ТЕХНИКА | AUDI В БУДУЩЕМЭЛЕКТРОННЫЙ РАЙКакие только идеи не рождают инженеры, чтобы сберечь окружающую среду, не ущемив человекав комфорте. Всё чаще предлагают ноу-хау, совершенствующие не только конструкцию автомобиля,но и инфраструктуру. За примерами Максим Сачков обратился к специалистам «Ауди».Один из таких шагов – разработка новых видов топлива,позволяющих сократитьвыбросы СО2 . Например, проект «Е-газ» – это не только интересная концепция, но и реальное производство. Завод искусственного метанана севере Германии, в местечкеВертле, почти построен и заработаетв мае 2013-го. До конца года в магистрали поступит 1000 тонн е-газа,при этом переработают 2800 тоннСО2 , который используют как сырье.Этого объема хватит, чтобы полторытысячи автомобилей с ДВС, каждыйиз которых проезжает в среднем15 000 км в год, не добавили в атмосферу ни грамма углекислого газа.Получается искусственный круговорот газов, в котором количествоСО2 остается неизменным. При одномусловии: электричество, необходимое для производства е-газа, должнобыть получено из возобновляемыхГибридные технологии проникают и на гоночные трассы. У «Ауди-R18 e-тронкваттро» 510-сильный дизельный V6 TDI передает крутящий момент (максимум850 Н·м) на задние колеса через 6-ступенчатую коробку в корпусе из сверхлегкогоуглепластика. А переднюю ось дополнительно подкручивает электродвигатель.При торможении он преобразовывает механическую энергию, которая раскручиваетмаховик (до 45 000 об/мин), скрытый кокпитом, в электричество. Когда пилот нажимает акселератор, происходит обратный процесс – механическая энергия маховикапреобразуется в электричество, питающее электродвигатель колес. В результатекратковременно спорткар становится полноприводным. Вращать переднюю осьпомогают еще две сотни «лошадей».Параллельная гибридная установка – это мощностьшестицилиндрового мотора при расходе как у двигателя с четырьмя цилиндрами. Силовой агрегатмощностью 245 л.с., состоящий из 2-литрового TFSI(155 кВт/211 л.с.) и 8-ступенчатого «Типтроника»с электромотором (40 кВт) вместо гидротрансформатора, предписан моделям A6, A8 и Q5. Стремясьрационально расходовать топливо и одновременноподдерживать максимальный комфорт, компрессор кондиционера снабдили электроприводом,а в системе отопления дополнительно установилиэлектротэны. У насоса вакуумного усилителя тормозов электрический привод – чтобы не зависелот отключений двигателя при движении накатом.Производитель утверждает, что эти немаленькиегибридные авто потребляют до 7 л/100 км.1 – маховик; 2 – облегченная6-ступенчатая коробка передач;3 – 3,7-литровый дизельный V6;4 – электродвигатель.184 За рулем 12/2012184-187(2X1_2V)_Audi techday-2012 v2.indd 18406.11.2012 17:06:24 На правах рекламыЭлектрический наддув не только благотворно влияет на экологию, но и смещает пик крутящего момента в сторону низкихоборотов. В результате двигатель быстрее отзывается на педальгаза, улучшается динамика, езда становится удобнее. Новинка,обкатываемая на 3-литровом TDI, сравнима по конструкциии размерам с обычным турбокомпрессором, разве что насосное колесо раскручивает электромотор. Электрокомпрессорустановлен после турбокомпрессора и охладителя воздуха.Перепускной клапан в зависимости от режима двигателяоткрывает путь либо в обход электрокомпрессора, либо черезнего. В последнем случае заряд дополнительно сжимаетсяи в цилиндры попадает больший объем воздуха, а вместес этим растут мощностные показатели. Кстати, новый потребитель использует в основном дармовую энергию, накопленнуюпри рекуперации.1 – мотор-генератор; 2 – топливный бак; 3 – литиево-ионнаябатарея; 4 – высоковольтный кабель; 5 – 12-вольтовый аккумулятор; 6 – высоковольтный распределительный модуль;7 – компрессор кондиционера; 8 – тяговый электромотор; 9 – инвертор; 10 – блок управления электромотором; 11 – зарядное устройство.Для компактных моделей предназначена иная схема – электростанцию на борту возит модель «Ауди-А1 e-трон». Электрическаяустановка мощностью 75 кВт (102 л.с.) под капотом приводитв движение передние колеса, а питание она черпает из литиевоионных батарей емкостью 12 кВт·ч. Когда их заряд ослабевает,на помощь приходит роторно-поршневой двигатель объемом254 см³, установленный в корме и вращающий генератор. Длительные испытания в Германии показали: каждый километр,в зависимости от режима и стиля езды, обходился в 4–7 евро –примерно в полтора-два раза дешевле, чем для бензинового«Ауди-А1 1,4 TFSI».184-187(2X1_2V)_Audi techday-2012 v2.indd 18506.11.2012 17:06:28 | AUDI В БУДУЩЕМисточников, без сжигания топливаи выбросов в атмосферу.Из углекислого газа и воды –не питьевой, а отработанной илиморской – «Ауди» тоже получаетсинтетические дизельное и спиртовое топлива. Проекты получилиназвания «Ауди е-дизель» и «Аудие-этанол». В партнеры автопроизводитель выбрал американскуюфирму «Джоуль» (Joule), котораядавно экспериментирует с этимитехнологиями. Чудодейственное превращение происходит в биореакторепри участии фотосинтезирующихмикроорганизмов, использующихсолнечную энергию для своей жизнедеятельности. Поглощая воду и углекислый газ, бактерии выделяют,в зависимости от строения и химического состава клеток, либо дизельноетопливо, либо спирт. По свойствамтакое горючее не отличается от органического, примесей в нем меньше,что только на пользу двигателю и егосистемам. Вредных веществ при сгорании чистого топлива также выделяется меньше.Судя по разносторонним увлечениям, «Ауди» пытается нащупатьправильный путь, который приведет в экологически чистое будущее.Неплохой способ, если силы и средства позволяют. Но чем совершеннееавтомобиль, тем больше он зависитот инфраструктуры. В частности, дляперехода на новый экологическийуровень нужны ноу-хау в топливной отрасли. Вполне логично, ведьзащита окружающей среды – общаязадача. 1 – 50-литровый бензобак;2 – электронный регулятор понижает давление газа до 5–9 бар;3 – горловина бензобака и заправочный газовый клапан;4 – в баллонах из композитных материалов – метан под давлением 200 бар.«Ауди-А3 Спортбек TCNG» выйдетна рынок уже в 2013 году. Его1,4-литровый TFSI мощностью81 кВт/110 л.с. работает на бензине и искусственном метане.Расход газа составляет около3,6 кг/100 км, запас хода около350 км на метане плюс более700 км на бензине. В химическомреакторепри соединенииводородаи углекислого газавыделяются водаи метан (е-газ). Производители и потребителив энергетической цепочке проекта«Е-газ»: 1 – электричество от возобновляемых источников энергии(например, ветряные и солнечныеэлектростанции); 2 – электролиз; 3 – метанизация; 4 – e-газ используютдля коммунальных нужд и производства; 5 – автомобили заправляюте-газом на обычных газовых колонках. В электролизныхустановках через водупропускают электрический ток. Молекулыводы расщепляютсяна кислород и водород.186 За рулем 12/2012184-187(2X1_2V)_Audi techday-2012 v2.indd 18606.11.2012 17:06:29 На правах рекламыБолее совершенный гибрид Dual-Mode – пока предсерийный образец. Установка мощностью 177 сил на базе модели«Ауди-А1» состоит из 1,5-литрового 3-цилиндрового двигателяTFSI мощностью 95 кВт/130 л.с., 1-ступенчатой коробки передач и двух электромоторов – тягового (85 кВт) и вспомогательного (50 кВт), выполняющего в основном функции стартергенератора для бензинового двигателя. До 55 км/ч работаетболее мощный электромотор, после через кулачковую муфтуподключается второй электродвигатель и ДВС. Электроникараспределяет между ними обязанности так, чтобы достичьнаибольшей эффективности при минимальном потреблениитоплива и энергии. После 130 км/ч муфта размыкается и ДВСс вспомогательным электромотором работают вдвоем.1 – бензиновый двигатель с вспомогательным электромотором;2 – литиево-ионная батарея; 3 – тяговый электродвигатель.За рулем 12/2012 187184-187(2X1_2V)_Audi techday-2012 v2.indd 18706.11.2012 17:06:31