СПОРТ | КОЛЬЦЕВЫЕ ГОНКИ RRCДОКЕЛДАзировалиC модерни –TTRюиреВесной серию RRCновали в с nship.емиере пиioиcing ChampRussian Ra ие перемены и итогшдеПроизош России осмыслилюриначемпионата овьев. Фото Юрия ТнСергей Зи олышева. Гяири Григо240 За рулем 12/2012240-243_RRC12.indd 24007.11.2012 17:24:32 АЛАЕДИ ОДаов! Это былосемь этап, чтотоа наявксерьезная за ане двинулосьстрней«кольцо» в Или, по край.емътна подтяхорыелюди, котомере, естьдвинуть.ованныеи могут егое запланирвсьедИ втная точяироялись. Пстсотыарстутного врее долгого смстартовность послеирасписанагдко,иенмна и никтоо ходу сезоменялось по пройдетькзнал, сколе нееанрзаВвершится.да турнир загонок и ког пилотам, и болельоиЭто мешалсомнения,не всякого, ви,мщикаидением.евлтву с тесотрудничес альные этапы,врИсчезли и а енировки и боевыетрн светона которыхивали в оди вующаяскивтстзаездыйдеааль, однвой день. Ж осталась в стороне:жетрасса все е долгихгонку послпитерскуюв Смоперенеслимоленскоепереговоров«С,омм образленск. Такики и окаяло три гоннирпо»ьцколованным.ым востребзалось самородскоми на «Нижег oscowДве прошлMа н –однойкольце», по се «Казань-Ринг»асRaceway, тр осковном Мячкове.ми АДМ в под рганизационномУспех? В осделали.. Обещали –томсмысле – дав т уважение, онсорам.Это внушаеспмыьнциалчисле потен атериального, зримтооогакА к?) прогрессаительскогозрилмого (иЗа рулем 12/2012 241240-243_RRC12.indd 24107.11.2012 17:22:40 | КОЛЬЦЕВЫЕ ГОНКИ RRCкольцевых гонок пока не наблюдается.Лично у меня еще весной были сомнения: не многовато ли восьми этапов длянашей вечно после- и предкризиснойстраны? Все-таки, при том что почтивсе классы вполне бюджетные, суммарные расходы на участие довольновелики. И, как обнаружилось, дажевполне благополучные команды старались (а иногда так выходило самособой) сократить число выступлений.Может, как раз из-за размахасерии особого прироста участников не наблюдалось (хотя и меньшене стало, несмотря на синхронныйуход нескольких ветеранов). А вотгеография пилотов существенно расширилась – активизировался СанктПетербург, присоединились к кольцевому движению Кострома, Чебоксары,Владимир, больше половины этаповпроехал рижанин Янис Хореликс,гонщик из Казахстана стал призеромсерии. Кстати, не исключено, чтона развитие RRC повлияет экспансияпилотов из бывшего СССР. Все-такитрасс хорошего уровня «там у них»немного.Напомню, во всем цивилизованном мире большинство кольцевых гонщиков – бывшие картингисты. А у насэтот переход по-прежнему происходитнечасто. Преграда, думается, в том, чтов российских кольцевых гонках малокрепких, долгоиграющих, устойчивыхкоманд, заинтересованных в привлечении молодых талантливых пилотов.Команд, построенных по мировомуобразцу, хорошо экипированных,с собственными пресс-службой и сайтом в Интернете, работающих со спонсорами. Нефтяники, аккумуляторщики,автодилеры, ау! Посчитайте, сколькораз надпись, скажем, Santander попадает в кадр на протяжении трансляцииГран-при! А ведь гоночная команда приправильной постановке дела еще и прибыль приносит.Вряд ли это правильная мысль –собрать абсолютно всю кольцевую технику под одной вывеской, как сделаносейчас. На какой-то момент, возможно,так удобнее и полезнее. Но ни в однойстране мира такие всеобъемлющиесерии, как правило, не выживают.Самые успешные приходят к схеме:один ударный, зрелищный класс машинплюс пара поддерживающих.Очевидно, вся эволюция RussianRacing Championship еще впереди.И в итоге, скорее всего, получитсясерия, объединяющая три-четырекласса машин (как было давнымдавно). Но это будут полноценныезаезды, 25–30 машин на старте,дюжина претендентов на подиум. Покадо этого далеко.СЕБЕ НА УМЕМашинки класса «Леджендс»формально тоже причисленык RRC, но в реальности продолжали жить своей жизнью.Посещали не все этапы, норовили укатить куда-то в сторону. Например, совершиливыезд аж в Грузию на давнозаброшенную, а ныне отреставрированную трассу«Рустави». Руку к ее возрождению приложил, кстати, создатель автодрома «Москва»в Мячкове и куратор класса«Леджендс» Шота Абхазава.Он же был одной из самыхзаметных фигур на гоночных трассах, уступая по ходусезона лишь экс-чемпиону страны Виктору Шайтару.ОПОЗДАВШАЯ «РОССИЯ»Формула-«Россия», в сущности, на сценутак и не вышла. Дебют сильно запоздализ-за таможенных проволочек с машинами.Провели лишь показательные гонки –на полноценную участников не накопилось.Перспективы единственного в странеформульного класса пока туманны, хотяфинансовая сторона проекта выглядитДИТЯ БЕЗ БУДУЩЕГО?Национальные чемпионаты «Гран Туризмо»есть во многих странах, но чаще в форматедлинных гонок на выносливость. Результаты попыток вытащить GT на российскуюарену пока не впечатляют: машины разношерстные, вдобавок их слишком мало,чтобы получилось зрелище. Борьбы в гонкахпочти не было, многие экипажи стартовалипривлекательно. За разумную арендную плату пилот получает современнуюитальянскую машину с обслуживаниеми доставкой к трассе на весь сезон. Юнымгонщикам полезно сезон-другой потренироваться на такой дома: выйдет дешевле,чем начинать формульную карьеру сразув Европе. Благо трассы европейского уровняу нас теперь есть.от случая к случаю. По сути, в этом классене удалось даже подвести внятные итогисезона. Ожидать, что через год-другойучастников здесь существенно прибавится,наверное, наивно. Все-таки техника не самаядешевая, обслуживать ее тоже дорого,а у нас и бюджетные классы еле дышат.С большей вероятностью зачет GT плавносойдет на нет. Рады будем ошибиться.242 За рулем 12/2012240-243_RRC12.indd 24207.11.2012 12:09:12 МАССОВИКИ-ЗАТЕЙНИКИСамый интересный состав участников, как ни странно,в классе «МитДжет». Да и по числу их оказалось большевсех – почти 30 пилотов получили зачетные очки. Десятокиз них выступали постоянно, на всех этапах. Виктор Шайтар,Андрей Радошнов, Дэвид Маркозов – имена известные.Фактически и по изначальной идее это класс машин длялюбительских гонок, но не исключено, что со временемстанет вполне профессиональным. Мощность 150 л.с. – каку прилично заряженных «калин». И благодаря малой массе(520 кг) получается неплохая динамика.ОДИН В ПОЛЕВторой сезон одинокого «Рено» в зачете «Национальный» такжене принес заметного успеха. Пожалуй, «Логан» стал чуть быстрееи надежней, но его законное место на финише в компании«калин» – около пятого. Построивший машину Евгений Мейтесзавершил чемпионат одиннадцатым. Не пропусти он два этапа,наверняка поднялся бы повыше. А вообще, странно, что никтобольше не пытается внедрить иномарки в «Национальный», ведьподходящих моделей в России выпускают ныне немало. Жизньне раз показывала, что при прочих равных условиях они превосходят продукцию исконно отечественного автопрома.СЕРИЯ RRC, итоги«Туринг»(чемпионат России, 16 участников)1. А. Фролов (Оренбург, БМВ‑320)2. Д. Добровольский (Москва, БМВ‑320)3. Н. Карамышев (Курск, «СЕАТ-Леон»)«Супер-Продакшн»(Кубок России, 12 участников)1. В. Кричевский(Санкт-Петербург, «Хонда-Сивик»)2. А. Артюшин (Москва, «Рено-Клио»)3. М. Раев (Химки, «Хонда-Сивик»)«Туринг-Лайт»(чемпионат России, 11 участников)1. М. Грачев (Омск, «Форд-Фиеста»)2. В. Мезенцев (Тольятти, «Лада-Калина»)3. В. Шешенин (Тольятти, «Лада-Калина»)ПРИЦЕЛ НА ЗАВТРАКоманда «Лукойл Рейсинг» весь сезонпосвятила адаптации «Гранты» под класс«Туринг», несмотря на ощутимый проигрыш в мощности. Сначала затея выглядела как авантюра. Затем стало известно,что это начальная стадия проекта, нацеленного на чемпионат мира WTCC. Машинычасто ломались, но прогресс в скоростибыл. Эпизодически удавалось заезжатьна подиумы, а на последнем этапе МихаилКозловский выиграл один заезд! Темне менее оба пилота команды не дотянулись до главных лавров – седьмоеи девятое места по сумме очков. И прямозавтра – в WTCC?«Национальный»(Кубок России, 22 участника)1. В. Шешенин (Тольятти, «Лада-Калина»)2. Н. Гольцова (Ижевск, «Лада-Калина»)3. А. Артемьев (Алматы, «Лада-Калина»)«МитДжет» (Кубок РАФ, 28 участников)1. Д. Маркозов (Москва)2. А. Радошнов (Оренбург)3. С. Трофимов (Москва)За рулем 12/2012 243240-243_RRC12.indd 24307.11.2012 12:09:16