АНТИФРИЗЫРЕМОНТ и СЕРВИС | МАСТЕРСКАЯКОМУ МОРОЗНЕ СТРАШЕННаивно думать, что трескучий мороз избавляет от проблем с охлаждением двигателя, особенно на старой машине, убеждает Анатолий Вайсман.Зимой риск «вскипятить» двигатель вроде бы меньше. При движении с малой нагрузкой по хорошей дороге он на высшей передаче порой даже недогревается, заставляя укрывать радиатор от чрезмерногообдува – иначе работает неоптимально,с повышенным расходом топлива, к тому же в машине будет холодно. Однакосильно нагруженный двигатель требует полноценного охлаждения. А оно зависит от множества факторов. Скажем,от состояния самого мотора, количестваи качества жидкости в системе, скоростиее циркуляции, степени засорения магистралей и радиатора, исправности термостата и помпы… Даже в сильный мороз мотор можно перегреть! Вот машинасъехала с шоссе на заметенный снегомпроселок и забуксовала, мотор ревет, водила нервничает, газует… Тут и горячаяпечка – слабое утешение.Именно потому, что отклонениятемпературы двигателя от оптимальнойвредны в принципе, роль жидкостныхсистем охлаждения трудно переоценить.Поначалу они делали жизнь автомобилистов крайне хлопотной. Вода – отличный теплоноситель, но только не в мороз. Объем килограмма льда примернона 10% больше объема килограммаводы, так что мотор и радиатор, оставленные с нею на морозе, гарантированно погибают. Покидая машину надолго,наши деды воду сливали, а перед пускомзаливали ведро кипятку.В юности из окна студенческого общежития я часто наблюдал, как армадыавтобусов в соседнем парке ночи напролет насыщали морозный воздух едкойгарью от заведенных моторов. Нет бызаливать в двигатели что-то незамерзающее, дабы не мучить их круглосуточнои не жечь зря топливо! Но нашим дедамтак было проще. Вообще же, этот вопросне нов. В двадцатые годы в качествеохлаждающей жидкости использовалиглицерин. Поговаривают, дело доходилои до сахарного сиропа с медом.Так что же такое антифриз?С течением времени в ведущих автомобильных державах прочно утвердилисьохлаждающие жидкости на основе эти-ленгликоля – многоатомного спирта.Их и назвали антифризами. Любопытно, что 100‑процентный этиленгликоль (ЭГ) начинает кристаллизоватьсяпри –12,6 ºС, но по мере разбавленияводой эта температура падает! Наиболеестойкая к морозу (до –75 ºС) смесь содержит около 67% ЭГ и 33% воды (придальнейшем увеличении доли Н2О температура замерзания повышается).Коэффициент объемного расширения антифриза при нагревании ощутимобольше, чем у воды, что сделало необходимыми так называемые расширительные бачки. А вот при замерзании он,в отличие от воды, свой объем не увеличивает и разрушением двигателюне грозит. При кристаллизации образуетне сплошной лед, а кашицу.Этиленгликолевый антифриз оченьнеравнодушен к металлам – с удовольствием «ест» железо, алюминий, латуньи т. д. Умеряют его аппетит добавлениемингибиторов коррозии. Еще один минус – вспенивание при работе. Доводяантифриз до товарной кондиции, производители вводят в него целую гамму Если шланг отопителя забит герметиком,внутри машины будет холодно всегда! Пробка радиатора со штуцером удобнадля проверки герметичности системы.присадок. А завершает дело добавкакрасителя. При утечке яркая окраскажидкости поможет найти место повреждения, а заодно уменьшает еще одинриск: ЭГ-антифриз очень ядовит – дляпереселения в мир иной достаточнопринять каких-то 35 граммов. И народэто знает не понаслышке.Цвет антифриза за время эксплуатации может меняться. Обычно онбледнеет, но рабочие качества от этогоне зависят. Вот если побуреет, дело худо:значит, идет сильная коррозия рубашкиохлаждения. Возможно, присадки разложились либо изначально их было мало. А так как теплопроводность окисловнизка, поврежденные коррозией блокцилиндров и головка сильнее нагреваются. А отложения внутри радиатораи помпы довершают «картину маслом».Если в антифриз прорываются раскаленные отработавшие газы, он тожетемнеет. Тогда в расширительном бачкепоявляются пузыри и пахнет из негоотнюдь не фиалками. Теплоотвод опятьтаки ухудшается, к тому же газы дополнительно подогревают антифриз. Егозаменой такую проблему не решить, необходим срочный ремонт двигателя.Сроки замены антифриза указаны в сервисной книжке. Эксплуатацияпросроченного продукта грозит тем,что на стенках рубашки охлажденияоткладывается еще и накипь. При толщине хотя бы 0,2 мм она существенноухудшает тепловой режим. Как с нейбороться? В продаже немало средств.Но в этих эликсирах кислоты, и не факт,что вместе с удаленным шламом не придется выкинуть и неожиданно прохудившийся радиатор.«Хладотекучесть» антифриза –неприятное свойство. В горячем состоянии никаких признаков протечкипорой не найдешь, а в холодное времяпод стылой машиной невесть откударасплывается пятно! В таком случае полезно осмотреть все стыки патрубков,а то и на ощупь проверить. Вот толькоудастся ли найти течь? Тогда останетсяодно – опрессовать систему охлаждения. В старую пробку радиатора илирасширительного бачка встраиваем246 За рулем 11/2012246-0247(1_2V)_Tosol.indd 24605.10.2012 17:03:34 На правах рекламысосок от камеры и закачиваем в систему воздух под избыточным давлением – но не более 2 бар, чтобы не разрушить ее. Очень важно, чтобы приэтой процедуре мотор был совершеннохолодный.Для герметизации магазиныпредлагают немало чудодейственныхжидкостей. Недавно мой знакомый,обнаружив непонятную утечку тосола,молниеносно «победил» ее рекламируемым средством. Но почему теперь чащестал включаться вентилятор? Оказывается, такие препараты, обволакиваядетали системы пленкой, плохо проводящей тепло, мешают как его отводу, таки передаче от жидкости к радиатору.Еще смешней другая история: послегерметизации системы клиент замерз –остыл отопитель. Виновница – пробкав патрубке радиатора. Объяснили клиенту, что добавлять это снадобье следовало при открытом кране отопителя.Отечественные патрубки системы охлаждения зачастую подводят дажена сравнительно молодых машинах.Менять их поодиночке не рекомендую:ведь если потек один, за ним последуюти другие. Лучше обновлять все скопом,причем вместе с хомутами.Тосол – что это? Обычный этиленгликолевый антифриз, только отечественного разлива. Был разработанв ГосНИИОХТ в 1971 году, в связи с пуском Волжского автозавода, и получилназвание «тосол». Первые три буквы –аббревиатура от «технологии органического синтеза», окончание «ол»указывает на спиртовую природу. Производится и поныне, хотя за рубежомдавно появились антифризы, по многимпозициям его превосходящие. Это, например, карбоксилатные, гибридныеи иные продукты с современными присадками, значительно удлиняющимисрок замены. Производятся антифризыи на основе пропиленгликоля. Их токсичность незначительна, а теплопроводность выше, чем у тосолов. И хотя онинамного дороже, экологи за них горой!Можно ли разбавлять тосолыводой? Если в разумных пределахи дистиллированной водой, то можно. Но проверять результат следуетне на глаз, а отслеживая изменениеплотности раствора ареометром. В аварийных же случаях берите воду хотьиз канавы, но долго ездить так, тем более в мороз, не стоит. Причины мы ужерассмотрели.Смешивать антифризы разныхмарок, от разных производителей,сделанные по разным ГОСТам как минимум неразумно. Рискуете не только«усугубить портвейном», но и запростоотравиться. Впрочем, это я о машине,господа.За рулем 11/2012 247246-0247(1_2V)_Tosol.indd 24705.10.2012 17:03:35