250
251
БЕЗОПАСНОСТЬ | ПЕШЕХОДНЫЙ ПЕРЕХОДВАС НЕ ВИДНО!В течение года мы несколько раз писали о проблемах пешеходныхпереходов. Но простой эксперимент нагляднее любой статьи.Результаты обобщил пешеход (он же водитель) Сергей Смирнов.МЕНЯЕМ ПРАВИЛАВ августовском номере ЗР выступилс рядом инициатив. Одно из предложений касалось перспективных измененийв ПДД. Сейчас правила разрешаютоставлять автомобиль сразу за зебройи запрещают парковаться ближе 5 мперед ней. Мы предлагаем запретитьстоянку и остановку ближе 10 м переди за пешеходным переходом в населенных пунктах, а вне населенных пунктов – ближе 50 м. Чтобы обосноватьнаше предложение, мы отправилисьна Дмитровский полигон.Задача была поставлена следу­ющая.На небольшом участке моделируемситуацию, когда автомобиль припаркован сразу за пешеходным переходом(как разрешено сейчас) и в 10 м от него(как предлагаем мы). При этом из-заприпаркованной машины будет выходить пешеход. Сможет ли водительвовремя его заметить, чтобы избежатьнесчастья? А сам пешеход – видит липриближающийся транспорт?На полигоне нарисовали участокпроезжей части из четырех полосс пешеходным переходом. Ширина каждой полосы 3 м, перехода – 4 м. Автомобиль, на котором водитель долженвысматривать пешеходов, установилина расстоянии 40 м: мы учитывали, чтоостановочный путь на сухом асфальтепри торможении со скорости 60 км/чсоставляет примерно 37 м.Поехали!Водитель: «Приближаюсь к переходу, вижу неподвижныйавтомобиль слева. Впереди идущая машина не тормозит, пешеходов не видно. Можно спокойно проезжать через переход».Пешеход: «Машин слева нет, справа из-за припаркованногоавто ничего не видно. Выхожу на зебру. Приближающийсятранспорт справа увидел, когда пересек одну полосу движенияпочти целиком!».Водитель: «Вижу переход. Автомобиль впередине снижает скорость и не тормозит. Справа пешеходов не видно. Можно проезжать переход…Стоп! На противоположном конце зебры пешеход!Снижаю скорость».Пешеход: «Подхожу к переходу. Слева никого,справа вижу два автомобиля. Первый проезжаетпереход, второй снижает скорость. Меня увиделии пропускают. Можно идти».Ситуация однозначно опасная! Конечно, ПДД требуютот водителя при приближении к переходу снизитьскорость, чтобы убедиться в отсутствиипешеходов. А пешеходы,в свою очередь, обязаныубедиться, что их пропускают. В нашей ситуацииприпаркованная машина – реальная угроза дляпешехода. Тот не видитприближающийся автомобиль, водитель которого,в свою очередь, не можетзнать, что в следующуюсекунду на дороге появится человек… Такого бытьне должно!В этом случае обзор и для водителей, и дляпешехода отличный. Правда, не понравиласьнемного запоздалая реакция водителяна пешехода. Ведь всё вниманиеобращено на полосы по ходудвижения. Поэтомуустановка светофоровна многополосныхдорогах (строительство подземных илинадземных переходов) – единственноправильное решение,которое поможетокончательно снятьпроблему.250 За рулем 11/2012250-251(1_3V)_perehod Smirnov.indd 25005.10.2012 15:30:07 На правах рекламыВодитель: «Впереди переход. Справа никого, слева припаркованный автомобиль. Пешеходовне видно. На всякий случай сбавлю скорость».Пешеход: «Слева дорога свободна. Справа ничего не видно из-за стоящей машины. Выхожуна зебру, пытаюсь посмотреть направо…»И в этом случае великавероятность трагедии.Пешеходу нужно дойтипочти до середины дороги,чтобы увидеть автомобильсправа. Да и водитель заметил пешехода в опаснойблизости. Не должны возникать ситуации, когда кто-тоиз участников движенияне может заблаговременноубедиться в безопасностисвоих действий!Водитель: «На зебре никого. Слева стоит машина. Можно проезжать… Нет, опасность! За непо­движным авто стоит пешеход».Пешеход: «Подхожу к зебре. Слева никого, справа едет машина. Потихоньку выхожу на переход.Авто справа скорость не снижает. Ничего, подожду… Ага, все-таки заметил! Перехожу дорогу».На узкой двухполоске расстояние от припаркованной машины до перехода в 10 м не такое безопасное, как на четырехполосной. Тем не менее пешехода можно заметить раньше. Бесспорный плюсэтой ситуации – открытый обзор для пешехода: правую часть дороги ему никто не закрывает.ЭКСПЕРИМЕНТ ПОДТВЕРДИЛ ПРАВИЛЬНОСТЬ НАШЕЙИНИЦИАТИВЫ: ПРАВИЛА ОСТАНОВКИ И СТОЯНКИАВТОМОБИЛЕЙ У ПЕШЕХОДНЫХ ПЕРЕХОДОВ НУЖНОМЕНЯТЬ!250-251(1_3V)_perehod Smirnov.indd 25105.10.2012 15:30:10