246
247
АНТИФРИЗЫРЕМОНТ и СЕРВИС | МАСТЕРСКАЯКОМУ МОРОЗНЕ СТРАШЕННаивно думать, что трескучий мороз избавляет от проблем с охлаждением двигателя, особенно на старой машине, убеждает Анатолий Вайсман.Зимой риск «вскипятить» двигатель вроде бы меньше. При движении с малой нагрузкой по хорошей дороге он на высшей передаче порой даже недогревается, заставляя укрывать радиатор от чрезмерногообдува – иначе работает неоптимально,с повышенным расходом топлива, к тому же в машине будет холодно. Однакосильно нагруженный двигатель требует полно­ценного охлаждения. А оно зависит от множества факторов. Скажем,от состояния самого мотора, количестваи качества жидкости в системе, скоростиее циркуляции, степени засорения магистралей и радиатора, исправности термостата и помпы… Даже в сильный мороз мотор можно перегреть! Вот машинасъехала с шоссе на заметенный снегомпроселок и забуксовала, мотор ревет, водила нервничает, газует… Тут и горячаяпечка – слабое утешение.Именно потому, что отклонениятемпературы двигателя от оптимальнойвредны в принципе, роль жидкостныхсистем охлаждения трудно переоценить.Поначалу они делали жизнь автомобилистов крайне хлопотной. Вода – отличный теплоноситель, но только не в мороз. Объем килограмма льда примернона 10% больше объема килограммаводы, так что мотор и радиатор, оставленные с нею на морозе, гарантированно погибают. Покидая машину надолго,наши деды воду сливали, а перед пускомзаливали ведро кипятку.В юности из окна студенческого общежития я часто наблюдал, как армадыавтобусов в соседнем парке ночи напролет насыщали морозный воздух едкойгарью от заведенных моторов. Нет бызаливать в двигатели что-то незамерза­ющее, дабы не мучить их круглосуточнои не жечь зря топливо! Но нашим дедамтак было проще. Вообще же, этот вопросне нов. В двадцатые годы в качествеохлаждающей жидкости использовалиглицерин. Поговаривают, дело доходилои до сахарного сиропа с медом.Так что же такое антифриз?С течением времени в ведущих автомобильных державах прочно утвердилисьохлаждающие жидкости на основе эти-ленгликоля – многоатомного спирта.Их и назвали антифризами. Любопытно, что 100‑процентный этиленгликоль (ЭГ) начинает кристаллизоватьсяпри –12,6 ºС, но по мере разбавленияводой эта температура падает! Наиболеестойкая к морозу (до –75 ºС) смесь содержит около 67% ЭГ и 33% воды (придальнейшем увеличении доли Н2О температура замерзания повышается).Коэффициент объемного расширения антифриза при нагревании ощутимобольше, чем у воды, что сделало необходимыми так называемые расширительные бачки. А вот при замерзании он,в отличие от воды, свой объем не увеличивает и разрушением двигателюне грозит. При кристаллизации образуетне сплошной лед, а кашицу.Этиленгликолевый антифриз оченьнеравнодушен к металлам – с удовольствием «ест» железо, алюминий, латуньи т. д. Умеряют его аппетит добавлениемингибиторов коррозии. Еще один минус – вспенивание при работе. Доводяантифриз до товарной кондиции, производители вводят в него целую гамму  Если шланг отопителя забит герметиком,внутри машины будет холодно всегда!  Пробка радиатора со штуцером удобнадля проверки герметичности системы.присадок. А завершает дело добавкакрасителя. При утечке яркая окраскажидкости поможет найти место повреждения, а заодно уменьшает еще одинриск: ЭГ-антифриз очень ядовит – дляпереселения в мир иной достаточнопринять каких-то 35 граммов. И народэто знает не понаслышке.Цвет антифриза за время эксплуатации может меняться. Обычно онбледнеет, но рабочие качества от этогоне зависят. Вот если побуреет, дело худо:значит, идет сильная коррозия рубашкиохлаждения. Возможно, присадки разложились либо изначально их было мало. А так как теплопроводность окисловнизка, поврежденные коррозией блокцилиндров и головка сильнее нагреваются. А отложения внутри радиатораи помпы довершают «картину маслом».Если в антифриз прорываются раскаленные отработавшие газы, он тожетемнеет. Тогда в расширительном бачкепоявляются пузыри и пахнет из негоотнюдь не фиалками. Теплоотвод опятьтаки ухудшается, к тому же газы дополнительно подогревают антифриз. Егозаменой такую проблему не решить, необходим срочный ремонт двигателя.Сроки замены антифриза указаны в сервисной книжке. Эксплуатацияпросроченного продукта грозит тем,что на стенках рубашки охлажденияоткладывается еще и накипь. При толщине хотя бы 0,2 мм она существенноухудшает тепловой режим. Как с нейбороться? В продаже немало средств.Но в этих эликсирах кислоты, и не факт,что вместе с удаленным шламом не придется выкинуть и неожиданно прохудившийся радиатор.«Хладотекучесть» антифриза –неприятное свойство. В горячем состоянии никаких признаков протечкипорой не найдешь, а в холодное времяпод стылой машиной невесть откударасплывается пятно! В таком случае полезно осмотреть все стыки патрубков,а то и на ощупь проверить. Вот толькоудастся ли найти течь? Тогда останетсяодно – опрессовать систему охлаждения. В старую пробку радиатора илирасширительного бачка встраиваем246 За рулем 11/2012246-0247(1_2V)_Tosol.indd 24605.10.2012 17:03:34 На правах рекламысосок от камеры и закачиваем в систе­му воздух под избыточным давлени­ем – но не более 2 бар, чтобы не раз­рушить ее. Очень важно, чтобы приэтой процедуре мотор был совершеннохолодный.Для герметизации магазиныпредлагают немало чудодейственныхжидкостей. Недавно мой знакомый,обнаружив непонятную утечку тосола,молниеносно «победил» ее рекламиру­емым средством. Но почему теперь чащестал включаться вентилятор? Оказы­вается, такие препараты, обволакиваядетали системы пленкой, плохо прово­дящей тепло, мешают как его отводу, таки передаче от жидкости к радиатору.Еще смешней другая история: послегерметизации системы клиент замерз –остыл отопитель. Виновница – пробкав патрубке радиатора. Объяснили кли­енту, что добавлять это снадобье следо­вало при открытом кране отопителя.Отечественные патрубки систе­мы охлаждения зачастую подводят дажена сравнительно молодых машинах.Менять их поодиночке не рекомендую:ведь если потек один, за ним последуюти другие. Лучше обновлять все скопом,причем вместе с хомутами.Тосол – что это? Обычный эти­ленгликолевый антифриз, только отече­ственного разлива. Был разработанв ГосНИИОХТ в 1971 году, в связи с пу­ском Волжского автозавода, и получилназвание «тосол». Первые три буквы –аббревиатура от «технологии орга­нического синтеза», окончание «ол»указывает на спиртовую природу. Про­изводится и поныне, хотя за рубежомдавно появились антифризы, по многимпозициям его превосходящие. Это, на­пример, карбоксилатные, гибридныеи иные продукты с современными при­садками, значительно удлиняющимисрок замены. Производятся антифризыи на основе пропиленгликоля. Их ток­сичность незначительна, а теплопровод­ность выше, чем у тосолов. И хотя онинамного дороже, экологи за них горой!Можно ли разбавлять тосолыводой? Если в разумных пределахи дистиллированной водой, то мож­но. Но проверять результат следуетне на глаз, а отслеживая изменениеплотности раствора ареометром. В ава­рийных же случаях берите воду хотьиз канавы, но долго ездить так, тем бо­лее в мороз, не стоит. Причины мы ужерассмотрели.Смешивать антифризы разныхмарок, от разных производителей,сделанные по разным ГОСТам как ми­нимум неразумно. Рискуете не только«усугубить портвейном», но и запростоотравиться. Впрочем, это я о машине,господа.За рулем 11/2012 247246-0247(1_2V)_Tosol.indd 24705.10.2012 17:03:35