего на ЛиАЗе, ведь до нашихдней предприятие построило более285 000 машин. Многие россияне ездятна автобусах этой марки и сегодня, ведьзавод живет и развивается. Ну а старыеавтобусы уже становятся предметомреставрации и музейного хранения.Вполне по праву.278 За рулем 11/2012276.278_LiAZ.indd 27805.10.2012 17:03:26